Министерство иностранных дел Российской Федерации 23 января 2023 года
заявило, что "Эстонией предпринят новый недружественный шаг по радикальному сокращению численного состава российского посольства в Таллине, подтверждающий линию на развал отношений между нашими странами. В качестве ответной меры российской стороной принято решение о понижении уровня диппредставителя в обеих странах до Временного поверенного в делах. 23 января в МИД России был вызван Посол Эстонии М.Лайдре. Ему заявлен решительный протест в связи с действиями эстонских властей. Послу Эстонской Республики следует покинуть Российскую Федерацию 7 февраля 2023 года".
Полученная вооруженными силами Украины переданная Эстонией 155-мм/39 буксируемая гаубица FH-70 с артиллерийским тягачом MAN KAT I (6x6), май 2022 года. Эстония приобрела 24 такие гаубицы с тягачами, имуществом и боекомплектами из состава германского Бундесвера в 2003 году за 7 млн евро (с) социальные сети
В заявлении МИД России говорится, что "руководство Эстонии последние годы целенаправленно разрушает весь комплекс отношений с Россией. Тотальная русофобия, культивирование враждебности в отношении нашей страны возведены Таллином в ранг государственной политики... Вся ответственность за развитие такой ситуации в отношениях между Россией и Эстонией целиком лежит на эстонской стороне. Будем и далее реагировать на враждебные шаги руководства Эстонии".
Данная мера российской стороны вызвана
заявлением МИД Эстонии от 11 января, в котором говорится, что Россия из-за необходимости достигнуть паритета численности служащих в посольствах должна до 1 февраля сократить число своих сотрудников до 8 дипломатических должностей и до 15 должностей административного, технического и обслуживающего персонала. МИД Эстонии заявил, что Россия на фоне конфликта на Украине не занимается продвижением отношений с Эстонией, поэтому для работы посольства в нынешнем составе "нет оснований".
Ранее с начала российской специальной военной операции на Украине Эстония сократила двусторонние отношения с Россией до абсолютного минимума, закрыла консульства России в Нарве и Тарту и выслала троих сотрудников дипломатического отделения российского посольства.
В ответ на заявление МИД России от 23 января о высылке посла Эстонии, МИД Эстонии заявил, что посол России в Таллине Владимир Липаев должен покинуть страну одновременно с отъездом посла Эстонии Маргуса Лайдре из Москвы.
Латвия из солидарности с Эстонией также
решила с 24 января понизить уровень дипломатических отношений с Россией, потребовав взаимного отъезда послов. Литва же отозвала своего посла из Москвы еще в мае 2022 года.
Тем временем, развивая линию на конфронтацию с Россией, МИД Эстонии
предложил создать так называемую прилежащую зону в территориальных водах Эстонии. Правительство Эстонии обсудило это предложение и поручило министерствам проанализировать идею и подготовить свои позиции.
Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу пояснил, что установление этой зоны в эстонском морском пространстве позволит контролировать соблюдение законодательства на расстоянии до 24 морских миль от исходной линии территориальных вод страны и окажет положительное влияние на безопасность, охрану окружающей среды и защиту объектов археологического и исторического наследия, обнаруженных в море.
«Я считаю это важным шагом в укреплении безопасности Эстонии, потому что, таким образом, у нас будет лучшее представление о том, что происходит в нашем прибрежном районе», - отметил Рейнсалу.
Создание прилежащей зоны не отразится на линии государственной границы Эстонии.
В ней прибрежное государство, согласно Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, может осуществлять контроль для предотвращения нарушений таможенного, налогового, иммиграционного и санитарного законодательств на своей территории или в территориальном море, а также привлекать к ответственности нарушителей. При этом проверки не распространяются на военные корабли иностранных государств или суда, используемые зарубежными странами в некоммерческих целях.
Согласно конвенции, прилежащая зона не может выходить за пределы 12 миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни одно из них не может распространять свою прилежащую зону за срединную линию.
Директор бюро международного права МИД Эстонии Кристи Ланд, аргументируя позицию Таллина, сказала, что Эстония как прибрежное государство хотела бы иметь больше контроля в Балтийском море. В Финском заливе Эстония и Финляндия обозначили границы своих территориальных вод таким образом, чтобы по обе стороны от разделяющей залив линии оставалась зона свободного судоходства шириной три морские мили, пояснила Ланд. Хотя конвенция разрешает расширять прилежащую зону до 12 морских миль от внешней границы территориального моря, в Финском заливе она не может простираться на такое расстояние, а только не более чем на три морские мили от внешней границы эстонских территориальных вод, рассказала она. Однако к западу эта зона может простираться до 24 морских миль от исходной линии. В сторону Швеции даже при максимальной ширине прилежащей зоны она не будет достигать разделяющей линии.
