Все по - прежнему в порядке?

Oct 16, 2014 21:09



Доля вакантных площадей на всех торговых улицах Москвы заметно выросла с начала года из-за потрясений, которые испытывает рынок в связи с трудной экономической ситуацией.
Если в конце 2013 года на основных торговых коридорах было свободно 5% помещений, а на второстепенных - 10%, то сейчас эксперты отмечают увеличение вакансии уже до 8 и 16% соответственно. К концу третьего квартала, по нашим оценкам, показатель на основных улицах остался на том же уровне, на второстепенных еще увеличился - до 17%.
Основными торговыми коридорами в столице считаются Тверская, Кузнецкий Мост, Петровка, Столешников переулок, Большая Дмитровка, Арбат, Мясницкая, Проспект мира, Маросейка, а также магистрали (Ленинский, Кутузовский, Ленинградский) и Садовое кольцо.
Традиционно Тверская привлекала арендаторов в первую очередь из-за имиджевой составляющей. Ставки здесь немаленькие, но и, как ни странно, не самые высокие. Ставка аренды на Тверской за третий квартал упала в среднем на 10% - с $3-5 тыс. за 1 кв. м в год до $2,7-4,5 тыс. Для сравнения, ставки аренды помещения площадью 100 кв. м прямоугольной формы с отдельным входом и витриной на первом этаже на Новом Арбате обходятся арендаторам в $2,5-3,5 тыс., а на Кузнецком Мосту - в $4-5 тыс. При этом на этих улицах стоимости аренды за последние месяцы не менялась.
Поскольку курс доллара сильно вырос, впервые в истории достиг 40 руб. и даже превысил это значение, аренда, которая традиционно измеряется в долларах, стала слишком дорогой даже для тех, кто был готов переплачивать за имидж. Арендодатели несколько снизили ставки, но в долларовом эквиваленте это все равно не компенсирует рост курса доллара.
Некоторые рестораны на Тверской зафиксировали падение посещаемости на 15-20%. Это отразилось на товарообороте, и арендаторы начали просить снижения ставок.
«Всегда, даже на падающем рынке, есть сегменты роста - те, кто по-прежнему развивается. Сейчас мы наблюдаем смену «лица» арендатора в стрит-ритейле. По-прежнему есть компании, которым нужно помещение-«витрина». Поэтому, на наш взгляд, в ближайшее время будет формироваться тренд на возвращение на стрит-ритейл шоу-румов и бренд-шопов - в них будут заинтересованы компании, которые наблюдают снижение своих продаж в пользу конкурента, - им будет важно спозиционировать бренд», - говорит Светлана Ярова из JLL.
Эксперты уверены, что уровень вакансии будет постепенно спадать, но самих арендаторов больше не станет.

Тверская, Санкции, Аренда, Рынок

Previous post Next post
Up