21 мая в Таганроге состоялся "День открытых дверей" на ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева". На нем были представлены образцы авиационной техники разработки ТАНТК. Наибольший резонанс вызвала первая демонстрация для открытой публики образца экспериментального боевого лазерного комплекса воздушного базирования (летающей лаборатории) А-60, работы над которым были возобновлены ТАНТК в интересах Министерства обороны России несколько лет назад после длительного перерыва. Продемонстрированный второй летный прототип А-60 (летающая лаборатория "1А2") был немедленно в подробностях отснят споттерами.
Создание советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования было начато в середине семидесятых годов, головным разработчиком был избран Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ, с 1989 года именуется ТАНТК имени Г.М. Бериева), который тогда после свертывания основной части работ по гидроавиации был переориентирован на создание авиационных комплексов специального назначения. Основным назначением советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования, как можно судить, рассматривался вывод из строя американских низкоорбитальных искусственных спутников военного назначения, в первую очередь спутников оптической разведки серии КН.
Экспериментальный боевой лазерный комплекс воздушного базирования получил обозначение А-60 и в качестве базы для него используется транспортный самолет Ил-76МД, переоборудование которых осуществляется в Таганроге. Заместителем главного констркутора на ТМЗ по комплексу А-60 был В.Д. Заремба, ведущим конструктором по самолету был Ю.А. Бондарев. Разработчиком лазерного комплекса выступали ЦКБ «Алмаз» (ныне в составе Концерна ПВО «Алмаз-Антей») и КБ химической автоматики. Лазер, предположительно, газодинамический углеродный на жидких элементах, мегаваттного класса мощности.
В 1977 году на ТМЗ началось создание первого прототипа А-60 - летающей лаборатории "изделие 1А" для отработки основных технических решений комплекса. Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором были проведены глубокие доработки В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со "специальной аппаратурой" (предположительно, РЛС обнаружения и наведения и лазерная система наведения) . По бокам фюзеляжа под обтекателями были установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт, обеспечивающие работу лазерного комплекса. Сама лазерная установка была выполнена с убирающейся оптической головкой в отсеке с раздвижными створками, размещенными в верхней части фюзеляжа за центропланом. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.
Впервые в воздух летающую лабораторию "1А" поднял 19 августа 1981 года экипаж, возглавляемый летчиком-испытателем Е.А. Лахмостовым. Лазерный комплекс был смонтирован на самолете в 1983 году. Огневые испытания лазерного комплекса с борта "1А" были начаты в 1984 году. Известно, что было выполнено несколько десятков стрельб по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30-40 км. Кроме того, выполнялись стрельбы по воздушной мишени Ла-17. Производились ли стрельбы по космическим объектам - в открытых источниках умалчивается.
В 1989 году летающая лаборатория "1А" (СССР-86879) сгорела на аэродроме Чкаловский под Москвой. Сообщается, что пожар возник при попытке технического состава слить для "внутреннего употребления" спирт из системы охлаждения, находившейся под током.
Тем временем на ТМЗ был построена вторая летающая лаборатория "изделие 1А2" с новым вариантом лазерного комплекса, модифицированным по результатам испытаний, проведенных на "1А". В качестве базы для "1А2" был использован самолет Ил-76МД (серийный номер 0013430893), который получил тот же регистрационный номер СССР-86879. Внешне вторая лаборатория была подобна первой. Первый полет "1А2" состоялся уже в смутные дни агонии Советского Союза - 29 августа 1991 года, машину пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П. Демьяновским.
Распад СССР и резкое сокращение военных расходов предопределили тогдашнюю судьбу программы А-60 - в 1993 году работы над ней были прекращены, а борт "1А2" поставлен на прикол в Таганроге. ТАНТК продолжал в последующее десятилетие вялые работы по А-60 в инициативном порядке.
Улучшение финансирования Вооруженных сил России в последние годы позволило вернуться к ряду амбициозных советских военных программ, в число которых вошла и А-60. Видимо, определенным стимулом к этому послужило и продолжение работ в США над боевым лазером воздушного базирования Boeing YAL-1 (ABL) противоракетного назначения. По имеющимся данным, решение о возобновлении работ над А-60 было принято в 2005 году, и комплекс был включен в Государственные программы вооружений на 2007-2015, а затем и на 2011-2020 годы. В последние несколько лет ТАНТК получал весьма обширное финансирование по программе А-60.
Это позволило восстановить, отремонтировать и модернизировать летающую лабораторию "1А2" (нынешняя регистрация RA-86879), которая получила, видимо, обновленный лазерный комплекс, смонтированный теперь в характерном горбобразном обтекателе в верхней части фюзеляжа за центропланом. В 2010 году стало известно о возобновлении в Таганроге программы летных испытаний "1А2". Главным конструктором - заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н.А. Степанов.
Судя по эмблеме на борту "1А2", отработка комплекса А-60 проводится в рамках опытно-конструкторской работы "Сокол-Эшелон". Упоминание об ОКР "Сокол-Эшелон" в открытых источниках впервые встречается в годовом отчете "Концерна ПВО "Алмаз-Антей" за 2005 год, а в последующем мелькало в последующих годовых отчетах Концерна и в отчетности и пресс-релизах ряда других оборонных предприятий и НИИ (в частности, НИИКИ ОЭП в Сосновом Бору). Как можно судить, основной целевой задачей комплекса А-60 рассматривается поражение опто-электронных систем американских спутников (в первую очередь, раннего предупреждения) перспективной системы противоракетной обороны США. В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала "Военный Парад" , начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А.В. Гуляев заявил, что "лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США ( "Сокол-Эшелон" ) войдет в перспективную систему ПВО".
21 мая 2011 года летающая лаборатория "1А2" (RA-86879) была представлена на "Дне открыттых дверей" в ТАНТК, что позволило споттерам сделать ее многочисленные подробные снимки.
1А2 RA-86879 (c) Erik/russianplanes.net
1А2 RA-86879 (c) Иван Савицкий/russianplanes.net
1А2 RA-86879 (c) Михаил Мизикаев/russianplanes.net
1А2 RA-86879 (c) Иван Савицкий/russianplanes.net
1А2 RA-86879 (c) Иван Савицкий/russianplanes.net
Характерная "говорящая" эмблема на борту самолета 1А2 RA-86879. Содержит название ОКР "Сокол-Эшелон" и изображение американского разведывательного спутника типа КН-11 или КН-12, поражаемого "русской" молнией (c) Иван Савицкий/russianplanes.net
Использованы источники:
1. Панатов Г.С., Заблотский А.Н., Сальников А.И. Самолеты ТАНТК им. Г.М. Бериева. 1968-2002. - М.: "РА Интервестник", 2002.
2. Веб-страница
www.airwar.ru/enc/other/a60.html3. Веб-страница ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90-60
4. Веб-страница
www.liveinternet.ru/users/1955645/post112582798/5. Веб-страница lenta.ru/news/2010/08/19/laser/
6. Веб-страница russianplanes.net/sern/0013430893