Еще об отказе ОСК от приобретения индийской верфи Reliance Naval and Engineering

Aug 25, 2021 03:44

Как пишет газета «Ведомости» в материале Ксении Потаевой и Алексея Никольского «ОСК отказалась от покупки крупной индийской верфи. Без госзаказов Индии эта сделка нецелесообразна, поясняют эксперты» , АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) отказалась от борьбы за обанкротившуюся частную верфь Reliance Naval and Engineering Ltd (RNEL) в порту Пипавав в Индии. Об этом сообщил журналистам глава ОСК Алексей Рахманов. Российская компания вышла из конкурса по продаже актива на его финальной стадии [наш блог уже сообщал об этом].




Панорама индийской частной судостроительной верфи Reliance Naval and Engineering Ltd (RNEL, R-NAVAL) в Пипававе (штат Гуджарат), март 2021 года (с) Reliance Naval and Engineering Ltd



Созданная в 1997 г. RNEL - один из крупнейших в Индии судостроительных заводов общей площадью более 195 000 кв. м, с сухим доком 662 х 65 м. На верфи также установлено два крана «Голиаф» общей грузоподъемностью 1200 т. Таких крупных судостроительных верфей в России нет.

Кроме того, RNEL - первая частная верфь в Индии, получившая разрешение на строительство военных кораблей и других судов для индийских ВМС. Но сроки контракта на постройку пяти патрульных кораблей проекта 21 NOPV были сорваны, за что владельцы по инициативе индийских ВМС лишились в общей сложности $32 млн в виде штрафов и удержания банковских гарантий. Задолженность компании в 2019 г. оценивалась в $1,6 млрд. Ранее RNEL входила в Reliance Group индийского олигарха Анила Амбани.

В январе 2020 г. группа кредиторов во главе с Банком Индии подала на RNEL в суд для взыскания задолженности в 11,6 млрд рупий ($156 млн) и добилась признания несостоятельности верфи по задолженности и выставления ее на продажу. В настоящее время весь долг RNEL передан индийской Национальной компании по реструктуризации активов (NARCL). RNEL была выставлена на продажу в конце мая 2020 г. из-за несостоятельности, объем непокрытых обязательств составляет $0,6 млрд.

По словам Рахманова, корпорация отказалась от покупки верфи, поскольку этот актив требовал детального технического аудита, который ОСК не смогла провести на фоне «катастрофической истории с коронавирусом в Индии». Топ-менеджер подчеркнул, что у ОСК есть альтернативные варианты зарубежных судостроительных активов, которые сегодня прорабатываются (какие именно, он не уточнил).

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Михаила Барабанова, ранее ОСК считалась одним из наиболее вероятных претендентов на приобретение индийской судоверфи. Теперь основной кандидат на покупку - консорциум компании GMS из ОАЭ и турецкой верфи Besiktas Shipyard. Заявки на конкурс также подали две компании - APM Terminals (подразделение контейнерных терминалов датской AP Moller Maersk Group) и индийская Naveen Jindal Group.

ОСК сотрудничала с RNEL с 2000-х гг. В частности, верфь активно взаимодействовала с входящим в корпорацию Северным ПКБ по линии разработки патрульных кораблей для ВМС Индии и техническому обслуживанию фрегатов. Кроме того, в 2015 г. верфь подписала с Центром судоремонта «Звездочка» (также входит в ОСК) соглашение о создании совместного предприятия по ремонту и модернизации дизель-электрических подводных лодок.

По словам Рахманова, перед ОСК стоит задача оптимизировать присутствие в Индии. «Нам нужно выполнять задачи, которые ставит индийское правительство в формате Make in India (госпрограмма Индии для иностранных инвесторов. - «Ведомости»)», - сказал он.

Источник «Ведомостей», близкий к «Рособоронэкспорту», поясняет, что основные проекты в сфере кораблестроения между РФ и Индией - это контракт на постройку двух фрегатов проекта 11356 в России и еще двух по лицензии в Индии. Есть также контракты в области военно-морских вооружений, добавляет он.

ОСК интересовалась покупкой RNEL, чтобы получить контракт на строительство неатомных подводных лодок для индийских ВМС стоимостью $6 млрд, говорит аналитик «Финама» Наталья Пырьева. Но индийское правительство в итоге выбрало в качестве подрядчиков местные государственные верфи, добавляет она. Михаил Барабанов из Центра АСТ считает, что для ОСК без этого заказа не имело смысла покупать верфь.

По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, приобретение иностранных активов в любом случае не выглядело хорошей идеей в условиях, когда фокус инвестиционных ресурсов ОСК должен быть направлен на обновление российских предприятий, по которым уже согласованы масштабные инвестиционные программы. Как сообщил в конце мая 2021 г. в интервью «Ведомостям» Рахманов, суммарная инвестпрограмма модернизации основных технологических мощностей верфей составляет порядка 170 млрд руб.

Сегодня ОСК не имеет активов за рубежом. Ранее корпорация владела финской верфью Helsinki Shipyard Oy. Но в 2019 г. продала ее из-за сложностей привлечения зарубежного финансирования, после того как российскую корпорацию включили в санкционный список США. Санкции серьезно влияют на развитие отечественного судостроения.

