Прогноз событий в российской вертолетной отрасли на 2013 год

Mar 04, 2013 00:02

Дружественный ресурс "Перископ.2" ( periscope2.ru ) поместил перевод статьи известного болгарского (и международного) авиационного журналиста Александра Младенова (Alexander Mladenov) из январского номера за 2013 год журнала "Air International" с прогнозом событий в российской вертолетной промышленности на 2013 год.



Производство легких вертолетов "Ансат" на ОАО "Казанский вертолетный завод" (с) Перископ.2 / periscope2.ru


2013 год можно оценить как еще один удачный год для объединенной российской вертолетостроительной отрасли, которая продолжает наращивать свое присутствие на мировом рынке. Эта ситуация обусловлена двумя благоприятными факторами: резким ростом внутреннего заказа со стороны всех категорий заказчиков, и чередой крупных контрактов на поставки вертолетов военным и полувоенным структурам за рубежом.
В результате в денежном выражении российская вертолетостроительная отрасль в 2013 г. займет 15% мирового рынка, кроме того, в этом году состоятся первые полеты и будет получена сертификация несколькими новыми типами гражданских, военных и полувоенных типов вертолетов.

Старый добрый Ми-17 чувствует себя отменно

Безусловно, самый большой вклад в увеличение рыночной доли приносит модельный ряд вездесущих вертолетов Ми-8/Ми-17/Ми-171, которые выпускаются двумя российскими заводами. Неослабевающий спрос во всем мире на эти надежные и доступные вертолеты улучшил показатели холдинга «Вертолеты России» (ВР) до беспрецедентных показателей. Благодаря рекордным продажам Ми-17 каждый год, ВР остаются третьим крупнейшим мировым производителем вертолетов по количественным показателям, а в части стоимостных показателей уверенно движется к третьему месту.

Продолжая повышательный тренд, в 2013 г. заказчикам будет поставлено порядка 300 вертолетов, из которых 200 будут относиться к семейству Ми-8МТВ/Ми-17 и Ми-8АМТ/Ми-171, произведенных на Казанском и Улан-Удэнском заводах соответственно. Примерно две трети от этого количества будут переданы военными и полувоенным структурам, а в ближнее- и среднесрочной перспективе ожидается, что на надежный Ми-8 придется от 60 до 70% от объема производимых в России вертолетов.

2013 год также станет весьма важным для реализации последней программы по омологации Ми-8, а именно для новой модификации Ми-171А2, которая должна была подняться в воздух еще в конце 2012 г. Программа оценки и испытаний продолжится в 2013 г. наряду с проведением работ по подготовке производства и началу крупномасштабной программе продвижения вертолета на рынок. Этот новый вариант Ми-8 будет производиться в Улан-Удэ, в него будет внесено 80 изменений, включая модернизированные двигатели, трансмиссию, цифровой автопилот и стеклянную кабину, призванных улучшить ТТХ вертолета и снизить эксплуатационные расходы. Нагрузка должна увеличиться до 5 тонн. Сертификация гражданского варианта должна завершиться в России в течение 2013 г.

Новые гражданские модификации

2013 год также станет важным для программы создания нового среднего двухдвигательного вертолета КБ Камова Ка-62, который, как ожидается, в этом году совершит свой первый полет. Это самый новый российский вертолет, чей максимальный взлетный вес составляет 6.5 тонн, спроектирован «с нуля» с целью удовлетворить спрос со стороны гражданских и полувоенных заказчиков в России и за рубежом.

Проект Ка-62 отличается множеством мер, призванных повысить безопасность полета, а также инноваций, нацеленных на уменьшение эксплуатационных затрат и повышение ТТХ, что позволит вертолету успешно конкурировать на сегодняшнем высококонкурентном рынке двухдвигательных вертолетов среднего класса. Ка-62 активно рекламируется как первый реальный проект международного сотрудничества холдинга ВР, отличающийся большой долей западного оборудования. Это двигатели Turbomeca Ardiden 3G, трансмиссия производства австрийской фирмы Zoerker и топливная система французской компании Aerazur. Фактически, программа Ка-62 имеет все шансы быть реализованной в короткие сроки и иметь коммерческий успех в ближайшие годы, в случае, если Ка-62 удаться привлечь внимание со стороны крупных заказчиков в России, таких, как Министерство обороны, внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям.

Другой гражданской программой, активно реализуемой в 2013 г., станет проект легкого соосного вертолета Ка-226Т, который должен получить гражданский сертификат типа в 2013 г. Это позволит приступить к поставкам первых серий специального варианта Ка-226АГ для стартового заказчика авиакомпании «Газпромавиа». Вертолет будет применяться для обслуживания газодобычи в Сибири. Министерство по чрезвычайным ситуациям также должно получить в 2013 г. первый из четырех заказанных Ка-226Т.

