Коллега
alexeyvvo в своем ЖЖ опубликовал очередный интересный
материал по данным из судебных источников и отчетности эмитентов. В этот раз он касается разработки на нынешнем ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева" (ТАНТК) самолета-амфибии А-42 - поисково-спасательного варианта самолета А-40 "Альбатрос" (сам самолет А-40 остался лишь в двух прототипах). Государственный контракт на выполнение ОКР «Альбатрос-ПС» был заключен между Министерством обороны СССР и ТАНТК еще 1 декабря 1988 года. С 2011 года финансирование данной ОКР Государственным заказчиком не предусмотрено, выполнение работ приостановлено с 31 января 2011 года. Несмотря на это военное ведомство в суде потребовало неустойку за несданные до настоящего времени этапы ОКР, по результатам рассмотрения с ТАНТК взыскано 10,7 млн. рублей.
Демонстрировавшийся с надписью "А-42" второй опытный экземпляр самолета А-40 (самолет "В2", бортовой номер "20"). Аэродром ТАНТК, Таганрог, 19.05.2012 (с) Nikolay (comrade) / russianplanes.net
Коллега
alexeyvvo пишет:
Очередная порция любопытных данных об одном из проектов нашего авиапрома вновь взята из судебных источников и отчетности эмитентов. Речь пойдет о самолете-амфибии А-42 разработки Тагарогского авиационного научно-технического комплекса им. Бериева. В 2008 году заместителем командующего морской авиацией ВМФ РФ были
озвучены планы приобретения в период до 2013 году четырех самолетов этой модификации, выполненных в вариантах разведчика, корректировщика огня и спасателя на воде, первый из которых планировалось получить еще в позапрошлом году. В дальнейшем предполагалось приобретать и противолодочный вариант А-42.
По данным арбитражного дела
А40-114373/2012 государственный контракт на выполнение ОКР «Альбатрос-ПС» (по всей видимости поисково-спасательной версии А-42) был заключен между Министерством обороны и ТАНТК еще 1 декабря 1988 г. за №91047.
По данным годовых отчетов ТАНТК в
2006 году по этой ОКР были выполнены и сданы госзаказчику в полном объеме 4 этапа (изготовлены детали для сборки грузового люка, полов и створок; проведены летные и мореходные испытания по отработке методики взлет-посадки вдоль зыби; разработана КД на бортотсек, гондолу двигателя ПС-90, доработку управления самолетом; проведена макетная комиссия по самолету, получен акт с положительным заключением).
Годом позже были изготовлены детали для сборки приемного и грузового люков, полов и створок секции пола, разработана техническая документация для проведения статических испытаний, в том числе разработаны задания на статические испытания, монтажные схемы. Была разработана конструкторская документация:
- на доработку лодки, бортотсеков, киля стенда «ВПС-СИ»,
- на доработку стендов антенно-фидерных устройств, подвески и сброса спасательных средств, основного управления и управления механизацией самолета,
- на размещение пилотажно-навигационного, радиоэлектронного комплексов, системы электроснабжения комплексов и систем, установку блоков и аппаратуры системы электронного управления двигателями, доработку установок гидро-, пневмосистем самолета, доработку лодки, оперения, бортотсеков, гондолы двигателя ПС-90А-42, системы управления самолетом,
- на доработку бытового, медицинского, аварийно-спасательного оборудования, кислородной, противообледенительной, топливной и противопожарной систем, систем кондиционирования воздуха и автоматической регулировки давления, размещение бортового комплекса связи.
Согласно условиям контракта в 2010 году должен был быть сдан ряд этапов по ОКР (4а.3.2.2, 4а.3.3, 5а.2, 6а.2.3, 6б.1) на общую сумму 282,45 млн. В срок эти работы заказчику сданы не были. С 2011 года финансирование данной ОКР Государственным заказчиком не предусмотрено, выполнение работ приостановлено с 31 января прошлого года. Несмотря на это военное ведомство в суде потребовало неустойку за несданные до настоящего времени этапы ОКР, по результатам рассмотрения с ТАНТК взыскано 10,7 млн.руб.
Амфибия А-42 создавался на базе другой разработки КБ Бериева - амфибии А-40, оснащенной двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-30ТКПВ. Для А-42 планировалась использовать модификацию двигателя ПС-90, получившую название ПС-90А-42. Договор на его разработку был заключен между ТАНТК и ОАО «Авиадвигатель» 14 мая 2007 г. за №5769. За выполненные по этому соглашению в 2010 году работы по
решению суда с ТАНТК было взыскано в июне этого года 22,1 млн. руб.
Несмотря на приостановление работ по теме А-42 в последние годы, периодически озвучиваются заявления представителей Минобороны о наличии в госпрограмме вооружений до 2015 года данного самолета и готовности рассмотреть предложенные ТАНТК варианты дальнейшей его модернизации. В то же время никакой конкретики пока нет.