По словам Рахманова, в последние годы участились случаи отказа в поставке и обслуживании импортных комплектующих и другого оборудования. В частности, по одному из проектов ОСК немецкий поставщик двигателей объявил отзывную кампанию и уже пять месяцев не отвечает на запросы корпорации. Гражданский судостроительный сектор особенно сильно зависит от импортных комплектующих: на них приходится порядка 70%.

Рахманов также добавил, что серьезной проблемой для ОСК является размещение российских госзаказов на зарубежных верфях в Турции и Китае. Одна из причин - корпорация приняла решение отказаться от участия в заведомо убыточных проектах, пояснил топ-менеджер.

В частности, единственным претендентом на строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 для Севморпути за 13,3 млрд руб. стала турецкая Sefine Shipyard. ОСК не станет бороться и за второе судно этого проекта стоимостью 10,5 млрд руб. Есть и другая проблема. «Мы начинаем контрактоваться, подписываем цены, сроки, не имея технической документации и РКД (рабочая конструкторская документация. - «Ведомости»). В процессе строительства в проект вносится такое количество доработок, что для исполнителя изготовление судна становится нерентабельным», - пояснил Рахманов.

В свою очередь, газета «Коммерсантъ» в посвященной этой же теме отказа ОСК от приобретения верфи RNEL статье Полины Смертиной «ОСК сошла с конкурса на стапели. Корпорация отказалась от покупки индийской верфи» , также пишет, что Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) отказалась от покупки крупной частной индийской верфи Reliance Naval and Engineering (RNEL), которая была выставлена на аукцион из-за финансовых проблем. По словам главы ОСК Алексея Рахманова, причиной стала невозможность провести технический аудит верфи из-за пандемии. При этом ОСК все равно нужны мощности в Индии для участия в местных тендерах на поставку боевых кораблей.

ОСК официально признала, что вышла из конкурса по покупке крупной обанкротившейся индийской верфи RNEL в порту Пипавав. «В финал не пошли. Мы выпали из гонки, в частности, потому, что не смогли сделать детальный технический аудит из-за коронавируса»,- заявил журналистам глава корпорации Алексей Рахманов. При этом он отметил, что ОСК может приобрести другую верфь в Индии, не уточнив, где и в какой срок. «У нас есть альтернативы, мы продолжаем их смотреть. Перед нами задача - оптимизировать присутствие в Индии. Нам нужно выполнять задачи, которое перед нами ставит индийское правительство в формате make in India»,- отметил господин Рахманов.

Частная верфь Reliance Naval and Engineering создана в 1997 году, ранее входила в Reliance Group Анила Амбани. Это один из крупнейших в Индии судостроительных заводов с сухим доком 662х65 м. Общая площадь комплекса превышает 195 тыс. кв. м. На верфи есть два крана «Голиаф» общей грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн. RNEL из-за финансовых проблем была выставлена на продажу весной прошлого года по решению кредиторов. Задолженность верфи в 2019 году достигала $1,6 млрд, сообщали зарубежные СМИ. Одна из причин долгов - большие штрафы из-за проблемы с выполнением контракта на постройку пяти патрульных кораблей проекта 21 NOPV (105 м, 1,5 тыс. тонн). Верфь также строит для береговой охраны Индии учебный корабль длиной 105 м и сторожевые катера.

ОСК заинтересовалась покупкой RNEL летом прошлого года (см. “Ъ” от 7 июля 2020 года). Индийские СМИ называли российскую корпорацию основным претендентом на этот актив, в частности, из-за давнего плотного сотрудничества. RNEL взаимодействовала с «Северным ПКБ» (входит в ОСК) по разработке патрульных кораблей и техническому обслуживанию фрегатов. В 2015-2016 годах ОСК планировала выбрать RNEL партнером для строительства фрегатов проекта 11356 для индийского флота. Но в Индии фрегаты решили строить на Goa Shipyard Limited, а два аналогичных корабля в России строит «Янтарь» (входит в ОСК). Также с центром судоремонта «Звездочка» было соглашение о создании совместного предприятия по модернизации дизель-электрических подлодок.

Источники издания The Print связывали интерес ОСК к RNEL с планами корпорации построить шесть таких подлодок по российскому проекту для ВМС Индии. Однако правительство Индии решило отдать заказ своим государственным верфям. В результате у ОСК пропал интерес к RNEL, поскольку теперь у верфи «нет четких бизнес-перспектив». По данным The Print, после выхода ОСК из аукциона основным претендентом на покупку RNEL стал консорциум компании GMS из ОАЭ и турецкой верфи Besiktas Shipyard. Известно, что в конкурсе есть еще два участника из Индии: компания APM Terminals и Naveen Jindal Group.

ОСК отказалась от покупки RNEL, поскольку «актив крайне обремененный и находящийся на плохом счету у руководства ВМС Индии, с такой базой общаться с индийским флотом и правительством трудно», полагает старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. «При этом ОСК в Индии нужно присутствие для участия в индийских тендерах на постройку кораблей. Речь в первую очередь о программе проекта 75I по постройке шести подводных лодок, которые должны строиться по пресловутому принципу make in India»,- заключает он.

флот, верфи, ОСК, судостроение, Барабанов, Индия, Россия

Previous post Next post
Up