Авиабаза Bashar
Авиабаза Bashar находится в южном секторе крупного военного лагеря, расположенного в столице страны Дакке. Она занимает территорию бывшего международного аэропорта Tejgaon, и Bashar, как ВВС Bir Shrestho Matiur Rahman и Zahurul Haque названа в честь национальных героев.
По окончании курса обучения на вертолете Bell 206 вертолетчиков направляют на авиабазу Bashar для эксплуатации Bell 212 или Ми-17. После 25 часов налета на Bell ли 45 часов надета на Ми они получают квалификацию «Категории D» (второй пилот). Тем, кто впоследствии переучивается с Ми-17 на Ми-171, требуется еще семь часов налета для ознакомления с типом и еще пять часов для обучения применению вооружения, после чего они считаются подготовленными к управлению Ми-171.
9-я эскадрилья «Scorpions» имеет на вооружении вертолеты Bell 212, девять из которых были получены в 1977 г. Еще два поступили в 1988 г. для VIP-перевозок. Еще один вертолет, поставленный в 1998 г., имел надувное шасси и эксплуатировался 1-й эскадрильей для проведения поисково-спасательных операций над морем. Бенгальские ВВС в значительной степени опираются на Bell 212 для транспортных перевозок, кроме того он используется для выброски десантов и эвакуации войск, а также тактической разведки приграничных с Индией и Мьянмой районах. Этот тип вертолета является рабочей лошадкой: с момента поставки общий налет этого типа равен расстоянию, в 375 раз превышающему длину экватора.
На вооружении 31-й эскадрильи стоят вертолеты Ми-17/171/171Ш. Кроме использования для осуществления квалификационных полетов для инструкторов, перед подразделением стоят задачи по транспортным перевозкам, тактической огневой поддержке сухопутных частей, санитарных полетов и поисково-спасательных операций. В 1991-1994 гг. Бангладеш получил 16 вертолетов Ми-17, восемь из которых были оснащены фермами для подвески вооружения. Для обеспечения наземных частей огневой поддержкой с воздуха на вертолеты можно подвесить шесть блоков с НАР, общим числом в 192 57-мм ракеты, контейнер с 23-мм пушками или бомбы общей массой до 1500 кг. Еще два невооруженных Ми-17 были получены в 1996 г., и они находятся на вооружении 101-го отряда специальных операций.
Для обеспечения защиты экипажа в ходе операций, последовавшими в результате волнений в горном районе Читтагонг Хилл Тракт на юго-востоке страны, в 1992 г. вокруг кабины пилотов и двигателей были установлены бронепластины. Эта защита оказалась бесценной в ходе миротворческой операции ООН в Демократической Республике Конго (ДРК), где экипажи Ми-17 попадали под обстрел.
Весь парк Ми-17 также оснащен второй УКВ-радиостанцией: радиостанции Collins были сняты с учебных самолетов Fouga CM-170 Magister после списания последних в 1997 г., а затем установлены на Ми-17. Это может служить хорошей иллюстрацией изобретательности и типичного подхода к экономической целесообразности, имеющим место в бенгальских ВВС.
На вооружении ВВС также стоят и три вертолета Ми-171, поставленных в 2005 г., и было запрошено финансирование на закупку еще одной партии. К парку семейства Ми-17 в 2007 г. добавилось три вертолета Ми-171Ш. Они могут применять то же вооружение, что и вооруженные варианты Ми-17, но в носу Ми-171Ш имеется огневая точка для пулемета калибра 7,62 мм.
