Дружественный ресурс "Перископ2" ("periscope2")
разместил обзор состояния и перспектив флотов африканских стран.
Два из трех североафриканских флотов прогрессируют очень заметно. Опасаясь возрастания мощи своего алжирского соседа, марокканский флот не только обновляется, но также и усиливается путем приобретения больших и мощных кораблей. Так, например, ввод в строй фрегата «Мохамед VI» французского проекта FREMM даст ему огневую мощь, которой он не располагал до настоящего момента (при том, что фрегат будет лишен крылатых ракет). Тоже самое можно сказать и о полученных в 2011-2012 с голландских верфей 3 корветах типа «Сигма». Кроме того, марокканский флот принялся за модернизацию большей части своих сторожевых катеров, в то же время, введя в строй катер типа «Бир Анзаран» французской постройки, за которым может последовать еще 5 единиц. Вопрос приобретения подводных лодок будет также рассмотрен. Упоминаются в частности германские подводные лодки проекта 209/1200 или русско-итальянский проект S1000.
Фрегат "Mohammed VI" типа FREMM ВМС Марокко (c) meretmarine.com
Алжирский флот действительно увеличивает свою мощь в следствие того, что за три последних года он получил две новые подводные лодки Kilo (две другие должны быть заказаны в ближайшее время) которые, вместе с двумя Kilo, недавно модернизированным в России, дают Алжиру подводные силы равные или более мощные чем таковые у Италии, Испании, Нидерландов и Германии. На норвежских верфях были заказаны три океанских буксира-спасателя проекта UT 515. Более того, Алжир заказал в 2011 и 2012 годах не менее двух ракетных фрегатов проекта MEKO в Германии, затем еще два других в Китае, а также один десантно-вертолетный корабль-док, способный осуществлять противовоздушную оборону, в Италии.
События «арабской весны», напротив, не позволили Тунису, Ливии и Египту улучшить положение своих флотов.
Флот Туниса не видел в сложившейся ситуации возможностей для развития, и только национальная гвардия получила 28 декабря 2012 года два первых 35-метровых 140-тонных сторожевых катера из серии в шесть единиц, заказанной в Италии.
Вследствие гражданской войны и западной интервенции весны и лета 2011, его ливийский коллега, в свою очередь, был если и не полностью уничтожен, то как минимум уничтожена была его основная часть. Потеряв, в частности, фрегат, два ракетных корвета и 5 ракетных катеров, он нуждается в настоящее время в восстановлении.
Что касается египетского флота, он вынужден был отказаться от закупки у Норвегии 6 подержанных ракетных катеров и плавучей базы, планировавшейся до падения режима Мубарака. Тем не менее, в 2013 и 2014 годах он получит 4 ракетных катера проекта Ambassador IV, заказанных в США в 2008 и 2010 годах (головной катер «Сулейман Эззат» находится на испытаниях). Египет желает также построить две подводные лодки проекта 209 в Германии. Несмотря на подчеркнуто враждебное отношение к этому проекту, открыто проявляемое со стороны Израиля, переговоры о заключении контракта, согласно достоверным источникам, по прежнему ведутся.
Касаясь флотов африканских стран, имеющих атлантическое побережье и находящихся южнее Сахары, необходимо отметить, что они усиливаются с целью защиты национальных нефтяных и/или рыбопромысловых ресурсов, часто с помощью (не слишком бескорыстной) Китая, который со своими поставками дешевых океанских и прибрежных сторожевых кораблей буквально заменил СССР 70-80-х годов. Имеют или хотят получить выгоду из китайской помощи флоты Ганы, Нигерии, Конго, Анголы и Намибии. Другие флоты континента продолжают обращаться к своим обычным западным поставщикам кораблей (Сенегал, Гвинея, Бенин, Габон, Камерун). Кроме того Испания передала некоторые собственные излишки, а именно сторожевые катера типа «Конейера» Мавритании, Сенегалу и Мозамбику, так же как и Франция, которая передала два сторожевых катера - Камеруну («Грэб») и Кении («Ла Рьёз») и два десантных корабля - Сенегалу («Сабр») и Джибути («Даг»). Мавритании, в свою очередь, был предоставлен 60-метровый сторожевой корабль «Авкар» построенный в Китае и переданный в декабре 2012 года.
Особого внимания заслуживает Экваториальная Гвинея, поскольку эта страна приобрела в течение последних пяти лет не менее шести новых боевых кораблей, в числе которых корвет (у Болгарии), два сторожевых корабля (у Израиля), 2 сторожевых катера и десантный корабль (у Украины).
Нигерийский флот, не считая будущего получения заказанных в Китае 2 корветов проекта P18N (первый из которых был заложен в октябре 2012 года), и двух других, заказанных в Индии в прошлом году, получил сторожевой корабль - бывший корабль береговой охраны США типа «Гамильтон», а также ряд небольших сторожевых катеров из Франции, Израиля, Малайзии, Сингапура и даже со своих собственных верфей.
ВМС Намибии приняли в свой состав в 2012 году свой самый большой боевой корабль «Элефант», построенный в Китае. Он заменил старый корвет, переданный Бразилией, которая поставила в последнее время намибийскому флоту сторожевой корабль и два катера.
Обновив в значительной степени свой флот между 2005 и 2008 годами путем приобретения в Германии трех подводных лодок проекта 209/1400 и четырех фрегатов проекта MEKO A200, флот ЮАР должен теперь заменить патрульные корабли в рамках проекта «Биро». Однако, в виду недостатка бюджетных средств, он вынужден продлить на несколько лет эксплуатацию трех последних ракетных катеров типа «Решеф» и провести их небольшую модернизацию. В этой же связи отложены планы по приобретению универсального десантного корабля и нового судна снабжения. Кроме того, сторожевые корабли, выполнявшие функции береговой охраны («Сара Баартман» и три типа «Стэн Патрол 4708″), укомплектование экипажа которых было поручено гражданскому оператору и которые были изначально переданы флоту, в феврале 2013 года зачислены в штат министерства сельского и лесного хозяйства и рыбного промысла.
Что касается восточного побережья Африки, единственный флот, который следует упомянуть - флот Кении. Приемкой сторожевого корабля «Жасири» была завершена семилетняя тяжба с испанскими судостроителями. Также был приобретен бывший французский сторожевой катер «Ла Рьёз» и получены 2 сторожевых катера типа «Ньяйо» после модернизации в Италии.
Оригинал публикации:
Mer et Marine, Франция Перевод Николая Красковского