Неудачное второе испытание комплектной американской гиперзвуковой ракеты AGM-183A ARRW

Mar 26, 2023 13:05

Как сообщили американские СМИ, 13 марта 2023 года ВВС США произвели второе летное испытание полностью комплектного боевого прототипа перспективной американской гиперзвуковой ракеты авиационного базирования AGM-183A Air-Launched Rapid Response Weapon (ARRW), которое оказалось неуспешным.




Художественное изображение перспективной американской гиперзвуковой ракеты авиационного базирования Lockheed Martin AGM-183A Air-Launched Rapid Response Weapon (ARRW) (c) Lockheed Martin



В ходе испытания комплектная опытная ракета была запущена с носителя-стратегического бомбардировщика Boeing B-52H Stratofortress из состава 419-й летно-испытательной эскадрильи 412-го испытательного крыла ВВС США с авиабазы Эдвардс над морским ракетным полигоном Пойнт-Мугу на Тихоокеанском побережье США, но, как сообщается, не сработала полностью по заданной программе. ВВС США не стали сообщать подробности и деликатно заявили, что «испытание достигло нескольких задач, и инженеры и испытатели команды ARRW собирают данные для дальнейшего анализа».

Напомним, что первое летное испытание полностью комплектного боевого прототипа ракеты ARRW состоялось 9 декабря 2022 года и было сочтено полностью успешным. Тогда ракета, запущенная над морским ракетным полигоном Пойнт-Муг, успешно отделилась от бомбардировщика B-52H, и, произведя запуск твердотопливного ускорителя, достигла скорости М>5, гиперзвуковая боевая часть отделилась, совершила полет по заданной программе и взорвалась в заданном районе Тихого океана.

Ранее 14 мая 2022 года было проведено первое успешное летное испытание ARRW без полезной нагрузки в виде гиперзвуковой боевой части, второе успешное летное испытание без боевой части были проведено 12 июля. До того в течение 2021 года три попытки испытательного пуска ARRW заканчивались без результата - в двух случаях (5 апреля и 15 декабря) ракета вообще не отделялась от носителя В-52Н, а еще в одном случае ( 28 июля) ускоритель не сработал.

Конструктивно ARRW представляет собой твердтопливную ракету воздушного пуска с боевой частью в виде отделяемого гиперзвукового боевого блока Tactical Boost Glide (TBG), созданного под эгидой Агентства перспективных оборонных исследований (DARPA) министерства обороны США. Ракетой должны быть оснащены в первоочередном порядке стратегические бомбардировщики В-52Н и В-1В, при этом сообщалось, что она создается в неядерном исполнении. Самолет В-52Н будет способен четыре ракеты ARRW на внешней подвеске - по две на каждом пилоне.

Согласно заявлениям представителей ВВС США, ракета ARRW должна иметь максимальную дальность стрельбы около 1600 км и скорость боевого блока между М=6,5 и М=8.

Предположительно, первые аэродинамические испытания боевого блока TBG были проведены в марте 2019 года. С июня 2019 по май 2021 года ВВС США провели семь аэродинамических испытаний (без сброса) AGM-183A ARRW на самолете В-52Н.

Первоначальный этап НИОКР по АRRW осуществлялся корпорацией Lockheed Martin по контракту стоимостью 480 млн долл, выданному ВВС США в августе 2018 года, работы по которому должны были быть завершены к декабрю 2021 года. В декабре 2019 года министерство обороны США выдало корпорации Lockheed Martin новый контракт на полномасштабную разработку, испытания и подготовку к серийному производству ракеты ARRW, на общую сумму 988,832 млн долл. Работы должны были быть проведены очень оперативно и быть завершены к 31 декабря 2022 года, однако в итоге этот срок выдержан не был. Ранее также сообщалось об отставании работ по боевому блоку TBG от графика примерно на год.