101-й отряд специальных операций отвечает за VIP перевозки. Наряду с двумя Ми-17, приобретенными в 1996 г. и двумя Ми-17-1В, полученными в 2006 г. На вооружении отряда также имеются военно-транспортные самолеты Lockheed С-130В Hercules, которые выполняет транспортные перевозки, а в случае необходимости новые летчики для них переводятся из 3-й эскадрильи. Из четырех бывших американских С-130В, поставленных в 2001 г., в летном состоянии остается три машины. Один из них обычно развернут в ДРК для поддержки операций ООН. Три С-130В были отремонтированы - первый был отправлен на малазийское предприятие AIROD в 2005 г. (был возвращен год спустя), а еще два в 2008 г. были направлены на чилийский завод Empressa Nacionale de Aeronautica (ENAER), где были отремонтированы в том же году. ВВС планируют отремонтировать четвертый С-130. По словам маршала авиации Рахмана, «в 2011 г. мы планировали подписать контракт на ремонт нелетающего С-130. К несчастью, этого не произошло. Поэтому нам пришлось снова объявлять тендер, чтобы кто-нибудь вернул самолет в летное состояние, тогда мы смогли бы его перегнать своим ходом на авиаремонтный завод. В течение последних двух лет я обращался к американскому правительству с просьбой закупить от двух до четырех С-130Е в рамках программы иностранных военных закупок (FMS) для обеспечения дополнительных транспортных перевозок в интересах ООН».
Авиабаза Kurmitola
Авиабаза Kurmitola расположена в северной части военного лагеря в районе Дакки, свою ВПП база делит с международным аэропортом Hazrat Shahjalal, и здесь дислоцированы три истребительных части.
Самым старым типом самолеты, находящимся на вооружении бенгальских ВВС, является китайская модификация истребителя МиГ-21Ф-13 - Chengdu F-7. 35-я эскадрилья «Thunder Cats» имеет на вооружении истребители F-7MB Airguard и двухместные учебно-боевые Guizhou FT-7A/B, являющихся экспортной модификацией китайской «спарки» JJ-7 (которая является развитием советского МиГ-21У). Основная задача эскадрильи - защита воздушного пространства, непосредственная поддержка войск, а также изоляция района боевых действий. Для этого F-7MB оснащены РЛС, двумя 30-мм пушками, а также двумя ракетами «воздух-воздух» ближней дальности с ИК ГСН PL-7. Самолеты также могут быть вооружены 57-мм и 90-мм НАР и поднять до 2000 кг бомб.
Кроме вспомогательной роли в качестве части ПВО, 35-я эскадрилья также является подразделением, где происходит переучивание на истребители. По завершению курса обучения на L-39, курсанты командируются в эту часть, где в ходе годичного курса обучения имеют налет в 65 часов, после чего они считаются подготовленными к пилотированию истребителя F-7MB. После него они могут пройти переучивание на A-5IIIA, F-7BG или МиГ-29Б.
Бенгальские ВВС получили 16 F-7MB (литера «B» означает Бангладеш) в 1989 г., самолеты этой партии изначально были поделены между 5-й и 35-й эскадрильями вслед за выводом из эксплуатации МиГ-21МФ. Некоторые самолеты были модернизированы и получили возможность нести разведывательный подвесной контейнер, хотя прошло уже несколько лет назад с того момента, как его использовали в последний раз. Еще одной модификацией, проведенной местными техниками, стала установка на самолетах системы GPS и специального оборудования, которое позволяло тянуть конус для тренировки стрельбы из орудий.
Первая партия из трех F-7MB прибыла в 1990 г., еще один самолет последовал в 1991 г., три в 1999 г. и один в 2002 г. Единственный FT-7A был получен в 2007 г. Этот самолет в отличие от FТ-7B оснащен индикатором на фоне лобового стекла. Другим отличием нового варианта учебно-боевого самолета стала установка катапультируемого кресла Martin-Baker, позволяющим покинуть самолет при нулевой высоте и скорости, в отличие от китайского кресла TY6E, которым оснащен FT-7A. Оба варианта могут оснащаться пушечной установкой.
