На американском веб-ресурсе «The Space Review» опубликован
материал видного аналитика в области советских и российских космических программ Барта Хендрикса (Bart Hendrickx) «Aerostat: a Russian long-range anti-ballistic missile system with possible counterspace capabilities» («Аэростат»: русская система противоракетной обороны большой дальности с вероятными противокосмическими возможностями») о создании в России перспективного ракетного комплекса противоракетной и противокосмической обороны большой дальности «Аэростат» при ведущей роли АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ).
(с) АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ)
Россия уже несколько лет работает над системой противоракетной обороны большой дальности под названием «Аэростат». Тот факт, что она создается единственным в стране разработчиком твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет, предполагает, что у оружия вполне может быть дальность действия, позволяющая использовать его в качестве противокосмической системы. Система ПРО со странным названием «Аэростат» никогда не упоминалась в русской прессе и открыто не обсуждалась русскими военными аналитиками, но ее существование и основные конструктивные особенности могут быть определены с помощью разведывательных данных из открытых источников.
«Аэростат» фигурирует в ряде открытых официальных документов, первым из которых является годовой отчет за 2013 год АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», созданного в 2002 году для объединения десятков компаний, производящих ракеты, зенитные системы, РЛС, морскую артиллерию и другие системы. Как можно узнать из других общедоступных документов, «Алмаз-Антей» был назначен генеральным подрядчиком проекта Министерством обороны России 12 июля 2013 года. В судебном документе, опубликованном в июле прошлого года, задача июльского контракта 2013 года дословно описывается как «разработка комплекса дальнего перехвата для противоракетной обороны Российской Федерации на период 2013-2018 годов» и приводится обозначение ракеты как 106Т6. «Аэростат» - не первая система ПРО большой дальности, разработанная под руководством «Алмаз-Антей». Другая система, именуемая «Нудоль» уже несколько лет проходит летные испытания, и, вероятно, рассматривается в первую очередь как противоспутниковое оружие.
«Нудоль»
Cистема «Нудоль» (также известная как 14Ц033) названа в честь небольшого поселка примерно в 100 км к северо-западу от Москвы, который было одним из пунктов развертывания противоракет большой дальности бывшей системы противоракетной обороны Москвы А-35М. Основным элементом «Нудоль» является подвижная твердотопливная ракета 14А042, разработанная ОКБ «Новатор» в Екатеринбурге. Это предприятие принадлежит «Алмаз-Антею» и создало широкий спектр ракет класса «земля-воздух» и крылатых ракет. Данные американской разведки показывают, что с 2014 года было произведено не менее десяти испытательных пусков ракеты 14А042 с космодрома Плесецк на северо-западе России, но, похоже, при этом ни разу не была задействована ни одна мишень.
Было много споров по поводу того, является ли «Нудоль» в первую очередь противоракетной системой с дополнительной противокосмической задачей или наоборот. Американская разведка считает, что это противоспутниковая система, как явствует из заявлений, размещенных на веб-сайте Космического командования США после двух последних испытаний «Нудоль» в апреле и декабре 2020 года. Ее также охарактеризовали как противоспутниковую систему по крайней мере два русских официальных представителя, а именно заместитель руководителя научно-исследовательского института Министерства обороны, и заместитель премьер-министра России Юрий Борисов. Еще один фактор, указывающий на противоспутниковое назначение ракеты 14A042, заключается в том, что обозначения серии 14A обычно используются для космических ракет-носителей (например, 14A14 - это ракета «Союз-2»). 14A042 действительно названа «ракетой для космических целей» в двух официальных документах, в которых изложены меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при пролете этих ракет над Ненецким автономным округом к востоку от Плесецка. Более того, в одном судебном документе упоминаются системы связи, необходимые для соединения «Нудоль» со штаб-квартирой российской сети космического наблюдения в Ногинске-9 (кодовое название 3006M).
