ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ

Mar 21, 2009 11:02


В 1995 году я столкнулся с одной проблемой, всей серьёзности которой по молодости и глупости тогда не осознал. Пел я тогда в группе, названия которой лучше не вспоминать. И искала группа второго гитариста.
Как-то на репетицию к нам пришла девица. Воткнула гитару, и сходу запилила что-то до невозможности классическое - то ли из скорпов, то ли из ганзов - не помню. Но очень близко к оригиналу. Нам тогда подобный уровень и не снился, и наш гитарист, знавший толк в риффах, но не более (нет, он пытался играть соло, но лучше бы он этого не делал) тут же засомневался - не слишком ли это для нас круто. Потом девица спросила: "можно?", скинула покрывало со стоявшего в углу пианино, и с чувством, толком и расстановкой исполнила первый куплет мановаровской "Heart Of Steel". Тут уже засомневался я, ибо голос мой в ту пору не годился этой дивчине даже на подпевки, а на клавишах я в ту пору вообще играть не умел. Да, на репетицию традиционно опаздывал барабанщик, и барышня успела до его прихода пошуршать ещё и на его рабочем месте. Если он, в кульминационный момент войдя в зал, и не залился краской, то лишь потому, что вечно был укуренный, и имел всё в гробу.
В общем, мы (за исключением барабанщика) уже готовы были строем уходить в монастырь, но тут вдруг девушка решила исполнить пару своих песен. И вот тут меня лично (остальные, должно быть, так ни черта и не поняли), ожидало откровение. Причём не самое приятное. Оказалось, что приёмы, разученные дамочкой по чужим песням, существуют сами по себе, и в авторских её сочинениях никак не задействованы. А сами её авторские сочинения представляют собой унылый говнороковый бред наподобие Умки-Янки, только ещё хуже. Тут я прибодрился. Ибо несмотря на свой скудный исполнительский опыт, в сугубо сочинительском плане бил гостью по всем пунктам.
Впоследствии я осознал, что мой тогдашний коллега Дж. Б. Робертсон, при всём моём к нему уважении и при всех его обширных знаниях о музыке 60-х, не способен сочинить ни одной убедительной стилизации под оную. Нет, на самом деле, конечно, способен - но только если периодически его подталкивать: слушай, а ведь в таком случае бас в ту пору играл вот так, и пр. Без подобного подталкивания все его стилизации выходили, что называется, низкобюджетными. Похожими, но исключительно на лоховской вкус.
Да и Саня Буреев, последний клавишник Лесных Клаподастеров, тоже мог один в один с любого места запилить нота в ноту органное соло из "Highway Star", но в наших собственных композициях всё время норовил сползти на какое-то кабацкое бряцанье по противным стекляннистым звукам. В группе, из которой он к нам пришёл, он именно так и играл, и мне было непонятно, а какого хрена тогда ему вообще было учить Deep Purple по нотам? И Ваня, барабанщик, рвавшися ко мне в 2005-м - тоже сандалил что-то сложнопостановочное  по двум бочкам, а выучить вступление к "Вариации", где, если честно, все рисунки слизаны из "Gypsy" тех же ветхозаветных Deep Purple, так и не смог.
Ну, и совсем недавно пробовавшийся в Камера Обскура на вторую гитару дядька с белым "Les Paul", куда мастеровым образом были поставлены звукосниматели типа "сустейнер" и тремоло "floyd rose",  сперва минут пять поражал моё воображение доскональным знанием фишек Джимми Пейджа, потом три часа пытался запомнить, в какой последовательности следуют друг за другом риффы песни "По Ту Сторону Лета", и через пару репетиций обнулился. При этом не сказать, чтобы композиция была супер-авангардной, а последовательность риффов - алогичной, как у каких-нибудь Fantomas. Наоборот, меня до сих пор малость удручает, что аранжировка построена по преимуществу на штампах. Пару раз, когда этот чувак отходил покурить, я ставил Exterme или Black Sabbath, чтобы понять - а не переборщил ли я? А не перенавернул ли? Да нет, у классиков жанра всё ещё круче, а он их вроде бы назубок знает...
В чём причина?
Потом я вспомнил этого гитариста десять лет назад - уверенного в себе главу собственной группы, который теоретически уже тогда прекрасно владел инструментом, но не использовал в своих песнях и пятой части того, что умел, да и ни одной запоминающейся песни на мой вкус в активе не имел. Вспомнил, как при первой после долгого перерыва встрече осенью прошлого года он понимающе кивнул: "Ну, я примерно представляю, что вы играете...", очевидно, полагая, что с 1999 года мы ну совершенно не изменились. А потом, отслушивая наш новый материал, шебуршил свои усы и немного растерянно бормотал: "Да, чуваки, вы здорово продвинулись..."
Похоже, все эти парни полагают так: те, чьи песни мы учим - они где-то там, в светозарном астрале, и были великими от рождения своего. А нам, убогим, сочинять свои песни на том же уровне не стоит и пытаться. Даже если мы технически всё это умеем. Всё равно никто не оценит...
А кое-кто даже подводит под сей двойной стандарт концепцию. Да, типа, мне нравится это и то, но я (Я!) делаю нечто совершенно иное. Способ самозащиты - великолепный, как панцирь черепахи. Это не лажа, это мой сугубо индивидуальный стиль, ни на что более не похожий, и ни с чем ни сравнимый.
(Примерно также одна тётка вчера в сберкассе сперва обхамила меня по-медвежьи, а потом заявила, что это не хамство, а лично её низкий культурный уровень. А это - мой низкий культурный уровень, ответил я, со всей дури наступив ей на ногу. А если я оторву вам голову - будет ещё ниже...). 
Вы одиночкаВас часто называю нелюдимым. Вы не пытаетесь быть как все, вы не верите в бескорыстие. Все делаете основательно, без спешки продумывая на несколько ходов вперед. Вы никогда не встреваете в конфликты, открыто не высказываете своих чувств, но если же вы начинаете мстить, то жалости и снисхождения от вас ждать не стоит. Редкие люди допускаются в ваш мир, где вы бог и дьявол одном лице. Вы не склонны к насилию, но и не против него! По этому ваше лучшее оружие это - ВСС Винторез, снайперская винтовка, калибр 9мм (9х39 СП-5), Россия
Пройти тест

музыка, музыканты, двойные стандарты

Previous post Next post
Up