Самым современным вариантом F-7, стоящим в настоящий момент на вооружении, является F-7BG/BGI, которыми укомплектована 5-я эскадрилья «Supersonics» и 35-я эскадрилья «Thunder Cats». 12 F-7BG (и снова «В» означает Бангладеш) были поставлены в 2006 г. вместе с четырьмя учебно-боевыми Guizhou FT-7BG. На самолетах установлена китайская копия итальянской РЛС FIAR Grifo-7 - SY-80. F-7BG в первую очередь предназначены для решения задач ПВО, сопровождения и штурмовки наземных целей. Дополнительной задачей, стоящей перед 5-й эскадрильей, является поддержка сухопутных войск и визуальная разведка. В отличие от F-7MB, ни один F-7BG не был модернизирован для использования разведывательного контейнера.
F-7BG оснащен таким же индикатором на фоне лобового стекла и системой управления оружием, как и истребитель F-16A. Кроме двух 30-мм пушек он вооружен либо четырьмя ракетами «воздух-воздух» PL-5E, либо двумя PL-9C и ИК ГСН. Для бомбардировки наземных целей на нем могут устанавливаться узлы подвески для западного вооружения, в результате чего самолет может поднимать либо 250-кг, либо 500-кг бомбы, бетонобойные бомбы Durandal, кассетные бомбы BL-755 и 90-мм НАР. Учебно-боевой FТ-7BG отличается удлиненным фюзеляжем, на нем установлена подфюзеляжная 30-мм пушка, а также аналогичное F-7BG БРЭО, включая РЛС SY-80. Все самолеты F-7BG/ FТ-7BG находятся в летном состоянии, хотя ни один из них еще не проходил ремонт. Как и в случае с F-7МВ, единственной модификацией F-7BG с момента поставки стало установка системы навигации GPS и оборудования для целеуказания.
Бенгальские ВВС только что получили 12 истребителей F-7BGI со «стеклянной кабиной», и четыре «спарки», которыми вооружили 35-ю эскадрилью. Истребители F-7МВ/ FТ-7А/В будут переданы в 25-ю эскадрилью с авиабазы Zahurul Haque, которая будет выполнять функции переучивания на истребители.
Когда в 1999 г. Бангладеш получил шесть истребителей МиГ-29Б и два учебно-боевых МиГ-29УБ, они были переданы в 8-ю эскадрилью «Vigilance, Valour, Victory» для замены стоявших там на вооружении F-6/FT-6. Основная задача МиГ-29 - осуществление ПВО. Как «чистые» истребители, так и «спарки» оснащены одноствольной 30-мм пушкой, смонтированной на левом борту, однако боезапас МиГ-29УБ ограничен 50 снарядами, в отличие от 150 снарядов на МиГ-29Б. Обе модификации могут применять ракеты малой дальности Р-73 с ИК ГСН.
Нашлемное визирное устройство связано с квантовой оптико-локационной станцией (КОЛС) и встроенным обзорно-следящим теплопеленгатором, а обе эти системы в свою очередь связаны с ИК ГСН ракет. Когда нашлемное устройство не используется для определения цели, то для этого имеется обзорно-следящий теплопеленгатор, который управляется при помощи кнопки на ручке управления. В КОЛС, являющейся пассивной системой (расположена слева от кабины пилота), также имеется лазерный дальномер, с дальностью действия 6,5 км. В воздушных боях типа «собачья схватка» ракета Р-73Э является наиболее оптимальным оружием, так как благодаря своей маневренности она может поражать цели, находящиеся сбоку от истребителя.
МиГ-29Б оснащен РЛС Н019, который позволяет использовать ракеты средней дальности Р-27Р1 с полуактивной радиолокационной ГСН. В свою очередь на МиГ-29УБ РЛС отсутствует, хотя для учебных целей он может оснащаться излучателем, имитирующим работу РЛС. Нашлемная система также связана с РЛС, однако она в основном используется в ходе применения ракет с ИК ГСН.