Анализ онлайн-закупочной документации показывает, что 10 августа 2009 года Министерство обороны России назначило генеральным подрядчиком проекта «Нудоль» концерн ВКО «Алмаз-Антей» и в тот же день заключило контракт с ОКБ «Новатор» на разработку ракеты 14А042. По какой-то причине 10 апреля 2015 года «Алмаз-Антей» получил новый контракт на данный проект.
В то время как ОКБ «Новатор» отвечает за интеграцию ракеты, отдельные ее ступени производятся НПО «Искра» в Перми. Обозначения 14Д807 и 14Д809, встречающиеся в некоторых документах, вероятно, используются как индексы первой и второй ступеней. Похоже, что у «Нудоль» имеется кинетический перехватчик, оснащенный «многоспектральной электронно-ооптической головкой самонаведения» (МОЭГСН, или 14Ш129), разработанной КБ «Точмаш». АО «НПО «Государственный институт прикладной оптики» (ГИПО, Казань) поставляет для 14Ш129 так называемый «комбинированный безрамочный телевизионный/инфракрасный канал». Эта часть полезной нагрузки, очевидно названная TTПС, предположительно описана в нескольких технических статьях, опубликованных ГИПО, где ее спектральные диапазоны указаны как 0,4-0,7 микрон (видимый) и 3,0-5,0 микрон (средний инфракрасный). И КБ «Точмаш», и ГИПО также участвуют в создании противоспутниковой системы воздушного базирования «Буревестник».
Организационная структура «Аэростата»
Основным субподрядчиком Концерна ВКО «Алмаз-Антей» по теме «Аэростат» является АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ), которая специализируется на создании твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет. В отличие от ОКБ «Новатор», МИТ входит в состав Государственной корпорации «Роскосмос» и является новичком в области противоракетной обороны.
После распада Советского Союза Корпорация MИT поставила на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты «Тополь-М», «Ярс» и «Булава» (последняя для подводных лодок). В 1990-х годах она также модифицировала советские межконтинентальные баллистические ракеты «Тополь» в космические ракеты-носители под названием «Старт» и «Старт-1», которые использовались для запуска ряда малых спутников на низкую околоземную орбиту в период с 1993 по 2006 годы. Компания также работает над твердотопливной системой аварийного спасения для нового российского пилотируемого космического корабля «Орел».
Другими субподрядчиками, которых можно определить из онлайн-источников, являются:
- КБ «Точмаш» и ГИПО: обе компании играют ту же роль, что и в «Нудоле», обеспечивая создание электрооптической системы головки самонаведения ракеты. Фактически в некоторых закупочных документах указано, что система идентична или, по крайней мере, очень похожа на систему МОЭГСН / 14Ш129, установленную на ракете «Нудоль» 14А042. Система также включает лазерный дальномер с диодной накачкой. КБ «Точмаш» ранее построило лазерные дальномеры для некоторых своих ракет класса «земля-воздух» и несколько лет назад планировало поставить лазерный дальномер «для стыковки космических кораблей» неустановленному иностранному партнеру, - скорее всего, Китаю.
- ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» (НПЦАП имени Н.А. Пилюгина, далее - Центр Пилюгина): эта компания производит системы наведения и управления для ракет-носителей и, скорее всего, выполняет ту же задачу для «Аэростата». Она построила испытательный стенд под названием «Аэростат», который почти наверняка предназначен для этого проекта.
- АО «Головное особое конструкторское бюро «Прожектор» (ГОКБ «Прожектор», Москва): компания, входящая в состав Корпорации МИТ, которая создает системы автономного питания для межконтинентальных баллистических ракет корпорации. «Аэростат» указан среди других ракет МИТ в двух годовых отчетах компании.
