Проблемы с постройкой головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510

Mar 29, 2023 01:48



Как сообщила газета «Коммерсантъ» в материале Татьяны Дятел и Дмитрия Козлова «Россия» не сдается. Цена и сроки выпуска атомного ледокола могут измениться», стоимость строительства сверхмощного головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер»), ранее составлявшая 128 млрд рублей, может вырасти на 40-60%, а сроки его строительства - сдвинуться вправо. Предполагается, что ледокол, необходимый для регулярной круглогодичной навигации по Севморпути, должен быть построен на судоверфи «Звезда» в 2027 году. Как говорят источники “Ъ”, уже сейчас есть отставания по изготовлению крупных корпусных отливок, растут стоимость и сроки работ по производству отдельных частей ядерной энергетической установки ледокола.




Модель атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер») (с) АО «ЦКБ «Айсберг»



Стоимость госконтракта на строительство головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер» может вырасти, а сроки сдачи судна по некоторым корпусным работам на судоверфи «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка) уже отстают от графика, следует из протокола совещания у замглавы Минпромторга Виктора Евтухова от 13 марта (есть у “Ъ”). По словам собеседников “Ъ”, знакомых с ходом обсуждения вопроса, речь может идти об увеличении стоимости госконтракта на 40-60%.

Госконтракт стоимостью 127,6 млрд руб. на строительство головного атомного ледокола «Россия» был заключен в апреле 2020 года, его заказчик - «Атомфлот», дата окончания работ - декабрь 2027 года. Ледокол мощностью 120 МВт должен обеспечить круглогодичную проводку судов по Севморпути с коммерческой скоростью в 10-12 узлов для вывоза углеводородов на внешние рынки. В первую очередь ледокол должен обеспечить круглогодичный вывоз СПГ с арктических проектов НОВАТЭКа на Ямале и Гыдане.

До конца апреля «Росатом» на основании данных «Роснефти» должен предоставить в Минпромторг доклад об увеличении стоимости и сроков работ. При этом, как следует из протокола, замминистра Евтухов подчеркнул «невозможность срыва установленного срока сдачи». Вопрос о необходимости переноса сроков, по данным “Ъ”, уже доведен до Владимира Путина. В аппарате премьера Михаила Мишустина “Ъ” сообщили, что в правительстве вопрос пока не обсуждался. В «Роснефти» от комментариев отказались.

В Минпромторге “Ъ” подтвердили, что вопрос о сроках и стоимости обсуждался на совещании, и сообщили, что «только по результатам проведения экспертизы при необходимости можно будет аргументированно говорить об объективном увеличении срока и стоимости строительства».

«Роснефть», согласно протоколу совещания, объясняет необходимость увеличения стоимости и переноса сроков срывом поставок крупных корпусных отливок - ледового зуба, кронштейнов пера руля и кронштейнов гребных валов наружных, которые в течение 2022 года «Звезде» должен был поставить украинский завод «Энергомашспецсталь», расположенный в Краматорске (сообщалось о разрушении промышленных помещений завода в результате военных действий на Украине).

Контракт с новым изготовителем - УЗТМ-КАРТЭКС - до сих пор не заключен, а сроки поставок этих отливок предварительно перенесены на август 2025 года.

На 12% (до 44 млрд руб.) может вырасти стоимость контрактов на поставку ядерной энергетической установки (ЯЭУ) ледокола «Россия», в состав которой входят паротурбинные установки (ПТУ) «Силовых машин», реакторная установка РИТМ-400 «Атомэнергомаша». Так, контракт с «Силовыми машинами» вырос в цене на 65%, до 9,48 млрд руб., сроки поставки перенесены на восемь-десять месяцев - на конец 2025 года.

В «Росатоме» “Ъ” сообщили, что «Атомэнергомаш» осуществляет производство РИТМ-400 в контрактные сроки. «Силовые машины» подтвердили “Ъ” изготовление ПТУ в контрактные сроки - 2025 год. Обоснованность существенного роста цен покупных материалов и комплектующих ПТУ (в том числе предприятиями «Росатома») рассмотрена комиссией заказчика и подтверждена, сообщили там.

Несвоевременная поставка составных частей ЯЭУ может затянуть формирование центральной части корпуса, в частности машинных отделений, «России» и сместит общий график строительства судна, говорит источник “Ъ”, близкий к «Роснефти».

Как утверждают собеседники “Ъ”, есть отставание в проведении работ и со стороны самой «Звезды»: для его сокращения судоверфи необходимо привлечь больше рабочих для корпусных и сварочных работ на ледоколе.

На середину марта вместо 15% от общего объема плановых работы выполнено лишь 5%. «Если кратно не увеличить скорость корпусных работ, то составные части ЯЭУ в 2025 году едва ли понадобятся»,- замечают собеседники “Ъ”.

Строительство атомного ледокола - первый опыт судоверфи «Звезда», отмечает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. «Не имея представления о сроках выполнения отдельных этапов строительства, возможности проведения параллельных работ на других узлах ледокола, сложно сказать, сколь критична эта задержка для его сдачи»,- отмечает он.

Что касается круглогодичной навигации на Севморпути, то она в первую очередь относится к работе газовозов проектов НОВАТЭКа, поскольку, по правилам плавания в акватории Севморпути 2022 года, круглогодично в тяжелых ледовых условиях даже под проводкой ледокола может происходить плавание только судов арктического ледового класса Arc7 и выше. Только НОВАТЭК, помимо «Норникеля», располагает судами требуемого ледового класса. Строящиеся для второго проекта НОВАТЭКа - «Арктик СПГ 2» - на «Звезде» в партнерстве с южнокорейской Samsung Heavy Industries газовозы обладают улучшенной ледопроходимостью, а строящиеся на DSME - еще и большей мощностью. «Это позволяет предположить, что круглогодичная навигация в восточной части Севморпути сможет быть начата, не дожидаясь ввода в строй ледокола "Лидер"»,- полагает господин Григорьев.






Корпусные конструкции строящегося головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер») на ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). Вверху - состояние на октябрь 2022 года, внизу - на март 2023 года (с) Телеграм-канал "Записки мичмана Птичкина"

Росатом, судостроение, проект 10510, Звезда, Россия, флот, Украина, судоходство, Арктика, ледоколы

Previous post Next post
Up