Как
сообщает украинская газета "Капитал" в статье "Минобороны двух стран хотят компенсацию за невыполнение заказов по Ан-70", министерство обороны Украины подало в суд на государственное предприятие «Антонов», намереваясь взыскать с компании 164,3 млн грн за нарушение условий договора по строительству самолета Ан-70. Еще в 2001 году министерство обороны Украины заключило соглашение с киевским заводом «Авиант», правопреемником которого стало ГП «Антонов», но до сегодняшнего дня проект так и не завершен.
Фюзеляж первого серийного самолета Ан-70 (зав. номер 01-04) для ВВС Украины на заводе "Авиант" (ныне серийный завод "Антонов") (с) Украинское фото
Как следует из Единого реестра судебных решений, в своем исковом заявлении министерство требует от «Антонова» выплатить 111,9 млн грн за невыполнение условий контракта. Остальные 52,4 млн грн - это пеня за нарушение сроков выполнения работ и предоставления отчетности за использованный аванс, а также инфляционные убытки.
Спорные моменты
Первое заседание по делу должно было состояться в конце января. Но Хозяйственный суд Киева перенес рассмотрение, приняв решение привлечь в качестве третьей стороны министерство промышленной политики, которое, как и минобороны, также выступает госзаказчиком в проекте.
Тем временем «Антонов» направил в суд встречное заявление, указав на то, что в договоре не прописаны определенные сроки использования средств, полученных для выполнения заказа. «Условиями контракта предусмотрена ответственность за просрочку выполнения работ. Однако не сказано, за просрочку каких именно работ наступает ответственность исполнителя, и в чем именно заключается невыполнение работ», - говорится в материалах судебного дела.
Согласно договору, «Антонов» несет ответственность перед заказчиком за срыв сроков строительства. Однако, как сказано в пояснении компании, в данном случае были нарушены сроки сборки, а не производства. «Сборка самолетов - один из этапов производства. Но она невозможна без соответствующей подготовки и оснащения, на которые и были потрачены средства», - уточняется в заявлении «Антонова». В компании также считают, что сроки сборки были нарушены из‑за несвоевременного финансирования проекта, ведь начиная с 2008 г. новых вливаний в него не было.
Любопытно, что в декабре 2013 г. правительство предложило Верховной Раде пополнить уставный капитал госпредприятия «Антонов» именно на 111,9 млн грн.
Давление извне
Разбирательство «Антонова» с министерством обороны Украины происходит параллельно с тяжбой в российских судах с Минобороны России. Зарубежный военный департамент требует от украинского госпредприятия выплатить неустойку за нарушение сроков выполнения работ по созданию и разработке все того же Ан-70. Правда, в этом случае претензионная сумма меньше - 103 млн руб. (порядка 25 млн грн). Накануне «Антонов» проиграл дело в Федеральном арбитражном суде Московского округа. Суд оставил в силе решения низших инстанций, которые ранее стали на сторону российского Минобороны. Впрочем, как отметил адвокат юридической фирмы «Марченко Даневич» Андрей Гук, решение российского суда будет сложно исполнить в Украине. «Компания не зря спорит о подсудности этого дела. Чтобы исполнить решение российского суда в Украине, необходимо будет признать его у нас. А в условиях нарушения подсудности будут основания не признавать это решение», - считает юрист.
Впрочем, финансовое состояние «Антонова» не позволит ему рассчитаться по требованиям, которые выставляют минобороны Украины и России. В 2012 г. прибыль компании составила 39,3 млн грн после 192 млн грн в 2011 г. А за три квартала прошлого года компания сумела заработать 94,3 млн грн. К тому же в текущем году «Антонову» предстоит начать выплаты по облигациям, выпущенным в 2009 г. Хотя не исключено, что с этим ему снова помогут в правительстве. В 2012 г. Верховная Рада по инициативе Кабмина уже увеличивала уставный капитал «Антонова» для выплаты процентного дохода по облигациям.