Музей ЦРУ

Sep 26, 2022 19:25

Американская газета «The Wall Street Journal» опубликовала занятный материал Warren P. Strobel «CIA Unveils Model of Ayman al-Zawahiri’s Safe House in Revamped Museum. Closed to the public, the museum chronicles agency’s highs and lows, including killing of al Qaeda leader in July» («ЦРУ представило модель убежища Аймана аль-Завахири в своём обновленном музее. Закрытый для публики музей рассказывает о взлетах и падениях агентства, включая убийство лидера «Аль-Каиды» в июле») про обновление закрытого для широкой публики музея Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США.




Модель дома-убежища лидера группировки «Аль-Каида» Аймана аль-Завахири в Кабуле в обновленной экспозиции музея Центрального разведывательного управления США в Лэнгли (штат Вирджиния) (с) ЦРУ США / www.wsj.com



Недавно отреставрированный музей Центрального разведывательного управления США в Лэнгли (штат Вирджиния) рассказывает о некоторых смелых и успешных шпионских схемах, о схемах, которые срабатывали лишь частично или временно, а также о некоторых откровенных провалах. Новейший экспонат музея относится к первой категории.

Модель конспиративной квартиры в Кабуле, где ЦРУ обнаружило лидера «Аль-Каиды» Аймана аль-Завахири и убило его 31 июля 2022 года ударом с беспилотника, оставалась секретом, пока несколько дней назад не была рассекречена и не заняла свое место рядом со шпионскими камерами, расходными материалами, однозарядными пистолетами и сотнями других экспонатов в музее штаб-квартиры агентства в пригороде Вирджинии.

Масштабная модель, изображающая трехэтажное здание с балконом, окруженное стенами с колючей проволокой наверху, использовалась для информирования президента Байдена о планируемой операции. Также было важно, чтобы агентство могло убить Завахири, бывшего заместителя основателя «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, двумя ракетами Hellfire, не разрушая дом и не убивая членов семьи или других людей.
«Это та самая модель, что использовалась на стратегических сессиях Белого дома», - сказал директор музея ЦРУ Роберт Байер.

Музей, закрытый для широкой публики, вновь открывается после почти годовой реконструкции, приуроченной к 75-летию создания агентства, которое приходится на этот месяц.

Не все подвиги агентства были столь же успешными, как 21-летняя охота на Завахири, который помог спланировать теракты 11 сентября 2001 года и теракт смертника в Афганистане в 2009 году, в результате которого погибли семь сотрудников и подрядчиков ЦРУ.

Среди наиболее проблемных проектов был Insectohopter, своего рода разведывательный мини-дрон 1970-х годов в форме стрекозы, который был разработан, чтобы следовать за лазером к своей цели. На практике достаточно было ветерка со скоростью всего 5 миль в час, чтобы сбить его с курса. Затем был пистолет DEAR (DEnied ARea), оружие одноразового использования, переданное силам, поддерживаемым ЦРУ, которые должны были использовать его, чтобы атаковать и обезоружить противника с более крупным оружием. Байер признал, что это было не очень эффективно.

В музее представлены как ошеломляющие успехи, так и позорные разоблачения агентства с момента его создания в 1947 году. Оно вербовало бесценных советских агентов во время холодной войны и помогало афганским повстанцам изгнать Талибан в 2001 году. Но также агентство занималось незаконным  шпионажем на территории США в 1960-х и 1970-х годах и подверглось резкой критике за программу допросов подозреваемых в терроризме после 11 сентября, одобренную президентом Джорджем Бушем-младшим, которая, как многие считали, была связана с пытками.

«Экспонаты пытаются охватить всю историю», сказал Байер, который в субботу взял небольшую группу репортеров на двухчасовую экскурсию. Музей открыт для обслуживания офицеров ЦРУ и иностранных партнеров агентства, а также служит инструментом для набора потенциальных сотрудников.

«Этот музей - большая его часть для наших офицеров и для того, чтобы они знали уроки прошлого. По этой причине мы не можем приукрашивать нашу историю», - сказал Байер.

Одна из экспозиций рассказывает о Джеймсе Хесус Энглтоне, легендарном охотнике за кротами в ЦРУ с 1954 по 1974 год, чьё навязчивое преследование предполагаемого советского шпиона в высших эшелонах управления разрушало карьеры людей и перевернуло ЦРУ с ног на голову.

В другой экспозиции под заголовком «Что пошло не так?» рассматривается Высадка в заливе Свиней в 1961 году, одобренная президентом Джоном Ф. Кеннеди, в ходе которой поддерживаемые ЦРУ кубинские эмигранты, пытавшиеся свергнуть диктатора Фиделя Кастро, были быстро убиты или взяты в плен. Многие историки прослеживают прямую связь между этим фиаско и решением советского руководства разместить ядерные ракеты на Кубе, что спровоцировало Карибский кризис 1962 года.

Третий экспонат посвящен «Крученому мячу», иракскому перебежчику с ироническим кодовым прозвищем, который рассказывал сказки о лидере Саддаме Хусейне, якобы создавшем мобильные лаборатории для биологического оружия в преддверии вторжения США в 2003 году. Несмотря на неоднократные предупреждения союзных разведывательных служб о ненадежности «Крученого мяча», ЦРУ использовало его материалы для оценки оружейных программ Саддама, помогая оправдать решение президента Буша о вторжении в Ирак.

Другие артефакты охватывают всю гамму работы агентства: обложки для папки с документами и электронный планшет, используемый для информирования президента Байдена о последних разведывательных данных; черное знамя, когда-то принадлежавшее Абу Мусабу аль-Заркави, основателю предшественника Исламского государства; напоминания о терактах 11 сентября. В одной из витрин находится спортивная сумка, принадлежащая студентке колледжа, которая погибла на борту угнанного рейса 93, потерпевшего крушение недалеко от Шанксвилля (штат Пенсильвания). Студентка должна была лететь более поздним рейсом, но прибыла в аэропорт раньше и села на обреченный.

Хотя музей закрыт для посторонних, Байер сказал, что некоторые его материалы будут представлены на веб-сайте ЦРУ, включая потолки, покрытые десятками сообщений, зашифрованных с помощью различных форм кода. Также планируется виртуальный 3D-тур по музею.

Любимый экспонат режиссера попадает в категорию «частичный успех». В начале 1970-х годов ЦРУ финансировало строительство огромного судна Glomar Explorer, публично заявленной целью которого была морская геология. Его настоящей целью было поднять советскую атомную [на самом деле дизель-электрическую. - bmpd] подводную лодку К-129, затонувшую в Тихом океане и находившуюся на глубине 3 миль.

Используя огромную механическую челюсть, судно подняло часть подводной лодки со дна моря. Но когда ее вытаскивали на поверхность, произошел сбой, и большая часть, хотя и не вся, часть подводной лодки была потеряна.

«Я думаю, что эта миссия того стоила», - сказал Байер, добавив, что это привело к другим подвигам. «Здесь одни двери всегда открывают другие двери».










Фрагменты экспозиции музея Центрального разведывательного управления США в Лэнгли (штат Вирджиния) (с) Reuters

США, разведка, музеи, ЦРУ, терроризм, спецслужбы, история

Previous post Next post
Up