Как сообщает санкт-петербургское издание газеты «Коммерсантъ» в
материале Яны Войцеховской «Судостроители с трудом остаются на плаву. Большинство верфей Северо-Запада получило убытки по итогам финансового года», финансовые показатели крупнейших судостроительных заводов Северо-Запада, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), в 2019 году оказались преимущественно отрицательными. Прибыль по итогам года получили лишь Адмиралтейские верфи, специализирующиеся на гособоронзаказе. В отношении двух верфей - Балтийского завода и Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) - аудиторы высказали сомнение в продолжении их деятельности. Впрочем, аналитики отмечают, что судостроители региона сформировали стабильный портфель заказов на будущее.
Находящиеся в стадии достройки на АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде «судно обеспечения аварийно-спасательных работ» «Воевода» проекта 23700 (заводской номер С-370; на переднем плане) и океанографические исследовательское судно «Алмаз» проекта 22010 (заводской номер 01604; на заднем плане), у его борта стоит прибывшее на завод в ремонт головное океанографическое исследовательское судно "Янтарь" проекта 22010, май 2020 года (с) Михаил Голенков
Одним из последних финансовые результаты за прошлый год опубликовал Балтийский завод, чистый убыток которого в 2019 году увеличился более чем в шесть раз по сравнению с 2018 годом и составил 6,4 млрд рублей. Выручка предприятия сократилась в 2019 году почти на 20%, до 20,8 млрд рублей. Чистый убыток и отрицательные чистые активы Балтийского завода указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности предприятия продолжать деятельность непрерывно, говорится в заключении аудиторской компании «Самоварова и партнеры».
Вместе с этим, отмечается в отчете Балтийского завода, предприятие подготовило программу финансового оздоровления на период 2020-2027 годов. Перспективный продуктовый портфель общества в этот период составляет 257,5 млрд рублей, в том числе объем выручки по уже полученным заказам составляет 173,6 млрд рублей, а по перспективным - 83,9 млрд рублей. С 2023 года в финансовой модели прогнозируется чистая прибыль, следует из отчета. В портфеле у предприятия - заказ на строительство пяти атомных ледоколов проекта 22220 с окончанием срока строительства в 2026 году (см. “Ъ” от 06.12.2018) и засекреченное изделие J6.
Кроме заказов, судя по программе финансового оздоровления, Балтийский завод планирует добиться налоговой льготы в размере нулевой ставки НДС при строительстве трех первых ледоколов, что позволит привести в соответствие фактические затраты на строящиеся суда. Дополнительно завод хочет провести докапитализацию для сокращения убытка по договору на строительство «Виктора Черномырдина», а также увеличить цену контракта плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» (ориентировочная сумма составит 3,7 млрд рублей без НДС) и компенсировать отрицательные курсовые разницы по договорам (обращение об этом направлено в Минпромторг, уточняется в отчете).
Рост убытков Балтийского завода связан со значительным отставанием сроков и техническими проблемами при строительстве серии атомных ледоколов, в первую очередь головного атомного ледокола «Арктика», говорит генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. С учетом поломки в процессе испытаний гребного электродвигателя на правом валу, который подлежит замене, работы будут завершены только в 2021 году, считает эксперт. При этом 2020 год для предприятия будет хуже, чем 2019 год, если не удастся согласовать сдачу «Арктики» в опытную эксплуатацию с ограниченной мощностью, для чего потребуется решение на уровне правительства РФ, отмечает он.
В отношении ВСЗ, который активно занимается строительством рыболовных судов, но в этом году впервые вышел на военный заказ, аудитор компании «Самоварова и партнеры» также указывает на существенную неопределенность в отношении непрерывности деятельности, так как стоимость чистых активов верфи за три последних года меньше уставного капитала и имеет отрицательное значение. Выручка ВСЗ в 2019 году сократилась более чем в 1,5 раза, до 5 млрд рублей, убыток увеличился в 3,2 раза, составив по итогам финансового года 1,7 млрд рублей.
Выручка Северной верфи, одной из основных верфей оборонного заказа, в последние годы значительно расширившей гражданский портфель (14 рыболовных судов), в 2019 году выросла почти на 15%, до 20,7 млрд рублей, убыток сократился в шесть раз, составив по итогам года 534,4 млн рублей. Выручка калининградского завода «Янтарь», основную загрузку которого также составляют военные заказы, в 2019 году упала до 9,3 млрд рублей по сравнению с 14,3 млрд годом ранее. Завод показал убыток по итогам года в размере 2,7 млрд рублей против прибыли в 2018 году.
Чистую прибыль по итогам 2019 года получили лишь Адмиралтейские верфи, у которых в строительстве находятся две серии подводных лодок для ВМФ, патрульные корабли, а также серия из рыболовных траулеров и ледостойкая платформа «Северный полюс». Выручка предприятия по итогам года превысила 35 млрд рублей, чистая прибыль составила 1,8 млрд рублей, сообщил “Ъ” заместитель генерального директора по экономике и финансам Сергей Юрчук. Это ниже показателей 2018 года, но объяснимо повышением затрат верфи в связи с монтажом на суда дорогостоящего оборудования.
Количество сданных в 2019 году судов и кораблей сократилось как в гражданском сегменте, так и в военном кораблестроении, следует из исследования агентства Infoline «Судостроительная промышленность России». Количество заказов по линии гособоронзаказа в 2019 году сократилось на 36% по сравнению с 2018 годом и составило всего 27 единиц, что является самым низким показателем за последние шесть лет, отмечают аналитики Infoline.
К счастью, говорит господин Бурмистров, на верфях Северо-Запада сформирован стабильный портфель гражданских и военных заказов. Однако пандемия несет в себе риски с перебоями в работе верфей: потенциальное заражение сотрудников может усугубить и без того острую проблему систематической задержки сроков сдачи проектов. Кроме этого, существуют валютные риски: несмотря на то, что сейчас эта проблема постепенно нивелируется, однако доля импортных комплектующих в отечественном судостроении по-прежнему высока, заключает эксперт.