- ПАО «Радиофизика»: компания под управлением Концерна ВКО «Алмаз-Антей», занимающаяся, среди прочего, созданием наземных радиолокационных систем, которые предоставляют данные о целеуказании для противоракетных систем. «Аэростат» упоминается в годовых отчетах ПАО «Радиофизика» за 2018 и 2019 годы, а также в книге, посвященной 55-летию компании. В годовом отчете за 2020 год упоминается работа, связанная с «изделием 103T6», - индекс аналогичен 106T6. Неясно, является ли это еще одной ракетой или это опечатка в одном из двух индексов.
- ГосНИИАС (Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем): создает один или несколько испытательных стендов для «Аэростата», в том числе стенд, используемый для моделирования инфракрасного фона, на котором головка самонаведения ракеты должна будет отслеживать свои цели.
- АО «ВИКор»: компания, оказывающая техническую поддержку и консультирование по различным военным проектам. На ее веб-сайте упоминается работа, проделанная в 2019 году по исследовательским проектам под названием «Аэростат-Ц-МИТ» и «Аэростат-С-МИТ-Надёжность».
Технические особенности
Возможно, об «Аэростате» говорилось в статье, написанной заместителем генерального директора Концерна ВКО «Алмаз-Антей» Павлом Созиновым в выпуске ежеквартального журнала концерна за 2017 год. В ней рассматриваются методы математического моделирования для моделирования работы различных «систем противовоздушной и космической обороны». Одна из них дословно называется «усовершенствованный комплекс дальнего перехвата», и Созинов намекает, что его дальность действия значительно превышает дальность действия существующих систем. Моделирование было необходимо для «обоснования технических решений, принятых при разработке системы» и «определения ее боевой эффективности».
Компьютерные модели имитировали работу «центрального радиолокационного комплекса» для обнаружения и отслеживания целей и использовали опыт, накопленный с помощью подвижной радиолокационной системы под названием «Демонстратор». Это РЛС с фазированной антенной решеткой на колесном шасси, впервые продемонстрированная на различных авиасалонах в 2013-2014 годах, и охарактеризованная в то время генеральным директором ПАО «Радиофизика» Борисом Левитаном как прототип более крупных радиолокационных станций, необходимых для наблюдения за космическим пространством (хотя ее можно было использовать и для обнаружения воздушных целей).
«Центральным радиолокационным комплексом» может быть радиолокационная станция управления огнем «Дон-2», которая в настоящее время используется комплексом противоракетной обороны Москвы А-135, или другая РЛС, известная как 14Ц031, или «Объект 0746-М», расположенная недалеко от Чехова, примерно в 60 км к юго-западу от Москвы. Это модифицированная версия радиолокационного комплекса «Дунай-3У», изначально построенного для более ранней системы ПРО А-35М, и она состоит из передающей и приемной антенн, разделенных примерно тремя километрами. В документации она называется «специализированная РЛС космического наблюдения для обнаружения и наблюдения за малоразмерными космическими объектами». ПАО «Радиофизика» активно участвует в модернизации этого радиолокационного комплекса с начала прошлого десятилетия в рамках проекта «Развязка». Хотя эту радиолокационную систему обычно связывают с «Нудоль», очевидно, что она также может поддерживать и «Аэростат».Согласно брошюре, распространенной ПАО «Радиофизика» на недавнем Московском авиакосмическом салоне МАКС-2021, модернизация радиолокационного комплекса завершена, и основным назначением РЛС P-диапазона с фазированной антенной решеткой является каталогизация космических объектов и обнаружение спутников на высоких орбитах.
В той же статье Созинов также обсуждал методы моделирования полета многоступенчатой твердотопливной ракеты с «многоспектральной электронно-оптической головкой самонаведения» (возможно, системой МОЭГСН / 14Ш129, совместно разработанной КБ «Точмаш» и ГИПО). Оне связывал специально ракету с «комплексом дальнего перехвата», но компьютерные модели учитывали фоновые эффекты от лимба Земли, что предполагает, что ракета предназначена для работы за пределами атмосферы Земли. Ракета имеет третью ступень, траекторию полета которой можно корректировать с использованием информации слежения за целью, а ее головка самонаведения описывается как «двухкоординатная система слежения с независимым управлением для каждого канала», необходимая для определения угловой скорости линии визирования. Описание этой системы Созиновым виртуально скопировано и вставлено в статью, представленную в 2018 году ученым из Центра Пилюгина (субподрядчика по теме «Аэростат»), который также является соавтором нескольких статей, а также патента на способ управления тягой двигателя верхней ступени, работающего на твердом топливе. Предполагается, что данные о целеуказании, полученные с датчиков, будут использоваться системой наведения и управления ракеты для регулирования тяги двигателя верхней ступени.
