Оригинал взят у
alex_des в
Холуй в апреле. Россия.В апреле съездил с Сапроновым Николаем поснимать разливы в Ивановскую область. В этом году воды было мало и нормального половодья, когда вокруг вода и передвигаться можно только на лодке, не случилось. Но некоторые места из нашего маршрута были всё-таки хороши и несколько интересных снимков, на мой взгляд, таки удалось сделать.
Одно такое место - село Холуй (ударение на первый слог).
Хо́луй - ранее слобода, с 1946 года - посёлок городского типа, а в настоящее время - село в Южском районе Ивановской области на реке Тезе.
По состоянию на 2010 год, население - 855 чел.
Село входит в Перечень исторических городов России.
Хо́луем на Руси называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы (сетка), с помощью таких сеток перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе», получило название Холуй. Название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово «холуй» сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли.
Основателями села Холуя, по преданию, были беженцы из Суздаля, спасавшиеся от татарского нашествия в непроходимых болотистых зарослях вдоль реки Тезы.
Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «… у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы».
В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции. «Холуй-посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицына, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имевших земли.
К тому времени Холуй уже получил известность как торговое село - здесь ежегодно проводились четыре ярмарки, включённые в торговую цепь: Нижний Новгород - Мстёра - Холуй. В ярмарочные дни в Холуе открывали свои двери Гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обоим берегам Тезы. Наряду с этим Холуй славился и как центр производства дешёвых, «расхожих» икон, распространявшихся офенями и коробейниками по Российской империи.
Взято из Википедии
1.
В первый день было пасмурно и временами шёл мелкий дождь, света не было и ничего достойного я не снял. Все надежды были на утро. На реке Теза уровень воды поднялся под самый мост, но мост не залило, как это бывало в прошлые годы. Холуй называют ивановской Венецией из-за весенний паводков, вода обычно заливает всё вокруг из-за чего передвигаться можно только на лодках. Но в этот раз, к большой радости местных жителей, воды было не много и пешеходные пути не ушли под воду.
Рассвет был очень неплох, хотя, набежавшие облака и заставили нас понервничать. Я выбрал себе точку, чтобы поймать в кадр солнце, в момент его появления из-за горизонта, и стал ждать.
2.
В центре села, на берегу реки Теза, находится храмовый комплекс церкви Троицы Живоначальной и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы совсем небольшая и её не видно с этой точки, а на самой набережной - церковь Троицы Живоначальной. Церковь неспешно восстанавливается и стоит в лесах.
3.
4.
Снял солнце вышедшее из-за горизонта и бегом на вторую точку (фото №№5-9), но увы - облом. Хоть и бежать не особо далеко было, но к первому розовому свету я не успел - туча сыграла свою паскудную роль и закрыла солнце. :(
Пришлось ждать, пока она уползёт. Солнце тем временем поднялось выше и когда свет снова "пошёл" было уже не то, но тоже неплохо на мой взгляд.
5.
6.
Село Холуй знаменито своей лаковой миниатюрой на папье-маше. Мы, сходили посмотреть музей лаковой миниатюры - очень круто!
А в Википедии написано следующее:
Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628-1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.
Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности, в Москве и Петербурге (Спас на Крови - Петербург, Успенский собор в Московском Кремле). Император Николай II пожаловал грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову «… по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское село…».
После революции 1917 года иконопись была вытеснена лаковой миниатюрой. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. В 1928 году холуйские мастера составили филиал мстёрской артели, а в 1934-м выделились в самостоятельную артель.
Во время Великой Отечественной войны в Холуе было создано Холуйское художественное училище. Это событие послужило началом художественного образования в Холуе и явилось важнейшим стимулом развития культурной жизни в районе.
7.
8.
Фото №9 - панорама из 7 вертикальных кадров.
9.
Пока солнце не поднялось совсем высоко, пробежался по мосту и сделал несколько кадром с домиками на берегу.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Всё, пора собираться. Перед отъездом сделал напоследок дневной кадр с мостом.
17.
А вот это, два снимка (№№18 и 19) сняты мною в прошлом году осенью. Можно видеть насколько поднялась вода по сравнению с октябрём месяцем
18.
19.