Головной новый паром «Маршал Рокоссовский» для линии Усть-Луга - Балтийск прибыл на Балтику

Jan 30, 2022 02:29

Как сообщила пресс-служба Правительства Калининградской области, 29 января 2022 года в Калининградскую область прибыл из Турции головной новый железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский», ошвартовавшийся у железнодорожно-паромного комплекса в Балтийске. Паром проекта проекта CNF19M является головным из двух новых судов для линии Усть-Луга (Ленинградская область) - Балтийск (Калининградская область) в Балтийском море.




Прибывший в Балтийск головной новый железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский» проекта CNF19M, 29.01.2022 (с) пресс-служба Правительства Калининградской области



Строительство двух железнодорожных паромов проекта CNF19M для линии Усть-Луга - Балтийск осуществляется по государственному контракту стоимостью более 10 млрд рублей, подписанным ФГУП «Росморпорт» в декабре 2018 года с ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Шлиссельбург, Ленинградская область, входит в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация») в качестве головного подрядчика. Фактическое же строительство осуществляется по субподряду на турецком судостроительном предприятии Kuzey Star Shipyard в Тузла (на южной окраине азиатской части Стамбула). Как обычно в российском судостроении, контракт был заключен по заведомо заниженной стоимости, и в августе 2021 года Правительство России было вынуждено выделить еще 2,55 млрд рублей для завершения строительства второго парома.

Строительство железнодорожных паромов проекта CNF19М на СПГ-топливе для линии Усть-Луга - Балтийск было включено в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2020 года. Ранее предполагалось, что Невский ССЗ получит контракт на три парома общей стоимостью 14,1 млрд рублей, но в итоге пока были заказаны два судна.

Концепт, технический проект и проектная документация судна проекта CNF19M разработаны ООО «Морское Инженерное Бюро» (Одесса), выступающим проектантом практически всех строящихся или заказываемых в России паромных, грузопассажирских и пассажирских судов.
Головной паром «Маршал Рокоссовский» (строительный номер 191) проекта CNF19M был формально заложен на Невском ССЗ 17 октября 2018 года, второй паром «Генерал Черняховский» (строительный номер 192) был формально заложен на Невском ССЗ 23 апреля 2019 года. Как уже было сказано, реально строительство обеих паром вела турецкая верфь Kuzey Star, где головной паром «Маршал Рокоссовский» был спущен на воду 21 августа 2020 года и передан ФГУП «Росморпорт» в 27 октября 2021 года. 12 января 2022 года паром вышел с турецкой верфи в Балтийск.

22 мая 2021 года на Kuzey Star был спущен на воду второй паром «Генерал Черняховский», сдача которого ожидается к концу 2022 года. Оба этих судна стали крупнейшими в истории гражданскими судами, построенными в Турции.

Два новых парома проекта CNF19M призваны заменить достаточно возрастные паромы проекта CNF05 «Балтийск» и «Амбал», работающие сейчас на линии Усть-Луга - Балтийск. «Маршал Рокоссовский» своим ходом дошел из Турции до Калининградской области. По информации «Росморпорта», после проведения пусконаладочных работ на паромных комплексах и таможенного оформления планируется постановка парома на линию Усть-Луга - Балтийск», - заявила 29 января министр развития инфраструктуры Калининградской области Евгения Кукушкина.

В то же время в декабре 2021 года ФГУП «Росморпорт» сообщало, что «Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» прорабатывается вопрос возобновления паромной линии Балтийск - Засниц с использованием нового парома «Маршал Рокоссовский» (проект CNF19М) для перевозки транзитных контейнерных поездов в рамках проекта «Новый шёлковый путь».

Само ООО «Морское Инженерное Бюро» сообщает в пресс-релизе:

Исследования по концепту грузового парома для линии Усть-Луга - Балтийск проекта CNF19M велись Морским Инженерным Бюро с 2014 года.

Железнодорожный 200-метровый паром проекта CNF19M "Маршал Рокоссовский" имеет ледовый класс Arc4.

