В то время, как практически всякий нормальный человек, то есть homo vulgaris, всячески рвётся использовать каждую минуту стремительного лета для посещения тёплых стран с целью прогреть отсыревшие тельца, мы решили выпендриться и поехали строго в противоположном направлении. Чётко в сторону полярного круга, а именно в Карелию. И, надо заметить, нисколько не прогадали, ибо она восхитительна, а красоты её лучше видеть лично, ибо никакие фотографии и восторженные отзывы не в состоянии полностью передать её очарование. Поездка была приурочена к "большим" июньским выходным, потому как по километражу маршрут легко тянет на небольшой автопробег, на круг вышло 3050 км. Выехали в ночь на 12-е, в связи с чем до Кеми добирались почти сутки, вся питерская трасса была плотным слоем покрыта автомобилями с номерами всех регионов страны, в которых сидели жаждущие белых ночей туристы. Тут надо отметить, что хвалёные питерские белые ночи полное фуфло по сравнению с тем, что мы увидели в 160 км от полярного круга - красное солнце кажется ни на минуту не опускалось за горизонт, три часа ночи легко было спутать с двенадцатью дня, а время суток можно было определить только по часам. Сдаётся мне, что это явление можно назвать уже не "белой ночью", а практически натуральным полярным днём.
Вот это к примеру почти два часа ночи, мы стремительно приближаемся к Кеми с целью заночевать там, а утром рвануть на Соловки на знаменитом "Косякове". Мы оказываемся последними счастливцами, успевшими отхватить номера в гостинице "Причал", состоящей из нескольких очень цивильных двухэтажных деревянных коттеджей, прибывшим позже остаётся только ночевать в своих автомобилях. За пять часов выспаться после тяжёлой дороги трудно, а "Косяков", как назло отходит в 8.30 утра. Грузимся в самом конце сонной и довольно мрачной толпы паломников и туристов, в статусе "ездоков на палубе", о чём нас заранее предупреждает девушка-администратор гостиницы, первыми загружаются многочисленные организованные группы. Впрочем, моих сегодняшних попутчиков
lekseys,
Диму и ещё одного Лёху-сибиряка, понаехавшего к нам из Иркутска да тут и оставшегося, такими мелочами смутить трудно. На палубе дует ледяной ветер и кажется собирается дождь, поэтому принимается стратегическое решение прорываться вовнутрь теплохода по ногам и головам законных пассажиров первого класса. Не проходит и пяти минут, как вся наша компания с комфортом размещается на полу, причём Лёхи оккупируют пространство за полуразломанной барной стойкой, где и спят здоровым младенческим сном всю оставшуюся часть пути.
Через два с половиной часа пути по Белому морю наконец показывается долгожданная земля, это Соловецкие острова, пристанище монахов и тюрьма для ссыльных политзаключённых советских времён.
Погода по-прежнему не располагает к длительным пешеходным прогулкам, а посмотреть территорию острова тем не менее хочется, в результате чего решаем взять напрокат велосипеды. Но тут нас ждёт облом - это незатейливое транспортное средство пользуется в народе огромной популярностью и все велики разобраны как минимум до обеда. И тут, к своему великому удивлению, я замечаю на стене велопроката невзрачное объявленьице "Джип-туры - вы за рулём" с фотографией уазика. Наполовину в шутку предлагаю своим воспользоваться "продвинутой моделью велосипеда" для осмотра немаленькой территории острова, идея кажется заманчивой, а наличие свободных машин сомнительным. Впрочем, мой пессимизм мгновенно развеивается, когда Лёха-сибиряк небрежным жестом кладёт на стол в кафешке, где мы принимаем вовнутрь немудрёный завтрак из меню аскетов-паломников, ключи от железного коня.