Другим типом российского вертолета нового поколения является вертолет «Ансат» 3,5-тонного класса, который производится Казанским вертолетным заводом (КВЗ). Для него тоже ожидается неплохой год. Программа «Ансат» столкнулась с серьезными трудностями после катастрофы в 2006 г. одного из пяти поставленных в Южную Корею вертолетов и гибели его пилота. В результате его эксплуатация лесной службой и полицией Кореи была прекращена. Проблемы были связаны с системой электродистанционного управления (ЭДСУ), а это вынудило КВЗ проводить дополнительные исследования и испытания.

Из-за отсутствия сертификата для перевозки пассажиров в варианте с ЭДСУ, российские авиационные власти изначально сертифицировали «Ансат» на основании собственных временных норм. После катастрофы в Корее требования были расширены, и вертолет был модернизирован с целью им соответствовать. В марте 2010 г. «Ансат» получил новый сертификат типа, который, впрочем, не позволял осуществлять перевозку пассажиров, и производство вертолетов для гражданских заказчиков было приостановлено.

С целью решения данной проблемы КВЗ начал разработку модификации «Ансат-1М» с новой, но традиционной гидромеханической системой управления полетом вместо ЭДСУ, а также рядом усовершенствований в планере и авионике. «Ансат-1М» должен получить сертификат типа в соответствии с российскими нормами АП-29. Это, наконец, позволит вновь начать продвижение вертолета на рынок гражданских и полувоенных заказчиков в России и за рубежом.

КВЗ и департамент маркетинга холдинга ВР должны доказать, что новый проект является коммерчески привлекательным. Это весьма непростая задача в условиях весьма конкурентного рынка вертолетов 3-4 тонного класса в России и странах СНГ, как применительно к гражданским эксплуатантам, так и силовым структурам, который на сегодня занят продукцией компаний Eurocopter, AgustaWestland и Bell.

Текущий год также станет решающим и для программы разработки вертолета Ми-38 - нового двухдвигательного многофункционального вертолета нового поколения 15-тонного класса, разрабатываемого КБ Миля и КВЗ. Третий прототип ОП-3, который соответствует серийному стандарту, должен совершить первый полет в 2013 г., а сертификацию в России планируется завершить к 2015 г.

В 2013 г. продолжатся мелкосерийные поставки многоцелевого вертолета Ка-32А11ВС, включая первый экземпляр в противопожарном варианте для заказчика из КНР.

Новые технологии

В течение года ВР продолжат амбициозную поисковую работу по концепции скоростного вертолета. Гражданский вариант разрабатывается Московским вертолетным заводом им. Миля в рамках программы перспективного скоростного вертолета (ПСВ). Ее результатом должен стать коммерческий вертолет среднего класса, рассматриваемый в качестве замены семейству Ми-8/17. На новом вертолете будет использована классическая схема из несущего и рулевого винта, которая позволит достичь скорости в 360 км/ч. Этот результат будет обеспечен за счет улучшения аэродинамики фюзеляжа и главного редуктора.

Специальный испытательный стенд для ПСВ должен совершить свой первый полет в 2013 г., его задачей является отработка некоторых ключевых технологий. Полномасштабные работы по проекту начнутся в 2014 г. на основе результатов, полученных при испытании стенда.

Новый скоростной вертолет среднего класса должен получить российский сертификат типа к 2018 г., а эксплуатация должна начаться в 2020 г.

Военные вертолеты

Самым главным ожидаемым событием 2013 года в области военного вертолетостроения станет первый полет вертолета Ка-52К. Морская версия боевого вертолета соосной схемы Ка-52 «Аллигатор» разрабатывается для применения с новых российских десантно-вертолетных кораблей-доков типа Mistral, первый из которых должен вступить в строй в 2014 г.

Сборка первого прототипа Ка-52К уже ведется на арсеньевском авиационном комплексе «Прогресс». Модификация корабельного базирования будет отличаться складывающимися лопастями несущего винта и законцовками крыльев, системой жизнеобеспечения для экипажа (который будет летать в спасательных жилетах), аварийным надувным шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой фюзеляжа и оборудования.

Другой модификацией боевого вертолета, которая должна впервые взлететь в 2013 г. станет Ми-28УБ, специальная учебная версия вертолета Ми-28Н. Также ожидается первый полет серийного варианта экспортного Ми-28НЭ, заказанного Алжиром и Ираком.

Другими крупными программами для российской армии являются начало эксплуатации палубного вертолета Ка-27М, прошедшего программу продления жизненного цикла, а также первый заказ на военную версию вертолета Ка-32А11ВС, который будет использоваться для поисково-спасательных работ над морем. Ожидалось, что контракт на пять Ка-32А11ВС будет подписан до конца 2012 г., но этого не произошло, предположительно из-за недостатка средств у российского министерства обороны.

Оригинал публикации: Air International, January 2013 - Alexander Mladenov

Перевод Андрея Фролова

Ка-62, авиация, Ка-52, Ми-17, Ми-38, вертолеты, Россия, Ка-226, Ка-27, Ка-32, Ансат, Ми-28Н, Ми-8

Previous post Next post
Up