Хотела свои отсканировать и выложить, но добрые люди давно уже все выложили и мне теперь лень=))
хотя разве в разрешении побольше сделать?=))
Оригинал взят у
magnus_z в
Соколов А. Космическая фантазия (1963) Этот набор открыток А. Соколова я отсканировал несколько лет назад. В Интернете его не видел. Изображения очень интересные, зачастую это ранние варианты более поздних картин Андрея Соколова. И очень интересное предисловие А. и Б. Стругацких.
UPD 02.03.2009:
magister_ любезно предоставил скан недостающей открытки. Большое спасибо!
«Космическая фантазия».
ИЗОГИЗ
16 открытых писем. Цена 32 коп.
Художник А. Соколов.
Редактор Ю. Алексеев.
Подп. к печ. 15/X-63 г. За-289. Т. 90 000
Калининский полиграфкомбинат
Главполиграфпрома. Зак. 700.
В последнее десятилетие в Советском Союзе, как и в других высокоразвитых странах мира, большую популярность завоевала научно-фантастическая литература, описывающая полеты на Луну, на другие планеты и даже к другим галактикам. Никогда еще небо с его чудесами не приближалось к Земле так, как в наше время. Человек уже побывал в космосе, человеческие глаза уже видели нашу планету с космических расстояний. Приборы, созданные человеческими руками, бороздят просторы солнечной системы. Опираясь на гигантское развитие социалистической индустрии, советские ракетостроители - ученые, инженеры, рабочие - построили первые космические корабли, и человечество приступило к осуществлению своей вековой мечты - к штурму Вселенной. Сделаны первые, может быть, самые трудные шаги. Началось выполнение грандиозной программы освоения космоса, намеченной замечательным основателем науки о звездоплавании К. Э. Циолковским. Это ему принадлежат слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Он предсказывал, что люди запустят искусственные спутники, совершат облет Луны, высадятся на далеких планетах, устремятся к звездам. Мечта всегда опережает действительность. На то она и мечта. Герои нашего времени, первые космонавты, снова и снова облетают Землю, готовясь к следующему прыжку, еще более грандиозному, а фантазия писателей уже уносит читателя под черное небо Луны, в пески марсианских пустынь, в таинственные недра Юпитера, к мирам под иными солнцами, к центру Млечного пути. Воображение читателя поражено настоящим, но он жаждет и нового. Стоит только читателю поднять голову ясной ночью, и перед его глазами встает необъятная, даже пугающая сокровищница тайн, удивительных и невообразимых. Что там? Кто там? Ученые спорят между собой, остроумно и внимательно перебирая немногие наблюденные данные. Слишком велики расстояния, слишком ничтожны видимые размеры объектов наблюдения, мешает непрерывно волнующийся океан земной атмосферы... Ученые скажут вам, какова масса Венеры и чему равен диаметр Марса, они знают толщину колец Сатурна и расстояние до Сириуса... Но спросите их: каков восход Солнца на Венере? Какими красками блещут неведомые скалы Меркурия? Что за следы заметает ветер в марсианских песках? Большинство ученых в ответ пожмут плечами: «Мы слишком мало знаем, чтобы отвечать на такие вопросы».
Другое дело - писатель-фантаст. Не то, чтобы он считал себя не связанным фактами. Нет. Но современный писатель-фантаст, будучи во всеоружии научных фактов, считает себя не связанным отсутствием фактов. Он дополняет своим воображением недостаточные сведения о других мирах, восполняет полетом фантазии пробелы в фактическом материале, его воображение вооружено научным методом, и вот перед читателем предстают волнующие сцены на мрачной Железной звезде в «Туманности Андромеды» Ефремова, странные события на исследовательской станции над океаном мыслящей материи в «Солярисе» Станислава Лема, будни космических строителей в произведениях Гуревича. Разумеется, никто из писателей-фантастов не претендует на предсказание фактов, которые будут открыты наукой. Задача их совсем в другом. Дать в художественных образах впечатление бесконечного разнообразия миров во Вселенной, возбудить воображение читателя до уровня нестерпимого стремления к знанию. Другими словами, содействовать воспитанию человека разностороннего, знающего, обладающего фантазией, этим «качеством величайшей ценности», как говорил В. И. Ленин.
Одной из важнейших задач искусства вообще является отображение окружающего мира во всей его удивительной многогранности. Внешняя Вселенная несомненно одна из самых ярких граней этого мира. И поэтому естественно появление фантастики, как жанра литературы, поэтому естественно появление фантастики и в живописи. Художник - счастливец. Он способен подарить окружающим мир таким, каким он видит его. Художник-фантаст - счастливец вдвойне. Его мысленный взор видит то, что недоступно никому на свете, видит таким реальным и вещным, что может показать его всем. Его фантазия открывает необычайные миры - яркие и грозные, страшные и радостные, недоступные, но уже покоренные человеческим воображением. Характерно, что одним из первых значительных мастеров в этом жанре является советский художник Андрей Соколов, гражданин страны - родины звездоплавания. Первые же его картины, опубликованные в различных журналах, обратили на себя внимание как у нас, так и за рубежом. Его работы висят в кабинетах крупных советских ученых. Выставки его произведений в Москве и Ленинграде пользовались большим успехом.
Как и писатели-фантасты, Андрей Соколов не ставит перед собой задачу создавать картины-предсказания, изобразить то, что увидят космонавты в ближайшем и отдаленном будущем. Создать свой мир, увидеть хотя бы в воображении гигантское многообразие Вселенной, расширить представление о ней, возбудить воображение, заставить человека задуматься, поразиться, заспорить, представить себя в Мире, как частицу его, но частицу разумную, покоряющую и познающую - вот задача художника. Его картины вызывают самые разнообразные чувства и мысли. Вот он какой космос - грозный, величественный, слепящий и - наш! Наш! Наши корабли висят над дикими, нечеловеческими пейзажами, наши машины оставляют следы в кристаллической сверкающей пыли непостижимых планет, мы, люди, стоим на этих скалах и смотрим в зеленоватое марево, таящее загадки.