К ключам приложены розовая мышка-брелок, карта Соловецкого архипелага и инструкция по пользованию русским джипом. Особенно трогательно звучит призыв "вежливо разговаривать с соловецким инспектором ДПС Юрием Петровичем Мироновым" и "по возможности соблюдать правила дорожного движения". С шуточками и прибаутками опробуем наше вновь приобретённое средство передвижения, сибирский охотник ведёт машину ловко и явно не в первый раз, задние пассажиры со смачным хрустом пересчитывают головами рёбра жёсткости в крыше, вокруг расстилается северная природа во всём её великолепии - мхи, лишайники, обросшие камни и болотца чередой проносятся за бортами заслуженного ветерана соловецких дорого. Машине 10 лет, пробег на спидометре аж 34000 км, да и эти думается наездить было не так уж и просто.
На самом деле, что греха таить, острова мы считай и не видали, кроме Секирной горы, с которой открывалась великолепная панорама архипелага. Той самой горы высотой 78 метров, на которую не рекомендовалось заезжать на уазике.
На обратной дороге наш железный конь получил обострение какой-то своей хронической болезни, принялся глохнуть на ходу, и мы всем честным составом были эвакуированы из лесов непосредственно на пристань к стоящему под парами "Косякову" уазовладелицей, суровой, но от этого не менее прекрасной, местной девушкой Марией. Можно конечно было переночевать на острове и попытать на следующий день счастья с прокатом водного транспорта, но желание посмотреть по пути что-то ещё в Карелии оказалось преобладающим. Обратный путь был проделан частично на нижней палубе за привычной уже барной стойкой, частично на палубе за кормлением чаек полупережёванными сушками (выяснилось, что целиковые сушки птицам "не по зубам"). Возможно кому-то наш летний прикид покажется несколько странным, но за бортом примерно +10 и адский ветер, сдувающий чаек с фарватера.
Благополучно прибыв обратно в Кемь, грузимся в автомобиль и отправляемся искать место для стоянки, в наших дальнейших планах кормление комаров, поение себя чаем, ужин и сон в комфортабельных пятизвёздочных палатках с ароматизаторами "ёлка и сосна", полностью идентичными натуральным. Круглосуточный белый день сбивает с толку и смещает весь график сна и бодрствования, в результате опять ложимся в три, спим до упора и только в середине дня трогаемся в обратный путь в сторону цивилизации. Очень вовремя, так как над нами разверзаются хляби небесные, машина буквально всплывает над трассой, а видимость ограничивается пятью метрами. Вообще погода в Карелии, аналогично питерской, оказалась капризной и переменчивой. Яркое солнце и жара мгновенно сменяются тропическим по силе, но ледяным ливнем и сопутствующей ему промозглой сыростью, сопровождаемыми грозой, а уже через час вокруг всё опять сухое, каменисто-песчаные почвы не держат влагу на поверхности. И в этот раз, проехав около 300 км с места стоянки, попадаем к водопаду Кивач, второму по величине равнинному водопаду Европы, уже как будто в совершенно другой день или в другой конец страны - опять солнце, тепло и никаких намёков на дождь.
В общем, посещение Карелии укрепило нас в мыслях, что лучше Севера может быть только Север, на котором ты ещё не бывал, и что сюда обязательно стоит вернуться ещё раз (или даже не раз), чтобы продолжить и углубить поверхностное знакомство с этим прекрасным краем, его восхитительной природой, животным и растительным миром. Кстати о живности - она там сама кидается под колёса машины, что послужило причиной многочисленных шуток и приколов в духе "тетерева надо было на вертел, цыплят на бульон, а лисичку на воротник", это уже не говоря о рыбном разнообразии в многочисленных местных водоёмах.
На обратной дороге стараемся осмотреть как можно больше, что изрядно затрудняет движение, но не останавливаться у каждой скалы или озера стоит огромных усилий воли. Неизбежность возвращения в мегаполис пугает, а мысль "брошу всё, уйду в тайгу" начинает казаться весьма заманчивой и даже местами здравой.