Связь с «Аэростатом» также подтверждается тем фактом, что специфический русский термин, использованный для обозначения «верхней ступени» в одной из этих статей Центра Пилюгина («доводочная ступень»), встречается практически только в публикациях корпорации MИT. Кроме того, один из соавторов, Геннадий Румянцев, ветеран Центра Пилюгина, участвовал в разработке системы наведения и управления для ракет-носителей «Старт» корпорации MИT еще в 1990-е годы.
Эти ракеты, созданные на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь» и запускаемые с подвижных пусковых установок, имели четырехступенчатую и пятиступенчатую конфигурацию (называемые «Старт-1» и «Старт» соответственно), причем обе несли дополнительную доводочную ступень малой тяги для доставки полезной нагрузки на их конечные орбиты (так что, строго говоря, это были пятиступенчатые и шестиступенчатые ракеты). Доводочная ступень имела систему управления тягой, а также реактивную систему управления с двигателями ориентации для обеспечения точного орбитального вывода спутников. В более ранних публикациях Румянцев указывал, что такие доводочные ступени могут использоваться либо как несущая ядерные боеголовки дополнительная ступень для послеразгонного участка траектории межконтинентальной баллистической ракеты, либо как разгонный блок космической ракеты-носителя. Скорее всего, точно такой же тип ступени можно было бы модифицировать, чтобы направлять заатмосферный перехватчик к цели.
Корпорация MИT недавно предложила возродить проект «Старт», используя списанные межконтинентальные баллистические ракеты «Тополь», которых осталось по крайней мере несколько десятков. Возобновление интереса к «Старту» также отражается в нескольких патентах корпорации МИТ, которые появились в сети в последние годы. MИT также изучал модифицированные версии твердотопливных верхних ступеней. Хотя это невозможно доказать, есть соблазн поверить, что эти предложения хотя бы частично основаны на работе, проделанной по теме «Аэростат» с 2013 года.
Помимо статьи Созинова 2017 года, Корпорация ВКО «Алмаз-Антей» опубликовала еще две статьи, которые могут иметь отношение к «Аэростату». Одна обсуждает компьютерное моделирование запуска «многоступенчатой ракеты», которая «выходит из атмосферы Земли» и использует как бортовые датчики, так и наземные радиолокационные системы для обнаружения и сопровождения целей. Один из ее авторов также написал статью о моделировании инфракрасного фонового излучения лимба Земли, видимого «космическими электронно-оптическими системами». Учитывая предысторию «Алмаз-Антея«, это исследование вряд ли имело какое-либо отношение к проектам в области гражданского космоса.
Из доступной информации можно сделать вывод, что ракета 106Т6 комплекса «Аэростат», вероятно, является многоступенчатой твердотопливной ракетой-носителем, унаследовавшей элементы от одной или нескольких межконтинентальных баллистических ракет корпорации MИT («Тополь-М», «Ярс», «Булава», или, возможно, облегченная версия «Ярса», известная как «Рубеж»). Судя по статье Созинова, она может использовать первые две ступени существующей межконтинентальной баллистической ракеты, увенчанные заатмосферным перехватчиком, состоящим из твердотопливной «доводочной ступени» («третья ступень», упомянутая Созиновым) и системы самонаведения, основанной на данных, поступающих от наземных РЛС и бортового датчика видимого / инфракрасного диапазона.