Хотя МиГ-29 изначально был разработан в качестве истребителя завоевания господства в воздухе, в бенгальских ВВС он в качестве вспомогательной задачи может выполнять штурмовку наземных целей и непосредственную поддержку войск. Кроме использования бортовой пушки для обстрела наземных целей, на истребитель можно подвесить либо две 500 кг бомбы ФАБ-500, либо два 240-мм НАР или же блоки 80-мм НАРС (по 20 НАР в каждом). Несколько необычным может быть использование ракеты Р-73Э против наземных и надводных целей, когда МиГ-29 выступает в качестве морского ударного самолета.
Faisal Akram Ether | jetphotos.net
В рамках продления ресурса самолета три МиГ-29Б и одна «спарка» прошли ремонт, который увеличил ресурс на восемь лет. С учетом планов Бангладеш модернизировать свои МиГ-29, по словам маршала авиации Рахмана, «на сегодня имеется много переменных и следует учитывать фактор времени. Это зависит от того, получим мы вовремя, или нет, необходимое финансирование. При существующих обстоятельствах самолеты обладают большим остаточным ресурсом, так что беспокоиться не о чем. Существует вариант применения к ним программы модернизации и продления жизненного цикла. Однако нам также предложили МиГ-29СМТ, чьи характеристики почти вдвое превышают параметры нынешних самолетов. У нас также есть возможность поставить на вооружение Су-30. Кроме вопросов финансирования мы также должны быть удовлетворены работоспособностью самолетов, то есть надо посылать группу техников и летчиков. Из предыдущего опыта мы уяснили, что нам не всегда нравится то, за что мы платим. Теперь же новое вооружение перед закупкой должно сначала испытано как с точки зрения техники, так и эксплуатации».
Будущие приобретения
В рамках политики модернизации своих ВВС Бангладеш закупил эскадрилью новых истребителей, поставки которых должны вот-вот начаться. Маршал авиации Рахман одобрительно отнесся к этой покупке, которая является первым шагом долгосрочной программы перевооружения ВВС. По его словам, «нам нужен новый самолет. Новый истребитель F-7BGI, который мы получили в декабре, отличается от ранних модификаций F-7, которые находятся в эксплуатации. С его появлением наши ВВС будут впервые иметь на вооружении самолет со «стеклянной кабиной», кроме того мы перешли на многофункциональные индикаторы и боковую ручку управления. Наше приобретение заключается в том, что мы готовим летчиков к будущему, к тому моменту, когда мы сможем себе позволить самые совершенные истребители. А в этом случае переход к ним будет намного проще».
«Мы рассматриваем различные варианты управляемого вооружения. Изначально мы остановили свой выбор на некоторых китайских образцах [управляемые планирующие бомбы LS-6], однако перед размещением заказа мы проведем серию испытаний. Также предлагается бомба с лазерным наведением [LT-2], но в этом вопросе мы продвигаемся не очень быстро. До сегодняшнего дня мы применяли только свободнопадающие бомбы и неуправляемые ракеты. От новых систем при начальных испытаниях я ожидаю 100% успеха - поэтому в настоящий момент мы рассматриваем только на бомбу с GPS наведением [LS-6] ».
«Самолеты Т-37 к настоящему времени списаны, а это значительно повышает нагрузку на парк L-39, так как этим самолетам придется играть самолетов основной и повышенной подготовки. L-39 будут списаны через 12 или 14 лет, и поэтому в настоящее время мы ищем ему замену в качестве самолета повышенной подготовки. Рассматриваются Aermacchi M-346, Як-130, KAI T-50 и Hongdu L-15. У нас есть время подождать и посмотреть, производство какого из этих самолетов будет самое массовое, а это в конечном итоге будет влиять на самый для нас важный критерий - стоимость одной единицы. Мы приступили к техническому анализу в 2005 г. и к 2013 г. должны понять, что мы хотим и когда мы сможем себе это позволить. Впрочем, собственно закупка это совершенно другой вопрос».
