В далёком 93 году я совершила своё первое настоящее путешествие - с товарищами-панками и одноклассником съездили на остров Мудьюг, что в Белом море неподалёку от Архангельска. Нормальных бумажных карт в силу студенческой молодости ни у кого тогда не было, поэтому составлять маршрут пришлось по пачке "Беломора". Именно в тот знаменательный месяц дикой островной жизни я познакомилась с такими ныне известными в широких и узких кругах людьми как
katarsys_alva и
lekseys, а так же там присутствовали и
aksuk с
dashk_, со многими из них как ни странно общаюсь и сейчас более или менее тесно.
В силу всё тех же причин фотоаппаратов тоже почти ни у кого не было, поэтому остаётся уповать только на собственную память, надеясь, что прошедшие годы не исказили происходившие тогда события до полного несоответствия. В те годы выглядели мы сами примерно так же, как и персонажи на вот этой единственной чудом раздобытой фотокарточке:
Ездили мы туда в том далёком году чтобы присоединиться к так называемой ЛЭШ (Летней экологической школе), которая за прошедшие годы не только не канула в Лету, но вполне себе процветает, ежегодно во время школьных каникул вкладывая дополнительные знания в головы юных гениев. Впечатления о том, что есть ЛЭШ можно получить
вот в этом отчёте недавнего непосредственного участника, лучше написать невозможно, ибо в этих великолепных фото и кратких комментариях раскрывается вся суть этого явления. Сразу отмечу, что педагогическими талантами не обладали, к общественной жизни Школы отношение имели слабое, да и вообще были по сути своей бездарями и тунеядцами, что не помешало нам провести чудесный месяц среди дикой природы, буйства закатно-рассветных красок, разнообразия флоры и фауны, месяц песен под гитару до утра и скачек без седла по песку литорали навстречу кроваво-красному солнцу, садящемуся в зелень прибрежных сосен. Короче, было красиво, интересно и незабываемо. Настолько, что 16 лет спустя захотелось
съездить туда и проверить, не обманывает ли услужливая память, подменяя настоящие воспоминания цветными пейзажами цифрового фото, сфабрикованными мозгом в соответствии с современными канонами.
Так я, Лёха
lekseys и
kuaukutsu поехали в Архангельск, уже по навигатору вместо "Беломора", но имея всё такое же смутное представление о том, как же нам собственно попасть на остров. Потому что место это какое-то заколдованное. Все о нём либо вообще не слышали, либо слышали, но никто не был, либо кто-то был, но никто не знает, как он туда добрался. И всё в том же духе.
Силами краснобородого Лёхи на ноги был поднят весь штат билетёрш пассажирского порта, опрошены с пистолетом у виска пристрастием владельцы всех так называемых "малых судов", а попросту моторных лодок и катеров, до дырок изучена географическая карта местности и выпотрошены все глубины памяти, хранившие крупицы той давней информации родом из 93 года о местном судоходстве. Но даже при такой бурной деятельности попасть на остров удалось только на второй день пребывания в области при помощи двух местных чудиков-алкашей на моторной лодке-казанке, один из которых был с такого похмелья, что чуть не отдал богу душу по дороге, да ещё и за несусветную сумму, примерно такую, за которую глухой ночью отвезут иностранца из Шереметьево в Северное Бутово. И всё это при том, что на самом деле на Мудьюге из архангелогородцев не были только совсем уж ленивые, да ещё и как потом выяснилось, мимо него три раза в неделю ходит рейсовый дизельный кораблик. С официальными билетами по 260 рублей, но естественно по закону подлости не в тот день, когда нам было позарез надо.
По пути туда я грешным делом несколько раз думала, что мы потонем от перегруза и периодических прыжков по гребням волн, того же мнения видимо придерживалась и Тина, всю дорогу пытавшаяся зарыться под вещи на дне лодки, утешало меня лишь сознание того, что море под нами крайне мелкое, а до берега не критично далеко. Но видимо была не судьба нам кильнуться в тот день, поэтому прибыли и высадились благополучно на тот самый памятный белый песок у памятной же Чёрной башни, старого деревянного маяка, откуда отплывали 29 августа 1993 года в сторону родных пенат, заливаясь горючими слезами от ощущения расставания с прекрасным навсегда.
После непродолжительной беседы с поначалу агрессивно настроенным начальником местных вояк, завершившейся впрочем вполне мирно после наших заверений в полном отсутствии каких-либо злонамерений, оказываемся на территории бывшего музея. Всё вокруг пришло в запустение, старое здание обветшало, деревянные мостки частично разрушены, а оставшиеся всё равно практически непригодны для использования, маленькие торфяные озерца в которых мы брали когда-то воду для столовой все пересохли. И только каменная стелла памятника "славным патриотам, замученным интервентами" всё так же возвышается над верхушками изрядно подросших деревьев, не оставляя сомнений, что это то же самое место, где стоял кривобокий барак Крези Хаус, в котором мы когда-то жарили грибы в ворованной тушёнке и орали Гражданскую Оборону и "Северную страну" Ромыча Неумоева под бешеный звон гитарных струн, стирающих до кровавых мозолей подушечки пальцев самозабвенно бьющего по ним рыжего панка Лемура.
Встали лагерем подальше от военной части и хоженных троп, прямо на песчаном берегу, покрытом ковром лишайников, под сенью так долго и ностальгично вспоминаемых низкорослых северных сосен. Запасы плавника на острове всё так же впечатляют своими масштабами, никакого сравнения с подмосковным лесом, где каждая дровинка наперечёт. Устроились с котелком незаслуженно забытого в городском меню походного деликатеса - макарон с тушёнкой - смотреть спектакль под названием "закат над морем" в нескольких действиях. Так, глядя на калейдоскоп сменяющих друг друга красок и просидели весь вечер, медитируя под слабый плеск волн и шорохи живого сумеречного леса.
Идиллию нарушало только надоедливое облако вездесущего гнуса да мысль о том, что уже завтра придётся покидать гостеприимный берег, чтобы попасть на проходящий из отдалённого посёлка Патракеевка, куда нет дороги по суше, на Большую землю кораблик "Куя". Впрочем, природа сжалилась над нами и подсластила горькую пилюлю сожаления разразившейся грозой и ливнем, смывшим с нас некоторое количество желания остаться ещё на денёк и уехать позже на вызванной при помощи современных средств связи моторке.
Путешествие вышло кратким, но свою цель полностью выполнило. Мудьюг существует, он не был плодом нашего больного воображения, обусловленного множеством бессонных ночей и литрами горячительных напитков, он так же прекрасен, как и полтора десятилетия назад, а вообще наверное и как в те самые времена, когда мучили патриотов или даже когда основатели города Архангельск обозревали окрестности своих новых владений с палуб деревянных лодей. И туда стоит вернуться не на один день, когда-нибудь, когда ритм нашей жизни достаточно замедлится для того, чтобы стало возможным провести неделю другую в праздном ничегонеделании и созерцании. Вот тогда мы не станем искать горящих туров в пятизвёздочные отели, мы загрузим багажник снарягой и снова отправимся по трассе "Холмогоры" на свидание с островом-призраком.