Санкт-петербургская газета «Фонтанка.ру» опубликовала
материал Льва Годованника «Пока шок. После санкций верфи спокойны лишь насчет ледоколов. Двигатели из Китая, электроника от «Авроры», доллары и евро в чемоданах, а с процессорами большой вопрос. «Фонтанка» выяснила текущие перспективы российского гражданского судостроения».
Траулер «Норвежское море» проекта КМТ01, построенный на АО «Выборгский судостроительный завод» (в составе АО «Объединенная судостроительная корпорация») для компании АО «Архангельский траловый флот», 2021 год (с) АО «Объединенная судостроительная корпорация»
Основные поставки из стран Евросоюза для строительства наших гражданских судов - это двигатели высокой мощности и процессоры. Первые можно попробовать заменить в Китае, перспектива замены последних пока непонятна. Подробнее об этом рассказал заместитель генерального директора АО «ЦНИИ Морского флота» Александр Буянов:
- Российские верфи получают из Европы практически все судовые двигатели для гражданского судостроения. Это дизель-генераторы, которым практически нет альтернативы. У нас изготавливают аналоги небольшой мощности, но когда мы говорим о мощности от мегаватта - вариантов довольно мало.
- Это придется создавать с нуля?
- Не только это. Поразительная особенность российских производителей судового оборудования - полное отсутствие современного сервиса. Поставляет российский производитель какое-нибудь оборудование на верфь, его устанавливают, но рано или поздно что-то ломается. Тут выясняется, что производитель не обеспечивает ни ремонт, ни поставку запчастей не то что в основные порты мира - в российские порты! Их принцип: сломался - привозите - починим. Любой судовладелец знает: невозможно представить оборудование, например, финского судостроительного концерна Wärtsilä без бесперебойных поставок запчастей в большинство портов мира. В России теперь, видимо, не будет ни судового оборудования этой компании, ни её сервиса.
- А что с энергетическим оборудованием для атомных ледоколов?
- Атомные реакторы, турбогенераторы, электродвигатели и даже валы, на которые передается вращение, делают в России, тут нет проблем - в производстве ледоколов мы практически не зависим от иностранных производителей. Но есть же еще поставки комплектующих.
- А откуда берутся двигатели на наших судах?
- В основном финская Wärtsilä, немецкий MAN, на третьем месте китайская WinGD.
- WinGD может полностью заменить первых двух, которые в обозримом будущем, как я понимаю, ничего нам не дадут?
- Думаю, да. По сути, там полностью локализованные технологии швейцарской Sulzer и Wärtsilä. Они делают крупные поставки на международный рынок, двигатели WinGD ставятся на контейнеровозы и большие балкеры.
- Теперь наше судостроение будет зависеть от Китая?
- Я бы так не ставил вопрос. Всё-таки мы живем третий день в новых условиях - надо подождать. Тем более Россия - слишком большой сегмент мирового судостроения.
- Наверное, возникнут проблемы и с судовой электроникой?
- На ледоколах она вся отечественная - от НПО «Аврора». Эта электроника вполне приличного качества, но вопрос в объемах и масштабах поставок. Большой вопрос, справится ли «Аврора» с поставками на все суда России.
- Но у нас не умеют делать микрочипы.
- Не умеют. AMD и Intel отказались поставлять их, что ударит по судостроению так же, как по всем остальным. Ведь система управления судном - это по сути тот же персональный компьютер. Какой тут может быть выход... честно, не знаю, и мои коллеги не знают. Сейчас все в шоке. Есть, конечно, российские технологии «Эльбрус», которые поставляют чипы военным и госучреждениям, но, насколько я слышал, там много претензий.
- От Южной Кореи многое зависит на построенном «Роснефтью» заводе «Звезда» в Большом Камне. Похоже, корейцы присоединятся к отказу от поставок.
- Это грустно. С их участием «Звезда» строит газовозы и танкеры высокого ледового класса для проектов «Новатэка» и «Роснефти» в Арктике. С учетом этих планов строятся прогнозы добычи газа и нефти и вывоза их производных. Если газовозов и танкеров не будет, цепочка рушится.
Полноценного понимания масштаба влияния иностранных санкций на российское судостроение пока нет. Но верфям, входящим в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, про валютные счета придется забыть. Об этом рассказал руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen&Paper Сергей Гландин:
- Подводить итоги санкций в отношении российского судостроения пока рано. Знаете стадии реакции человека на стресс? Шок, отрицание, депрессия, торг, принятие. У нас сейчас стадия шока, санкции только вводятся, не совсем понятно, в чем именно они заключаются, еще несколько дней будут появляться новые санкции. Думаю, к концу недели нынешний этап этого процесса завершится, и мы придем к переходу от депрессии к принятию - тогда многое станет понятнее.
- Первые санкции в отношении основного владельца российских верфей - государственной Объединенный судостроительной корпорации - появились ещё в 2014 году, после аннексии Крыма.
- Совершенно верно, но сейчас блокирующим санкциям подвергся Промсвязьбанк , где обслуживается большинство связанных с оборонкой судостроительных заводов. Обладающие валютными счетами клиенты этого банка не смогут ими воспользоваться. Промсвязьбанк теперь может работать только с рублями, а желающим оперировать валютой придется открывать счета в международных банковских группах - в Райффайзене или Юни-кредит, например.
Промсвязьбанк обслуживает девять крупных промышленных предприятий региона, так или иначе связанных с судостроением, в том числе и военной направленности:
ФГУП «Завод имени Морозова»
ФГУП «Крыловский ГНЦ»
АО «Балтийский завод»
ПАО «Выборгский судостроительный завод»
АО «КБ Арсенал»
ПАО «СЗ «Северная верфь»
АО «Завод Киров-Энергомаш»
АО «МЗ Арсенал»
СЗРЦ ВКО «Алмаз-Антей»
- А предприятия ОСК смогут это делать?
- Уже нет. Это только для тех, кто не попал под санкции.
- Но у нас все судостроение либо у ОСК, либо у «Роснефти». Те и те под санкциями.
- «Роснефть» пока под секторальными санкциями. Ей, например, запрещены долгосрочные заимствования сроком погашения свыше 14 дней. Другие санкции в отношении «Роснефти» на судостроение не распространяются, они касаются разработки газовых и нефтяных месторождений за Полярным кругом. Туда запрещено поставлять оборудование из США и Евросоюза. А блокирующих санкций пока нет - значит, валютные счета работают в обычном режиме.
- Я вас правильно понял: предприятия - члены ОСК не могут открывать валютные счета вообще нигде?
- Совершенно верно. Их пошлют в любом европейском или американском банке.
- А что будет с деньгами, которые у них сейчас на валютных счетах?
- В иностранных банках все средства заблокированы. Они есть, но владельцы не могут управлять ими, пока санкции не закончатся. А владельцам валютных счетов в том же Промсвязьбанке придется перевести всю валюту в рубли. Другой вариант - прийти и забрать чемоданы наличных евро или долларов. Никаких других банковских валютных операций они совершить не смогут. Любая попытка валютного перевода приведет к заморозке соответствующей суммы американским или европейским банком-корреспондентом.
Лев Годованник для «Фонтанки.ру»