«Мы также размышляем о новом многофункциональном истребителе, так как устаревшие типы, как например А-5, будут скоро списаны. Нам нужен многофункциональный истребитель, который обладал бы возможностью наносить удары вне радиуса действия ПВО, а также выполнять задачи над морем, то есть обладать теми функциями, которые сейчас у нас отсутствуют. Пиратство и незаконное рыболовство являются проблемой, следовательно, тактическая воздушная поддержка операций на море играет весьма важную роль. Мы стараемся расширить наши возможности над морем за счет использования Ан-32 и С-130В. Однако это все же не совсем то, так как самолеты предназначены для других задач. Сейчас мы работаем над выработкой «Требований Главного Штаба ВВС», и рассматриваем доработанные варианты F-16, Gripen, J-10, Су-30 и МиГ-29СМТ».
«Как одна из частей нашего плана реконструкции, который мы называем «Цели ВВС в 2030 году», нашими целями на среднесрочную перспективу является наличие десяти эскадрилий: одна, специализирующаяся на морских ударных операциях, три - многофункциональные, а шесть действующие в интересах ПВО. Но в реальности специализированная морская часть может оказаться очень дорогой, и мы скорее всего повременим с этим вариантом».
«В краткосрочной перспективе мы можем создать две эскадрильи многофункциональных истребителей, и три эскадрильи ПВО, и этого будет достаточно с учетом наших финансовых ограничений».
Опора на собственные силы
Хотя на долю ВВС приходится минимальная часть оборонного бюджета Бангладеш, этому виду вооруженных сил удается создать адекватный задачам парк летательных аппаратов. В настоящее время только учебные самолеты РТ-6 и вертолеты Bell 206/212 обслуживаются бенгальскими техниками. Но как только будет введен в эксплуатацию новый авиаремонтный завод в Курмитоле, ВВС планируют расширить перечень ремонтных работ. По словам маршала авиации Рахмана, «на первом этапе мы будем проводить ремонт истребителей F-7, которые находятся на вооружении в значительных количествах. Однако в течение 5-10 лет эти работы будут вестись и на других типах истребителей. Кроме того, что эта деятельность позволит установить связи с другими странами, наличие подобных авиаремонтных заводов также позволит нашему правительству получить столь нужные средства, а в конечном счете - и населению страны. За счет проведения подобных работ у себя наша научная база также будет постепенно расширяться».
«Перед нами стоит более масштабная задача: в течение ближайших 10 лет мы должны получить необходимые возможности для самостоятельного производства учебного самолета основной подготовки. Получив опыт, мы используем этот трамплин для производства более совершенного самолета, возможно, в течение 20 лет».
«Мы ремонтируем наши РТ-6 более 20 лет, отремонтировано около 80 самолетов. Они налетали порядка 150000 часов без единой поломки. Мы недавно прошли сертификацию по стандарту ISO, и теперь мы не исключаем возможности ремонтировать самолеты дружественных нам стран. Мы ремонтируем наши вертолеты Bell 212, и я приглашал сотрудников компании Bell для контроля нашей работы. Мы хотели бы создать партнерские отношения с Bell, чтобы иметь возможность ремонтировать вертолеты Bell 212 из других стран».
«Мы также работаем над созданием ремонтного предприятия для проведения работ по планеру вертолетов Ми-17, что позволит нам контролировать временные затраты на этой операции. На сегодня мы зависим от других, и иногда доставка может запаздывать. Наша цель постоянно иметь восемь Ми-17 в летном состоянии, но на сегодня таковых только пять».
Потрясающая статистика безаварийности бенгальских ВВС является свидетельством профессионализма, демонстрируемого на всех уровнях. Маршал авиации Рахман ставит перед ВВС высокие задачи, на благо их самих и народа страны.
Если его идея относительно учебного самолета местного производства дойдет до практической реализации, бенгальские ВВС сделают первый шаг по направлению к действительной самодостаточности.
Оригинал публикации: Air Forces Monthly, April 2013 - Séan Wilson, Paul Mulligan
Перевод Андрея Фролова