Отчет Счетной палаты о финансировании денежного довольствия военнослужащих в 2010-2012 годах

Oct 27, 2013 13:23

В очередном, октябрьском бюллетене Счетной палаты Российской Федерации, приводится отчет «О результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих, заработную плату гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и иные выплаты за 2010-2012 годы, а также на расходы, связанные с проведением реформы денежного довольствия»

В нем приводятся небезынтересные сведения о численности личного состава Вооруженных Сил России в 2010-2012 годах, а также отдельные интересные факты, связанные с выплатами денежного довольствия.

Отмечается, что в проверяемый период Министерству обороны России выделялись значительные объемы бюджетных ассигнований на содержание личного состава. Доля ассигнований на выплаты военнослужащим и гражданскому персоналу в общей структуре расходов Министерства обороны России в 2010-2012 годах составляла около 30 процентов.

Законодательно на 2010-2012 годы Министерству обороны России на денежное довольствие военнослужащих были утверждены бюджетные ассигнования в суммах 283226,2 млн. рублей, 290008,2 млн. рублей и 377347,8 млн. рублей (ассигнования на 2010-2011 годы включали объемы по дополнительному материальному поощрению военнослужащих в суммах, соответственно, 33000,0 млн. рублей и 42000,0 млн. рублей).



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2008 года № 1 «О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации», установлена штатная численность военнослужащих в количестве 1134800 единиц, гражданского персонала - 884829 единиц и дано поручение Правительству Российской Федерации осуществлять финансирование установленной штатной численности. При определении объема бюджетных средств на денежное довольствие военнослужащих на 2010 год была использована среднегодовая фактическая численность военнослужащих в количестве 1107170 человек (штатная - 1116224).

При планировании расходов на 2011 год расчет потребности по выплате денежного довольствия военнослужащим Минобороны России был осуществлен на основе базовых показателей федерального бюджета на 2010 год с использованием штатной численности военнослужащих в количестве 1056197 единиц.

Расчет фонда денежного довольствия военнослужащих на 2012 год осуществлялся с учетом реформирования денежного довольствия и исходя из штатной численности военнослужащих в количестве 1000 тыс. единиц. При этом списочная численность военнослужащих по состоянию на 1 января 2013 года составила 766055 человек, на 10594 воинских должностях содержался гражданский персонал.

На 2010-2012 годы Минобороны России законодательно на оплату труда гражданского персонала были утверждены бюджетные ассигнования в суммах 139401,2 млн. рублей, 168640,4 млн. рублей и 191853,9 млн. рублей, соответственно.

Объем бюджетных ассигнований на оплату труда гражданского персонала на 2010 год был определен исходя из штатной численности в количестве 884829 единиц (среднесписочная численность - 769596 единиц). На 2011-2012 годы объемы были определены с учетом индексации ранее утвержденных ассигнований и с расчетом на списочную численность в количестве 771462 единиц. Предложения Минобороны России о дополнительном выделении бюджетных ассигнований на содержание в 2011-2012 годах 113367 вакантных должностей граждан-ского персонала Минфином России поддержаны не были.

Как отмечено выше, Минобороны России в рамках приведения Вооружен-ных Сил к новому облику проводились мероприятия по сокращению воинских должностей, в связи с чем образовавшаяся экономия бюджетных средств направлялась в основном на увеличение фонда оплаты труда гражданского персонала и на повышение денежного довольствия военнослужащих, а также на приобретение жилья для военнослужащих и оплату услуг, оказываемых на условиях аутсорсинга.

Так, в 2010 году в центре и на местах осуществлялась замена воинских должностей на должности гражданского персонала, в связи с чем ассигнования на денежное довольствие военнослужащих были уменьшены на 27077,5 млн. рублей с соответствующим увеличением ассигнований, предназначенных на оплату труда гражданского персонала.

В 2011 году за счет сокращения ассигнований на денежное довольствие военнослужащих увеличены ассигнования на оплату труда гражданского персонала на сумму 15042,76 млн. рублей и еще 13000,0 млн. рублей были направлены на оплату услуг сторонних специализированных организаций (аутсорсинг). В рамках выполнения поставленной Президентом Российской Федерации задачи по обеспечению жильем военнослужащих в 2012 году, часть ассигнований в сумме 31350,0 млн. рублей, ранее предусмотренных в бюджете на обеспечение денежным довольствием военнослужащих, была направлена на финансирование расходов, связанных с обеспечением военнослужащих служебными жилыми помещениями. При этом Минобороны России не смогло обеспечить полное освоение средств, перенацеленных на обеспечение служебным жильем. Сумма неисполненных назначений по состоянию на 1 января 2013 года составила 3361,8 млн. рублей.

В соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 400-А «О дополнительных выплатах офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в 2010 году» и от 24 февраля 2011 года № 400 «О дополнительных выплатах офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в 2011 году» в 2010 году произведены дополнительные выплаты более 44 тыс. офицеров, добившимся лучших результатов в служебной деятельности, в 2011 году такие выплаты произведены более 55 тыс. офицеров. Размер дополнительных выплат в 2010 и 2011 годах составил в среднем от 40 тыс. до 160 тыс. рублей на 1 офицера.

Анализ указанных приказов показал, что среди прочих условий (положительные результаты по профессионально-должностной подготовке, отсутствие дисциплинарных взысканий и др.) для получения ежемесячных дополнительных выплат офицер должен был либо проходить службу в определенной категории воинских частей, либо замещать определенные категории воинских должностей. По информации Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, имели место факты, когда офицеры отказывались от повышения в воинской должности и иного повышения по службе, если это подразумевало перевод в другую воинскую часть или подразделение, в котором дополнительные выплаты не предусматривались.