"Представитель МИД [Эстонии Кристи Ланд] отрицательно ответила на вопрос о том, является ли более эффективное применение санкций в отношении России и задержание их нарушителей основным мотивом возможного введения прилежащей зоны", - сообщило Эстонское национальное телерадиовещание ERR.
При этом ERR приводит слова эксперта по морскому праву из Тартуского университета Александра Лотта, который говорит, что это может быть одним из скрытых мотивов такого шага.
"Безусловно, прилежащая зона в первую очередь как раз и предназначена для введения таких мер. То есть [для контроля] судов, которые каким-то образом нарушают таможенное или налоговое законодательство прибрежного государства. Прилежащая зона - наиболее эффективный способ призвать их к порядку", - сказал Лотт.
После введения «прилежащей зоны» Эстония сможет досматривать российские суда, которые выходят из портов Ленобласти и Кронштадта. В случае отказа будет возможен запрет на проход через залив.
Российские обозреватели разошлись в оценках относительно того, будет ли означать введение Эстонией прилежащей зоны к территориальным водам установление ограничений для российского судоходства в Финском заливе. В интервью РБК управляющий партнер компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов назвал предложение эстонского МИДа «нарушением всех норм и правил, которые введены Международной морской организацией, международным законодательством о 12-мильной территориальной зоне и 200-мильной исключительной экономической зоне». По его словам, грузовые суда в нейтральных водах неприкосновенны, если нет войны. «Точно так же эстонские власти могут принять документ о вхождении Техаса в состав Эстонской Республики, об объединении Италии с Францией и т.п. Пусть делают все что угодно, но в нейтральных водах Балтийского моря эстонские контролирующие органы не имеют права подходить ни к какому торговому судну, неважно, под каким флагом оно следует. Если они подойдут к судну, идущему, к примеру, под либерийским или панамским флагом, то они получат проблемы на международном уровне», - отметил Безбородов.
По мнению руководителя отдела аналитики отраслевого агентства PortNews Виталия Чернова, установление этой зоны вряд ли скажется на транзитном судоходстве в Россию и из нее. «Действительно, прибрежное государство имеет право установить 12-мильную прилежащую зону к своим территориальным водам. И может досматривать там суда в случае подозрения на нарушение законодательства, совершенного в территориальных водах. То есть если судно не заходит в территориальные воды Эстонии, останавливать его в прилежащей зоне власти этой страны не должны. Другими словами, это вряд ли повлияет на транзитное судоходство в Россию и из нее, однако может теоретически привести к инцидентам и спорным ситуациям», - сказал Чернов РБК.
Со стороны bmpd предположим, что введение Эстонией прилежащей зоны в Финском заливе вызовет противоречия относительно статуса судов, следующих через эту зону транзитом, и, видимо, целью эстонских властей является создание правовых предпосылок для действительного воспрепятствования транзитному судоходству в русские порты и из них в случае благоприятной для таких эстонских действий обстановки.
Данные события разворачиваются на фоне
объявления министерством обороны Эстонии 19 января о предоставлении Украине крупнейшего пакета военной помощи общей стоимостью 113 млн евро. Заявлено, что в состав пакета входят "десятки 155-мм гаубиц FH-70 и 122-мм гаубиц Д-30, тысячи единиц артиллерийских боеприпасов, машины поддержки артиллерийских частей [видимо, имеются в виду тягачи] и сотни ручных противотанковых гранатометов Carl-Gustav M2 с боекомплектом".
Указано, что "с этим новым пакетом помощи Эстония предоставила Украине военную помощь в размере 370 млн евро, что составляет около половины оборонного бюджета Эстонии на 2022 год и более 1% ВВП Эстонии. Это ставит Эстонию в число ведущих стран по оказанию помощи Украине".
Посол Эстонии на Украине Каймо Кууск по поводу нового пакета эстонской военной помощи заявил, что «мы отдаем все наши 155-мм гаубицы Украине. И хотим таким образом создать прецедент, чтобы у других стран не осталось никаких оправданий, почему они не могут предоставить Украине необходимое вооружение для победы в войне».
Напомним, что Эстония ранее располагала 24 буксируемыми (с самодвижением) гаубицами FH-70 калибра 155-мм/39, которые были приобретены в 2003 году из наличия германского Бундесвера, и 42 буксируемыми гаубицами советского производства Д-30 калибра 122 мм, полученными в 2009 году из наличия финской армии (в свою очередь, эти орудия в начале 1990-х годов были приобретены Финляндией из арсеналов армии бывшей ГДР). В апреле-мае 2022 года Эстония уже передала Украине девять гаубиц FH-70 и 18 гаубиц Д-30, и теперь, как сообщается, в рамках нового пакета, передает Украине все остальные свои орудиях этих двух типов.
Карта современных морских границ в Финском заливе (с) ERR