ВРЕМЯ ОТДОХНУТЬ ОТ КИНЕМАТОГРАФА

Mar 22, 2016 15:21

Три года назад я обзавёлся первым в жизни планшетом. А чуть позже начал более-менее регулярно совершать поездки из пункта А в пункт Б, занимавшие то час, то три, а то и все восемь. Именно тогда я и обратился к аспекту поп-культуры, который большую часть сознательной жизни игнорировал - к фильмам и сериалам.

Сейчас вдруг обнаружилось, что оба моих планшета (тот, самый первый, я грохнул где-то в Архангельске) забиты фильмами, которые я некогда скачал, чтобы посмотреть, да вот всё никак. Потому что книжки читать всё равно прикольнее.



Разумеется, в первую очередь я обратился ко всяким там фильмам-катастрофам, где небоскрёбы падают, Эверест становится островом в океане, а через дыры в пространственно-временном континууме на родную голубую прут хтонические чудища. И фантастике вообще - от момента, когда её в принципе начали снимать, до наших дней.

Дело в том, что "побутовы" фильмы "про жизнь" мне категорически неинтересны. Мне кажется, что их снимают на задрачивание всем тем, кто сидит в четырёх стенах, и настоящей жизни просто не видит.

Некоторый исследовательский интерес представляют отечественные кинодрамы периода с середины 30-х до позднего застоя. Те, на которые сейчас принято до кровавых мозолей ностальгировать, приговаривая "вот, было кино...". На самом деле по ним хорошо прослеживаются некоторые этапы упадка, деградации и разложения прогрессивной на старте советской идеологии, которая чем дальше, тем больше зарывалась в блевотный традиционализм.

Как-то я приехал к своим старикам, когда они втыкали в "Любовь и голуби" по ящику. Мне такое кино всегда было чуждо. Вот только раньше я не понимал - почему, а сейчас понимаю. Все эти причитающие за столом тётки в косынках - позднее, усталое эхо того "новой народности", которую начали вбивать кирзовым сапогом термидора в едва оперившуюся советскую поп-культуру ещё при дядюшке Джо.

С точки зрения декларативной советской идеологии все эти фильмы выглядят какой-то грандиозной подменой. Вместо анонсированного "нового быта" - опять целомудренные пейзанки в платочках, бородатые мужички "с понятием", неизменные с XIX века гулянки под гармонь, вот это всё.

Чёрт, как же отвратительна и лжива эта сентиментальная произбень. От "Свинарки и пастуха" до "Служебного романа" включительно. Если парадоксальная формулировка "дегенеративное искусство" вообще имеет какое-то реальное воплощение, то это явно про эту дрянь.

С другой стороны, обратившись к западной кинофантастике, я вдруг увидел какую-то логику в том, что в советское время у нас в этом жанре много чего писали, но мало снимали. Прочитанное можно представить как угодно - а заодно и пожелать воплотить на практике. Чтобы в конце концов самому увидеть и пощупать. А когда всё уже представлено за тебя - да к тому же, в последние годы ещё и с неслыханной детализацией, и в 3D, - вроде как и воплощать уже ничего не хочется. Всё уже на экране показали.

Изучив нек-рое кол-во якобы "классической фантастики 70-х" вроде "Близких контактов третьей степени", я понял, что мне следует сказать спасибо советской власти, скрывавшей от нас это невнятное бредовое убожество до последних дней. Модные "Interstellar" и "Облачный Атлас" оказались ничо так - но не сказать, чтобы меня тянуло пересматривать их по новой. "Солярис" и "Знаки" (оба - 2002) предсказуемо оказались высоколобой АТМТА. А вот "Rock Star", "The Boat That Rocked" и "Rock of Ages" неожиданно порадовали.

Некоторые фильмы я, по зрелому размышлению, не могу расценивать иначе, как подлые и лживые. Таковы "Аполлон-18", "Последние дни на Марсе", "Контакт" и мини-сериал "Конец Детства". В ссылках подробно описаны причины, по которым их создатели, дожившие до мировой революции и победы прогрессивных сил, отправятся до конца дней ликвидировать последствия лесных пожаров.

Из сериалов сильное впечатление произвёл только старый, 60-х годов, "Star Trek". А также его сиквел "Next Generation" и приквел "Enterprise" (современные полнометражки, включая анонсированную на этот год - идеологически ложное и вредное относительно мифологии сериала фуфло, не рекомендую). Спин-оффы - "Deep Space Nine" и "Voyager", - честно говоря, не осилил. Латентного англофила в моей голове слегка потешил "Шерлок". Осталось некоторое сожаление от закрытия "Defying Gravity". А вот "Firefly" вообще никак не тронул. При этом выдержанный в той же концепции "Killjoys" на фоне "Светлячка" показался приспособленческим и охранительским.

Среди незаслуженно забытых шедевров отмечу "Трон" (классический, разумеется - сиквел плох утратой эстетики, визуальный "реализм" тут нахрен не нужен), "Джон Картер", "Dark City", пародирующий все космические оперы разом "Galaxy Quest" (спи спокойно, дядька Рикман), "Квадрофения", "Absolute Beginners" и даже такой адов постмодерн, как "High Moon" с гей-киборгами на русской лунной базе. Всё остальное (а его существенно больше) особого упоминания не стоит.

Похоже, львиную долю фильмов, которые я так и не собрался посмотреть, я тупо сотру. После всего этого "кина" просто читать даже такую тупейшую космооперу, как "Ringworld" Ларри Нивена - и то приятнее. Хотя какой нахрен Нивен, у меня Маркс и Ленин ещё и на десятую долю от оптимального не изучены.

Вот вам, на закусочку, Винни-Пух в стиле арт-хаус, и я пошёл заниматься производственными процессами:

image Click to view

фантастика, кинематограф, кино, кинофильмы

Previous post Next post
Up