...Он спешит. Он несётся, глядя куда угодно, только не перед собой, и сшибает всё на своём пути. У него впереди - важнейшее дело. Но оно тут же отойдёт на второй план, если ему плюнуть в спину, или просто назвать мудаком...
Когда таких отрывков накопится достаточно много - можно издавать роман. О чём? Какая разница...
Со времён "Мёртвых Душ" Н. Гоголя нам известен интересный литературный приём, когда сюжет - не столько движущая часть произведения, сколько некий стержень, на который нанизаны размышления "о жизни, вселенной и вообще". Помните все эти вставные новеллы у И. Ильфа и Е. Петрова вроде "в Москве любят запирать двери..." или "Инда взопрели озимые..."? С развитием поп-культуры сюжет чем дальше, тем больше теряет самостоятельную ценность относительно вставных новелл. Это уже не стержень, а скорее лишь повод. Так художественная литература мутирует в разновидность эссеистики. По такому принципу построена большая часть произведений В. Пелевина (спасибо
blutangза то, что обратил на это моё внимание). Да и "Черновик" С. Лукьяненко был бы полным фуфлом, если бы не первые абзацы каждой главы, ценность коих перевешивает ценность повести в целом.
Да, это всего лишь поп-культура, и это всего лишь приём. Но всё хорошо в меру. Но подобно тому, как рэп из вокального приёма стал стилем, включающем загребущие штанины и распальцовку, доминирование идеи вставных новелл уже почти что оформилось в отдельный жанр.
Скоро эта фишка войдёт в моду, и ей, как и многим другим, будут затыкать неспособность работать по-человечески. Это одна из тех граней, по которым происходит распад.