Вообще, по плану нашей поездки после Волгограда значилась Астрахань, но узнав, по ходу дела, что в Элисте в субботу намечается празднование дня города, мы решили направиться сперва в столицу Калмыкии. Лишнее событие в городе, от которого многого не ожидаешь, - весомый аргумент. Дотянув, с горем пополам, до утреннего автобуса (в планах имелось отоспаться в пути) отправляемся.
Расчет на большой автобус пошатнулся в момент выхода на платформу волгоградского автовокзала. Окончательно же надежды на компенсацию бессонной ночи рухнули в тот момент, когда подъехала скрипучая "Газель" и к ней выстроилась очередь из галдящих тетушек 40+. Дорога занимает 5 часов и 50 минут.
Степные ландшафты юга Волгоградской области становятся всё унылее, начинается Калмыкия. Степь да степь кругом... (с)
Случаются остановки в населенных пунктах. И без того малонаселенные, ранним утром выходного дня эти поселки хороши для съемок артхаусного кино.
Малые Дербеты, районный центр.
Сама Элиста на фоне своих соседей выглядит зеленым оазисом, хотя в абсолютном измерении это, конечно, город довольно безрадостный. Аэропорт обслуживает один единственный рейс, а железнодорожный вокзал и вовсе завязал с перевозками. Последние поезда из Ставрополя перестали ходить в 2006 году, из Москвы - в 2008.
В Элисте практически нет чего-то исторического. Зато на единицу городской площади огромно количество памятников людям, имена которых мало что скажут большинству посетителей. Каждый перекресток снабжен монументом в честь конкретного или абстрактного деятеля.
Вот памятник военачальнику О.И.Городовикову на соответствующей площади.
А это Белый Старец Цаган Аав, хранитель пастбищ и покровитель всего живого.
А так выглядит Хозяин степи.
Тысячи их.
Буддизм - главный мотив, проходящий красной нитью через всю жизнь города.
Национально-религиозный колорит придан не только культовым сооружениям. Тот или иной элемент можно встретить в оформлении почти любого строения в городе. И даже совсем уж типовая застройка на окраинах имеет в оформлении что-то похожее на национальный узор.
Не знаю насколько день города расцветил быт горожан, но о том, что он настал, можно было догадаться только дойдя до центральной площади. Там кипела жизнь.
Веселится и ликует весь народ! (с). И играет в шахматы.
Кстати о народе. Во-первых, по началу очень странным кажется, что все вокруг говорят по-русски. Видя вокруг лица сплошь восточного типа, почему-то подсознательно ожидаешь, что и говорить между собой они будут соответствующим образом. Но нет. И надписей на калмыцком языке тоже совсем немного - на официальных учреждениях. Кроме того, встретить туриста-иностранца оказалось не так уж сложно. Китайцы, европейцы, попался даже один чернокожий товарищ. От встречи с ним долго не мог отойти местный пролетарий, решивший поделиться своими догадками с нами: "Слышьте, а он это.. чо.. негр? из Нигерии, да?". В честь праздника и надвигающегося дня независимости Армении на площади собрались и все пятнадцать армян Элисты с флагами.
Мы же отметили событие калмыцким супом махан, беригами (калмыцкие пельмени) и чаем джомба (мутный, молочный, солоноватый).
А это наш человек в Амстердаме в Элисте - Яна, и ее друг Томаш. Спасибо им за встречу, организацию досуга и ночлега!
На поздний вечер оставили знакомство с памятником Остапу Бендеру и посещение детища Кирсана Илюмжинова - Сити-Чесс, Города Шахмат. В принципе, к посещению этого места я был подготовлен ознакомлением с отчетом Тёмы Лебедева и многочисленными предупреждениями, и поэтому никакого разочарования не последовало. Смотреть там и правда не на что. Это крошечный райончик на крайнем юго-востоке города, представляющий собой элитный поселок из двух-трехэтажных зданий американского типа, с Дворцом Шахмат в середине. Кто-то там живет, кто-то снимает помещения под мероприятия, по большим праздникам там играют в шахматы.
Наш день в Элисте закончился в кафе под сенью Города Шахмат. Совесть географов в отношении посещения этого региона была чиста и задачей номер один на следующее утро была поимка проходящего автобуса Таганрог-Астрахань.
Впечатление от Элисты осталось двойственное. С одной стороны, как ни крути, а город очень уныл. Из таких мест (прости, Яна!) уезжаешь с чувством, что едва ли ты по доброй воле окажешься здесь снова. С другой стороны, особенно если сравнивать с рассказами уже бывавших здесь ранее, развитие налицо и старания власть имущих (имевших?) хоть в чем-то да проявляются. Многих туристов ждет здесь буддийское просветление. Подобное тому, что уже снизошло на водителя этой маршрутки.