Два двухтопливных главных двигателя мощностью по 6000 кВт используют в качестве топлива сжиженный природный газ или дизельное топливо с низким содержанием серы.

Использование экологически чистого топлива позволит уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа на 20-30%, оксидов азота - свыше 90%, оксидов серы и сажи - на 100% по сравнению с аналогичными судами на традиционном тяжелом топливе. При этом на СПГ будет обеспечено не только движение судна, но и работа судовой электростанции (через валогенераторы по 2400 экВт каждый).

В 2014 году Морским Инженерным Бюро по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" (государственный заказчик - координатор программы - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) был создан проект железнодорожного парома проекта CNF19 для работы на линии Усть-Луга - Балтийск - Засниц - Мукран с максимально возможными характеристиками и размерениями, позволяющий круглогодично перевозить грузы, включая опасные.

После 2014 года происходила оптимизация концепта: по предложению РЖД сокращение времени кругового рейса путем снижения времени стоянки в портах (уменьшение времени погрузки за счет исключения перемещений вагонов грузовым лифтом - количество железнодорожных грузовых палуб было снижено с трех до одной), совершенствование обводов с переходом в носовой оконечности от бульбообразных к оптимизированным типа "топор", обеспечение перевозки автотехники на верхней палубе, перенос рулевой и жилой рубки в нос, проработка работы парома на СПГ, которая в итоге привела к созданию концепта проекта CNF19M.

К обводам корпуса парома проекта CNF19M предъявлялись высокие требования:

1. Повышенные скоростные характеристики (относительно низкий коэффициент общей полноты, острые углы ватерлиний в носовой части корпуса);

2. Форма корпуса должна была соответствовать требованиям, предъявляемым к судам с высоким ледовым классом Arc4 (регламентируются углы наклона ЛГВЛ, шпангоута на уровне ЛГВЛ, ЛГВЛ на носовом перпендикуляр, форштевня на уровне ЛГВЛ);

3. Грузовая главная палуба должна была размещать максимальное количество вагонов (широкие обводы в носовой части).

Оптимизация обводов корпуса и последующее численное моделирование испытаний в бассейне позволили существенно улучшить форму корпуса и снизить расход топлива, в том числе за счет рационального подхода к выбору скорости и организации линии.

При этом новый концепт является в отличие от ранее предлагаемых чисто грузовым - без функции перевозки пассажиров.

Учитывая, что на линии Усть-Луга - Балтийск пассажирская функция является дотационной и что пассажирские требования существенно влияют на общее расположение судна и его конструкцию, а также на его скорость и мощность, и, тем самым, заметно снижают вагоновместимость и увеличивают себестоимость грузовых перевозок, решение заказчика сделать новый концепт чисто грузовым сделало этот проект окупаемым.

В итоге концепт CNF19M представляет сейчас 200-метровый автомобильно-железнодорожный паром-газоход ледовой категорией Arc4 с закрытой грузовой палубой для вагонов и открытой верхней палубой для автотрейлеров и автомобилей, носовым расположением жилой надстройки и кормовым машинного отделения, с двухвинтовой пропульсивной установкой, кормовым подруливающим устройством, и двумя носовыми подруливающими устройствами, с размещением газовых емкостей в трюме в средней части на безопасном удалении от надстройки и от машинного отделения, с двойным дном и двойными бортами, с возможностью бункеровки газом одновременно с четырех автопоездов с помощью судового бустерного модуля, а также с судна-бункеровщика и от береговой бункер-базы СПГ.

Судно предназначено для перевозки железнодорожных составов российского стандарта с шириной колеи 1520 мм, а также других накатных грузов, включая опасные грузы, до 30 рефконтейнеров (20-футовых).

Верхняя палуба (крыша надстройки) спроектирована под перевозку грузовых автоприцепов. Погрузка колесной техники на главную палубу осуществляется как с мостов паромных комплексов, так и со съемных береговых Ро-Ро мостов. Погрузка колесной техники на верхнюю палубу осуществляется с главной палубы через внутреннюю рампу.

