rem_lat транслирует новость об инициативе казанской "Булгарской общины":
Миллион представителей официально признанной народности «булгары» может появиться в России в следующем году. Ожидается, что примерно такое количество жителей страны укажет в качестве своей национальной принадлежности «булгар» или «булгарка» при Всероссийской переписи населения в 2010 году.
Как сообщили 116.ru в общественной организации «Булгарская община», в декабре прошлого года национальное самоназвание «булгары» было включено в Словарь национальностей для официального опубликования данных Всероссийской переписи.
«Дело в том, что во время переписи 2002 года многие булгары допустили неточности и ошибки при указании своей национальной принадлежности. Записывались «болгарами», «булгарцами» и так далее, было аж 48 разных вариантов написания, - рассказал корреспонденту 116.ru председатель булгарской общины Рафис Хакимов. - В результате к булгарам отнесли всего 700 человек. Перепись 2010 года должна все исправить. По нашим подсчетам, если все запишутся так, как было официально принято, то численность булгар в России достигнет миллиона человек. Поэтому сейчас мы начали активную работу по информированию населения о том, как правильно себя записывать».
Татары и булгары - не одно и то же, уверен Рафис Хакимов. В исторических источниках татарами называли монголов. Народность, проживающая в Поволжье, начиная с VIII столетия нашей эры и после взятия Казани в 1552 году, продолжала называться булгарами. Булгары - не чистокровная нация, говорит глава общины, принадлежность к ней определяется самосознанием, исторической общностью и языком. К слову, булгарским языком он называет наречие, на котором говорили жители современного Татарстана и Башкортостана до революции. Современный же литературный татарский язык, по мнению г-на Хакимова, не что иное, как «кряшенский говор булгарского языка», а башкирский, соответственно, всего лишь один из диалектов булгарского. При написании булгары используют арабскую вязь с добавлением своих элементов.
Об определенной степени раздражения, которую инициативы булгарской общины Казани вызывают у активистов татарских общественных движений, г-ну Хакимову хорошо известно. В свое время много негодующих откликов было высказано и в адрес кряшен, ратующих за официальное признание своей народности. Напомним, что в этом году при Институте истории Академии наук Татарстана должен открыться Центр по исследованию истории и культуры кряшен.
С 90-х годов общественное мнение в Татарстане подталкивалось к мысли о том, что татарский народ един и делить его на религиозные группы недопустимо. В преддверии Всероссийской переписи населения в 2002 году в Казани большим тиражом распространялись цветные буклетики «Мы, татары, едины», в которых критиковалось страстное желание кряшен записываться отдельной от татар народностью. Официальный статус кряшен до сих пор никак не закреплен. В отличие от них, булгарам благодаря включению в проект Словаря национальностей Росстата удалось добиться официального признания.
Примечательно, что агитационная кампания булгарской общины совпала с масштабной акцией татарских общественных движений в поддержку придания татарскому языку статуса второго государственного в России. Планируется собрать 100 тысяч подписей, которые затем будут переданы в Госсовет республики. Если местные парламентарии поддержат инициативу, то далее она будет направлена в Госдуму. Учитывая главное обоснование придания татарскому статуса второго государственного языка - факт, что татары являются вторым по численности народом России, реакция татарских активистов была предсказуемой.
«В преддверии переписи татарский народ целенаправленно пытаются раздробить, - уверен председатель бюро Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин. - То, что эти товарищи смогли зарегистрироваться, хотя это очень сложная процедура, указывает на протекционизм Москвы. Перед проведением переписи 2002 года в Институте этнологии Академии наук России под личным руководством директора Валерия Тишкова татар пытались разбить на семь народностей, но тогда татары сплотились перед угрозой внутренней децентрализации. На этот раз Тишков и компания пытаются педалировать темой «булгаризма», хотя никакого исторического обоснования для этого нет - могу это твердо заявить как будущий историк. Все эти действия направлены на ослабление татарского фактора и идут в общем потоке с отменой национальной компоненты в образовании и запретом сдачи ЕГЭ на татарском языке».
Почему русские не пытаются делиться на древлян и кривичей, задается вопросом лидер молодежного татарского движения. Хотя таких поползновений в России немало - движений, ратующих за возврат в языческое прошлое. Как правило, они преследуются правоохранительными органами. Г-н Айсин уверен, что «булгарская агитация» - это пиар-ход, вброс в информационное поле, попытка затмить акцию по сбору подписей за татарский язык в качестве второго государственного.
«Конечно, татарские общественники нас не любят. Много что про нас говорят, - философски заметил председатель булгарской общины Рафис Хакимов. - Мы же никого не трогаем и никого ни к чему не принуждаем».
Вся наша надежда, что в наших людях возобладают древние архетипы и они укажут себя истинным именем.
Алла бирса!