Чем привлекает нас Соколов, как художник? У него великолепно развито пространственное воображение. Взгляните на диковинные, фантастические конструкции - творения наших потомков. Мы не знаем, что это за сооружения, мы можем только догадываться, каким целям они служат, но как превосходно чувствуется в их странных поворотах, неожиданных формах скрытая целесообразность, мощь, скрытая разумность их создателей. Цветовые контрасты, непривычные и кажущиеся неправдоподобными, подчеркивают странность изображаемых пейзажей, и в их бросающейся в глаза чуждости опять-таки чувствуется богатая фантазия. Соколов широко пользуется цветом, чтобы создать у зрителя впечатление незнакомости материалов естественных и искусственных объектов, которые он изображает. Красноватый отблеск Марса на поверхности его древнего искусственного спутника, зеленый блеск Сатурна, озаряющий скафандры космонавтов, жуткие желто-багровые трещины в коре остывающей звезды, яркий фиолетовый рассвет над неведомой планетой с ее кристаллической растительностью - разве это не будоражит воображение? Не зовет человека туда, «на место»?
Представленная здесь серия репродукций очень характерна для Андрея Соколова. Она как бы утверждает его уверенность в том, что придет время и коммунистическое человечество будет хозяином во Вселенной. Серия охватывает основные вообразимые этапы освоения космоса: от первых следов человека в лунной пыли до старта экспедиции к соседней галактике.
А. Стругацкий
Б. Стругацкий
[На каждой открытке]
А08935-63 г. 3а-289. Т. 90 000. Ц. 2 к.
Калининский полиграфкомбинат Главполиграфпрома. З. 700.
1. Луна. Следы космонавтов в лунной пыли
2. Луна
Автоматический танк-вездеход перебирается через бездонную трещину в скалистой лунной почве. Над Луной огромным шаром висит наша родная планета - Земля
3. Луна. Над горизонтом - Земля
4. Марс. На Фобосе
Один из спутников Марса оказался искусственным, запущенным на орбиту вокруг нашего соседа десятки миллионов лет назад. Космонавты с интересом осматривают его, но он покинут и пуст
5. Венера. Черные скалы
Температура - сотни градусов, небо покрыто вечной мглой. Среди столбообразных диких скал остановились космонавты со своим вездеходом и тревожно следят за полетом шаровых молний, возникших внезапно у них на пути
6. Венера. Лавовое поле
Здесь не пройти человеку. На раскаленное поле застывшей лавы выехала автоматическая танкетка космонавтов, и вдруг несущиеся тучи на секунду разошлись. Показалось солнце - непривычное, огромное, не похожее на наше, земное
7. Сатурн. На Титане
Передвижная космическая станция землян на Титане, крупнейшей «луне» Сатурна. Космонавты готовят к старту исследовательскую ракету для изучения колец диковинной планеты
8. В кольцах Сатурна
Одну за другой забрасывают люди в кольца Сатурна автоматические исследовательские станции. Эти станции медленно передвигаются среди потоков каменного щебня, из которого состоят кольца
9. Мир голубого солнца
Мир голубой звезды, голубого солнца. Странен и непривычен мир, возникший в лучах голубого светила. Вершины причудливых скал, выступающих над гладкой, словно ледяной поверхностью, светятся загадочным синеватым пламенем. Люди наблюдают это явление из «Везделета», защищенного от всяких случайностей мощным силовым полем.
10. Мир двойной звезды
Фотонный звездолет приблизился к системе двойной звезды. Одна из них - красный гигант. Другая - яростно полыхающее, горячее синее солнце
11. Мир двойной звезды. В лучах голубого солнца
Исследовательская ракета обследует одну из планет двойной системы. Красное солнце еще за горизонтом, и лишь голубые лучи озаряют странные пейзажи. Оранжевым светом мерцают туманообразные скопления - колонии бактерий
12. Мир двойной звезды. Красное солнце
Пейзаж другой планеты, населенной невиданной кристаллической жизнью, озарен зловещим блеском красной звезды. Причудливыми голубыми туманами проплывают колонии бактерий
13. Мир двойной звезды. В лучах двух солнц
Сразу оба солнца системы - голубое и красное - взошли над неведомой планетой, в плотной атмосфере их объединенный свет кажется зеленым, Что это за странные формации возникли на ее поверхности? Продукты какой-нибудь химической реакции? Геологические образования неизвестного на Земле типа? А может быть это искусственные сооружения?
14. Искусственный спутник иной цивилизации
Подлетая к планете одной из отдаленных звезд, земляне обнаружили в пространстве странное сооружение - чужой искусственный спутник, удивительное творение рук и разума, не менее мощных, чем человеческие. Люди, наконец, встретились с братьями по разуму!
15. Искусственный мозг
Цивилизация обретенных «братьев по разуму» достаточно высока. В исследовании космического пространства им помогают сложнейшие электронные машины, установленные на полюсах планеты
16. Галактика со стороны
Все глубже и глубже в просторы Вселенной уходят космические корабли землян. На очереди - поход к соседним галактикам. Но в этом походе земляне уже не одни. Первая экспедиция за пределы нашего Млечного Пути совершается в содружестве с космолетчиками других миров. И вот ослепительные вспышки стартов прорезали космическую бездну.
UPD 16.12.2009: Сканы лучшего качества и немного большего размера я разместил на «Истории Фэндома» -