По оценке командования Центрального военного округа, практика применения вышеуказанных приказов показала, что существенных изменений в состоянии воинской дисциплины, а также в уровне подготовленности личного состава подраз-делений, соединений, чьи командиры были премированы, не наблюдалось. По оценке командования Восточного военного округа, значительное уве-личение денежного довольствия одних военнослужащих в отличие от других (до 3-4 раз) внесло психологическую напряженность в офицерские коллективы, увеличило уровень межличностных конфликтов военнослужащих.

Анализ произведенных выплат показал, что в 2010 году выплаты дополнительного денежного вознаграждения и премий личному составу центрального аппарата Минобороны России производились в размерах от 20,0 тыс. до 5000,0 тыс. рублей в среднем на 1 человека.

Так, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2010 года № 1734 «О поощрении личного состава органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации» произведены дополнительная выплата и выплата премии по результатам службы (работы) за IV квартал 2010 года личному составу органов военного управления в сумме от 300,0 тыс. до 5000,0 тыс. рублей, в том числе:
- по 5000,0 тыс. рублей - заместителям Министра обороны Российской Фе-дерации - Д.А. Чушкину, М.П. Мокрецову;
- по 3000,0 тыс. рублей - советникам Министра обороны Российской Федера-ции - И.Г. Кривичу, Е.Г. Приезжевой, помощнику Министра обороны Российской Федерации, генерал-майору С.Б. Королеву, начальнику Главного организационно-инспекторского управления Минобороны России О.Н. Черновой, руководителю Департамента имущественных отношений Минобороны России Е.Н. Васильевой, руководителю Департамента санаторно-курортного обеспечения Минобороны России Е.Ю. Чуфыревой, руководителю Департамента жилищно-го обеспечения Минобороны России О.Н. Лиршафт и т.д.

Остальной личный состав получил вознаграждение в более низком размере. Всего данное вознаграждение получили 92 человека на общую сумму 140450,0 тыс. рублей. При этом дополнительные выплаты командующим войсками военных округов и флотов предусмотрены не были, главкомы видов Вооруженных Сил по уровню выплат соответствовали советникам и руководителям департаментов Минобороны России.

Дополнительные выплаты командующим войсками военных округов в 2011-2012 годах по уровню выплат соответствовали руководителям департаментов Минобороны России.

В 2011 году в Минобороны России была организована работа по переходу на безналичный порядок расчетов с личным составом. В результате проведенной работы, по данным Департамента финансового планирования Минобороны России, в целях реализации зарплатных проектов для Минобороны России банком «ВТБ-24» установлены 348 банкоматов, из которых 100 (28,7 %) - на территории воинских частей, 248 - находятся в шаговой доступности от них; Сбербанком России установлены 2817 банкоматов, из которых 263 (9,3 %) - на территории воинских частей, 2554 - находятся в шаговой доступности от них.

Анализ информации, полученной от объединенных стратегических коман-дований военных округов, свидетельствует о наличии фактов значительного удаления банкоматов от пунктов дислокации воинских частей и учреждений. В большей степени данная проблема затрагивает права военнослужащих по призыву, которые не имеют права свободного выхода за пределы части. Так, в Восточном военном округе удаленность банкоматов от пунктов дислокации частей командования подводных сил ТОФ и частей 3 командования ВВС и ПВО составляет до 170 км, а еще более чем по 50 воинским частям и учреждениям - до 250 километров. Удаленность банкоматов от пунктов дислокации частей Балтийского флота, Северного флота и войск Воздушно-космической обороны, дислоцированных на территории Западного военного округа, составляет до 200 километров. От пунктов дислокации войсковых частей 33180 и 35666 Южного военного округа удаленность банкоматов составляет до 50 и до 60 км, соответственно.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 декабря 2011 го-да «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 2009 года» были установлены должностные оклады гидронавтам в суммах от 34500 до 45000 рублей в месяц, а также установлена ежемесячная надбавка за особые достижения в службе (работе) в размере 100 % от воинской должности (должности), хотя в приказе Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» гидронавты не поименованы. После установления должностных окладов и надбавок с учетом вышеуказанного коэффициента к окладу выплаты гидронавтам в 2012 году (за вычетом налога на доходы физических лиц) стали составлять от 500 тыс. до 590 тыс. рублей ежемесячно.

Имели место неэффективные расходы денежных средств. В период с 30 по 31 октября 2012 года планировалась рабочая поездка Министра обороны Российской Федерации во Францию для участия в заседании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности. Военным атташе при Посольстве Российской Федерации во Франции были забронированы номера в гостинице «Крийон», о чем с гостиницей был заключен контракт на сумму 13550 евро, предусматривающий штрафные санкции в случае частичного аннулирования или сокращения заявки. Решением Министра обороны Российской Федерации А.Э. Сердюкова от 26 октября 2012 года срок визита во Францию российской делегации был сокращен до одного дня без проживания в гостинице. В результате изложенного гостинице «Крийон», с учетом реализации части забронированных номеров, оплачены неустойка и штрафные санкции в сумме 10500 евро (424997 рублей). Указанные расходы отнесены за счет средств, выделенных Минобороны России на международную деятельность.

бюджет, армия, ГОЗ, Роcсия

Previous post Next post
Up