Для возможности сопряжения парома проекта CNF19M с паромным пролётом берегового паромного комплекса в кормовой части главной палубы предусмотрен уступ, на котором установлены специальные опоры для моста. При проработке этого вопроса широко использовался опыт создания и работы парома "Балтийск" проекта CNF05.

Грузовместимость судна по железнодорожным составам (размещаются на одной палубе):

• ж/д цистерны габарита Т-1 с длиной между автосцепами 12020 мм (4-х осные) - 80 единиц;
• полувагоны габарита Т-1 с длиной между автосцепами 17670 мм (4-х осные) - 54 единицы;
• грузовые вагоны габарита Т-1 с длиной между автосцепами 24620 мм (4-х осные) - 36 единицы.

Грузовместимость судна по автомобильной технике:

• грузовой автомобиль с полуприцепом длиной 12-13,5 м (автопоезд 16,5 м) на главной палубе (без перевозки ж/д составов) - 58 единиц;

грузовой прицеп длиной до 13,5 м на верхней палубе - 40 единиц.

Основные характеристики проекта CNF19M:

Длина наибольшая - 199,90 м;
Длина по КВЛ - 196,62 м;
Ширина габаритная - 27,40 м;
Высота борта на миделе до главной палубы - 8,60 м;
Высота борта на миделе до верхней палубы - 14,70 м;
Осадка по ЛГВЛ - 6,00 м;
Дедвейт при осадке по ЛГВЛ (около) - 11057 т;
Мощность ГД - 2 х 6000 кВт;
Скорость эксплуатационная - 16,5 уз;
Экипаж/пассажиры - 24 чел /12 чел;
Протяженность рельсовых путей (6 колей) - 970 м;
Суммарная длина автополос верхней палубы (крыши надстройки) - 400 м;
Автономность плавания по топливу - 10 суток;

Класс РС - КМ  Arc4 AUT1-ICS OMBO ECO GFS Ro-ro ship.

Для размещения экипажа на судне предусматриваются: 3 одноместные блок-каюты для капитана, старшего помощника капитана и старшего механика; 21 одноместная каюта с санузлом для командного и рядового состава. Для размещения 12 пассажиров предназначаются 2 четырехместные каюты и 2 двухместные каюты с санузлом. Общее количество мест на судне - 36.

Главная палуба рассчитана на перевозку железнодорожных цистерн и вагонов (массой до 94 тонн) с нагрузкой 23,5 тонн на ось на всех колеях.

Допускаемая нагрузка колесной техники на ось на главной палубе и в районе 62-180 шп верхней палубы: 4 колеса на оси - 12 тонн; 2 колеса на оси - 10 тонн.

В кормовой части судна установлены два винта регулируемого шага и полуподвесные полубалансирные рули, обеспечивающие судну спецификационную скорость и управляемость.

Для улучшения управляемости на малых ходах, при проходе узкостей и при швартовках на судне предусматривается 2 носовых подруливающих устройства мощностью 1000 кВт каждое и одно кормовое подруливающее устройство типа "винт в трубе" с винтом фиксированного шага мощностью 1000 кВт.

В носовой части судна устанавливаются по левому и правому бортам спасательные шлюпки вместимостью 36 человек каждая.

Энергетическая установка состоит из:

• главной установки, состоящей из двух дизельных двигателей максимальной длительной мощностью по 6000 кВт каждый;

• вспомогательной установки в составе двух основных дизель-генераторов электрической мощностью по 1222 экВт каждый, двух валогенераторов электрической мощностью по 2400 экВт каждый и аварийного дизель-генератора электрической мощностью 400 экВт.

Фоторепортаж с построенного головного парома.







Головной новый железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский» проекта CNF19M на испытаниях, 2021 год (с) ФГУП «Росморпорт»




Схемы расположения железнодорожного парома проекта CNF19M разработки ООО «Морское Инженерное Бюро» (с) ООО «Морское Инженерное Бюро»

флот, судоходство, судостроение, паромы, Турция, Россия

Previous post Next post
Up