ЖИЗНЬ: постиндустриальный феодализм
Суббота, 07-00. Шоссе из default city уже забиты дачниками до состояния многокилометровых пробок. Воскресенье, 14-00. То же самое, только в другую сторону. А если погода так себе - то и ранее.
Казалось бы, всё здорово: и дачи есть если не у всех, то у многих, и машины тоже. Вот только ещё бы дороги расширить... или всё ж таки много нас слишком стало?
Так вот, похоже, дело ни в том и ни в другом.
Для пояснения ситуации процитирую, как говаривали во времена НЭПа, "бывшего князя, товарища Кропоткина":
"...
заветным желанием каждого помещика было, чтобы все необходимое в хозяйстве изготовлялось собственными крепостными людьми. Все это вот для чего. Если кто-нибудь из гостей заметит:- Как хорошо настроен ваш рояль. Ваш настройщик, вероятно, Шиммель?То помещик гордо отвечал:- У меня собственный настройщик.- Что за прекрасное пирожное! - бывало, воскликнет кто-нибудь из гостей, когда к концу обеда появлялось своего рода художественное произведение из мороженого и печений. - Признайтесь, князь, это от Трамбле (модный кондитер того времени).- Нет, это делал мой собственный кондитер, ученик Трамбле. Я позволил ему сегодня показать свое искусство.Заветным желанием каждого богатого и знатного помещика было иметь мебель, сбрую, вышивки - словом, все от собственных мастеров..."
Если кто забыл, напомню - феодализм как система межклассовых отношений задержался на просторах нашей необъятной аж до 1861 года. А одной из примет феодализма является что? Правильно, натуральное хозяйство. Так вот, некоторые элементы как феодализма, так и натурального хозяйства сохраняются в нашем формально бесклассовом обществе и по сей день. Только сами феодалы несколько измельчали. Потому что это мы сами. И работают на нас не истопники, а калориферы, не водоносы, а насосы, не садовники, а газонокосилки, и не кучера, а автомобили. Und so weiter.
Нет, я, разумеется, понимаю, что всё это - блага цивилизации, и отказываться от них было бы глупо. Но! Всякими благами цивилизации можно пользоваться по-разному. Можно создавать глобальные и надёжные системы общественного транспорта, зон отдыха, здорового питания, бытового сервиса ets. На деле же всякий, кто не желает остаться в дураках, запасается собственным транспортом для стояния в пробках, домишкми в тисках соседских заборов, микроскопическими огородами с рахитичной морковкой на них, и стиральными машинами производства страны, где социализм является логическим продолжением всё того же феодализма.
Феодализм эконом-класса. Пошленький и позорный уже самим фактом своего существования.
ИЧСХ, ведь ни один фантаст не предвидел...
ВСЕЛЕННАЯ: people are strange
Очень сильно в рунете правило friend or foe. Либо ты на все 100% разделяешь чьи-то интересы, либо руки тебе не подадут, и при личной встрече будут в лучшем случае переходить на другую сторону улицы, а в худшем - стремиться взять и уебать. Отсюда, кстати, дичайшая атомизация всяческих тусовок. Они одинаково любили водку, и одинаково ненавидели гей-парады - но один был старообрядец, а другой обновленец. Экзистенциальная драма и вечное взаимное проклятье.
Пару недель назад в связи с одной из моих публикаций моя персона стала предметом яростных обсуждений. Ничьих имён я в той публикации не упоминал, но все собравшиеся дружно узнали в басенном сюжете себя любимых, и бурно негодовали. Красной строкой через негодование проходили генеральские лампасы такие положения: "он наххх никому не нужен - он всех достал - его надо игнорировать изо всех сил". Шутка была в том, что собравшиеся искренне не понимали, а с хрена я не такой, как они. По всем признакам должен быть с их помойки и жить по их понятиям, а вот блин, отщепенец. То есть там, где нормальный гопник просто вломил бы с ноги, гопник, работающий под интеллектуала, демонстрирует оскорблённое изумление.
А вот мне порой очень даже интересно пытаться разобраться в людях, совершенно на меня непохожих. Высмеять или возненавидеть кого-либо за его образ жизни и мыслей - проще простого. Но стоит ли?
Например, я с интересом читаю заметки одного формально коллеги по одной из профессий, прекрасно понимая, что моим союзником в какой-либо области он не будет никогда. Чувак настолько закопан в какие-то неканонические проявления джаза и академической музыки, что так и тянет сказать: "понтуется". О поп-музыке он пишет много и охотно - но брезгливо, что тоже как бы намекает. Шансон, экстремальный металл и Beatles ему отвратительны примерно в одинаковой степени. Тоже, кстати, весьма характерный симптом, но это тема для отдельного разговора.
В общем - поржать, повесить на парня ярлык эталонного небыдла, и весь сказ? Вот только шутка в том, что при всём вышеизложенном он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно и увлекательно излагает свои мысли. И лично мне ну совершенно не мешает при посадке в кресло мысль, что где-то там живёт человек, совершенно не разделяющий моих представлений о прекрасном.
И ВООБЩЕ: что считать провокацией?
Иногда прикольно наблюдать за реакцией на нарушение неких неписаных законов. Причём, как ревнителей оных, так и самого нарушителя. Обожаю ту сценку из трижды полукрамольного "Naked Lunch" У. Берроуза, когда в ресторане для гурманов просят кетчупа, и случается безобразный скандал.
Например, нигде не сказано, что в читальном зале библиотеки МГУ запрещено испражняться, сидя на потолке. Ввиду не то чтобы очевидности, но проблем с практическим осуществлением. И нигде на том же "Фотосайте" не сказано, что расфокусированное любительское фото на фоне ковра - это не ТРУЪ. Хотя это не столь очевидно, да и практически осуществляется чуть проще.
И вот на днях один чувак это сделал. Великосветское общество в смятении. Ибо кадр настолько архетипичный, что впору глубокомысленно, как в фильме "
The Moderns", комментировать: "это дадаистическая провокация!".
Те же, кто сразу поняли, что автор просто ошибся дверью и не врубился в суть (столкнётся с драконовскими правилами публикации фото - врубится), дружно наградили фото опущенными пальцами. Меня в этой компании не было - ибо зачем?
Так что это такое было - простой системный сбой или акт ситуационного искусства? Ваши варианты, дамы и господа...
Всем доброго дня.