В июне 2020 года ВВС США планировали приобрести для летных испытаний восемь опытных образцов ракеты ARRW (четыре для испытаний и четыре запасных), с проведением летных испытаний в 2021 и 2022 финансовых годах и с началом поступления ракеты на вооружение (имеется в виду передача для этого четырех запасных опытных ракет) с достижением статуса первоначальной оперативной готовности (IOC) с началом 2023 финансового года ( то есть с 1 октября 2022 календарного года). Однако в марте 2022 года при утверждении американского оборонного бюджета на 2023 финансовый год Конгресс США более чем вдвое сократил финансирование программы ARRW.  После того, как в 2022 фин. году на ARRW было потрачено 308,08 млн долларов, ВВС США запрашивали на 2023 фин. год 161 млн долл на закупку 12 первых серийных ракет ARRW. Однако в бюджете 2023 фин. г. Конгресс выделил только 80 млн долл (с учетом дополнительных ассигнований - всего 114,98 млн долл) и направил все эти выделенные средства только на программу НИОКР по ARRW, чтобы обеспечить дальнейшие дополнительные испытания ракеты.

В своем бюджетном запросе на 2024 фин. г. ВВС США заявили, что «завершат быстрое прототипирование и летные испытания» ARRW в этом году, и запросили на эти усилия 150,3 млн долл. Также на 2024  фин. г. запланированы «полное закрытие контракта, окончательная доработкая документации и анализа, а также мероприятия по поддержке возможности сохранения в строю [закупаемых опытных ракет]».

Тем временем, как сообщается, вице-президент дивизиона Missiles and Fire Control корпорации Lockheed Martin Джей Питман заявил журналистам на симпозиуме Ассоциации ВВС и Космических сил США AFA Warfare 7 марта 2023 года, что «мы считаем, что готовы начать… и поддерживать производство [ARRW], если такое решение будет принято». Питман сказал, что Lockheed  Martin продемонстрировала ВВС США, что она может производить ARRW «в масштабе» с «возможностью производить десятки и десятки на ежегодной основе». Lockheed Martin открыла завод по производству гиперзвуковых систем в Кортленде, штат Алабама, и работает над несколькими гиперзвуковыми программами для ВВС, армии и ВМС США.

«За кулисами мы делаем то, что происходит с любой программой разработки», - сказал Питман. - «Мы проводим квалификационные испытания наших подсистем. Вместе с представителями правительства США мы проводим официальные проверки готовности к производству». Питман добавил, что 26 из 27 этих обзоров завершены, и что его дивизион находится «на пороге создания оперативных возможностей, которые военные могут быстро развернуть».

В то же время помощник заместителя министра ВВС США по бюджету генерал-майор Майк Грейнер заявил на брифинге 13 марта - в тот же день, когда состоялся последний запуск ARRW - что ВВС США запланировалив общей сложности проведение четырех испытаний комплектной ракеты ARRW в рамках программы НИОКР, которая должна завершиться в 2024 финансовом году. После последнего испытаня 13 марта осталось таким образом еще два испытания, которые, по словам Грейнера, сыграют ключевую роль в принятии решения о серийных закупках ракеты.

«Я вам скажу, я не думаю, что окончательное решение принято. Мы подождем и посмотрим, как проявятся результаты этих испытаний», - сказал Грейнер, имея в виду также разработку другой ведущей гиперзвуковой программы ВВС США - гиперзвуковой крылатой ракеты Hypersonic Attack Cruise Missile (HACM).

«Это также будет обсуждение сочетания этого оружия, поскольку обе [эти системы] на самом деле ориентированы на два разных типа платформ», - добавил Грейнер. - «И поэтому я думаю, что мы продолжим проводить этот анализ, посмотрим, какими будут результаты этих испытаний, а затем примем окончательное решение о том, какое сочетание гиперзвукового оружия будет правильным для ВВС США на перспективу».

испытания, США, авиация, гиперзвук, b-52, ракеты

Previous post Next post
Up