заметки на полях шляпы

Jun 21, 2009 15:40


Дело 1. Эх, если бы музыка решала всё...

...Однажды я задался таким вопросом: а почему Beatles у нас всегда были несравненно популярнее, чем Rolling Stones, в то время, как в Англии они шли, что называется, нога в ногу. По-видимому, дело в том, что ладовая музыкальная стихия Beatles, напевность и гармоничность их сочинений очень близки русскому мелосу в отличие от типичного рок-блюзового квадрата Rolling Stones...

А. Троицкий
конец 1970-х

Вроде бы безупречное рассуждение. Но если бы это действительно было так - у нас на руках бы носили ультрамелодичных ELO, Foreigner и Cheap Trick, а про Metallica и RHCP никто бы и не вспоминал. На деле же всё происходит с точностью наоборот. Почему? Потому что в рассуждениях автора есть маленькая брешь - если им верить, музыка здесь основной критерий. А для масс это далеко не так. Metallica и RHCP может полюбить и абсолютный гопник, которому музыка как таковая до жопы, а чуваки зато прикольные.
Затем - фактор "истории". Выигрывает тот, у кого есть "легенда". Я рос в 80-х, и помню время, когда у нас в стране Queen и Sparks были одинаково широко известны в узких кругах эстетствующих меломанов: 2-3 песни тех и других в редких музыкальных программах, 2-3 статьи про тех и про других в прессе... Но всё изменил 1991 год.
Результат? Кому нужен какой-нибудь Робби Валентайн, сколько ещё ломовых песен он не сочини? Зато имея в ативе безупречный боян про сгоревшее казино, престарелые клоуны Deep Purple еще долго протянут...

Дело 2. К вопросу об эволюции хард-рок-фальцета в 80-х (наброски будущего исследования)

...высокий форсированный хард-рок-вокал образца 70-х в следующем десятилетии стал несколько карикатурным, ибо вобрал в себя ещё и панковскую гнусавость. Винс Нил начинал в группе Rock Candy, игравшей кавера Cheap Trick, но его пение от вокала Робина Зандера отличает именно вот эта манера петь немного в нос.
Это несколько смягчило изначальную "пилорамность" хард-рок-фальцета. Блэки Лоулесс из WASP в молодости подменял Джонни Тандерса в New York Dolls - недостающем звене между глэмом и панком. Его голос часто сравнивают с голосом Нодди Холдера из Slade, но если у Холдера много стаккато (его порой специально подчёркивает на записях реверберация вокала), то носовая манера пения сама по себе легирует ноты, а уж интервалы при таком раскладе начинают звучать гладко до попсовости. Перемножение хардового и панковского "минусов" даёт поп-плюс. Что мы, кстати, и слышим у Тома Кейфира из Cinderella.
А манера вокала Аксла Роуза в данном контексте мне лично кажется вообще несколько доведённой до абсурда. Если Винс - это кошак мордатый похотливый, а Том - кошак чёрный дикий, то в голосе Аксла  слышится остервенение молодого кабана-подранка.

beatles, cheap trick, рок, queen, deep purple, elo, new york dolls, sparks, slade, музыка, rolling stones

Previous post Next post
Up