Главный урок катастрофы «Суперджета»

May 13, 2019 12:25



Деловая интернет-газета «Взгляд» под заголовком «Главный урок катастрофы «Суперджета» опубликовала комментарий старшего научного сотрудника Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Михаила Барабанова на тему обстоятельств катастрофы пассажирского самолета Sukhoi Superjet SSJ100 (RA-89098) авиакомпании «Аэрофлот» в московском аэропорту « ( Read more... )

авиация, superjet 100, гражданская авиация, инциденты, Россия

Leave a comment

logos0 May 13 2019, 09:32:25 UTC
Без ложной скромности скажу, что данные выводы совпадают с тем внутренним убеждением, которое сформировалось у меня после поступления первой информации о катастрофе: экипаж не сумел посадить самолёт с невыработанным топливом - сажали как пустой.

Reply

ext_2286368 May 13 2019, 11:44:55 UTC
Та же фигня.

Reply

birserg_1977 May 13 2019, 13:06:04 UTC
русские расхлябанность и разгильдяйство/// теперь найдут воплощение врага в виде М. Б-ва!

Reply

periti May 13 2019, 17:55:00 UTC
В том-то и дело, что вообще пилот в современном автоматизированном самолете нужен именно на случай отказа автоматики. Как те пожарные, которые большую часть времени "спят" на работе, но если беда, то мгновенно мобилизуются и спасают людей.
А получается, что среди "пилотов" даже не грузовой, а пассажирской авиации есть немало людей обученных только в качестве операторов автоматизированных систем (автопилотов) современных самолетов.

Reply

buhbah May 13 2019, 20:10:25 UTC
Ну да, штурвалов, независимых от электроники нет, а есть джойстики, как в игре - вот и сажайте как можете - особенно прикольно если компьютер заглючил.

Reply

periti May 13 2019, 21:22:17 UTC
Проблема не в самом джойстике. Проблема в том, что пилота не натаскивают на взлет/посадку в режиме ручного управления. Ведь для этого нужны регулярные тренировки со строгими экзаменами и отстранениями от полетов, если у чела проблема. Причем тренировки с осложняющими условиями, типа низкой видимости, плохой погоды или порывистого ветра.
Да и есть ли такие тренажеры для SSJ?
У боинга и других производителей они есть, поскольку они продают не просто самолет. Они продают целую "экосистему", где и подробная документация и система тренировок и система обслуживания и система поставок запчастей и т.д и т.п.
Кстати я покопался и обнаружил, что эти side stick джойстики используются в многих современных гражданских самолетах и вертолетах, еще больше в военных. Это очень хорошо отработанная система и еще не было в истории потери ручного управления самолета при отказе такой системы. Автопилоты, навигация, - да умирали, но ручной режим работает всегда.

Reply

buhbah May 14 2019, 07:29:33 UTC
Ну, штурвал/ручка управления это тоже что-то типа джойстика, но с большим рычагом управления. Соответственно, такое управление должно быть более точным, что важно в критических ситуациях, и как передаётся управление на механизмы - другой вопрос, хотя и не менее важный. Сам "стик" имеет совсем короткий рычаг, и при этом всё ложится на кисть одной руки, и, как я понимаю ситуацию - такой механизм требует более сложной системы передачи команд для компенсации такого эффекта. Разумеется, я всё только в теории высказываю.
Насчёт тренажёров верное замечание, однако полагаю, что подобный тренажёр должен быть, иначе как обучать пилотов?

Reply

elric_me May 14 2019, 08:31:25 UTC
Сейчас без разницы что штурвал или джойстик.
Все равно все современные самолеты идут с ЭДСУ и обратной связи с органом управления нет.

Reply

periti May 14 2019, 13:43:24 UTC
Вообще все нормально с этими джойстиками и электромеханическими приводами. Почитайте в вики к примеру. Там все хорошо расписано.
То что стоит на SSJ, оно ж на 70% Made in USA. Остальное сделано в Европе (кроме планера).
Наверное это не последнее поколение систем управления, но это даже и лучше в плане надежности.
Новейшие как раз более склонны к глюкам.
Да и вообще, они аж 4х канальные. История их развития тянется аж с 30х годов. Так чтоб отказали все 4 канала это немыслимо.
Пилоты всего мира прекрасно с ними живут и управляют самолетами, но для этого они должны быть тренированы.
Я сомневаюсь, что пилоты сознательно уклонялись от тренировок и наработки навыков управления SSJ. Просто кто-то решил хорошо так сэкономить на подготовке пилотов.
Вот в чем я не сомневаюсь, дак это в том, что реальные сроки и загубленную жизнь получат именно эти пилоты на подготовке которых экономили воры-владельцы авиакомпаний.

Reply

buhbah May 14 2019, 17:41:30 UTC
Насчёт "стиков" в общем понятно - если пилоты везде ими пользуются, значит это рабочая версия.
Вот насчёт подготовки пилотов, у меня в голове не может пока уложиться версия "об экономии на обучении". У меня нет данных опровергающих данную версию, ни подтверждающих её. Насколько мне известно, пилоты должны иметь нужный сертификат для работы. А иначе его никто на работу не возьмёт. Вот ходят разговоры о том, что много наших пилотов переезжают в другие страны на работу в ГА. И как они это могут без нужных знаний и документов. Хотя вполне допускаю, что кого-то потом обучают. Всё же ГА это не такси, где можно "купить права", а более серьёзная система.

Reply

periti May 14 2019, 18:55:17 UTC
Я тоже далек от "первоисточников", но тут несколько дней назад был шум относительно одного блогера, который "вынес сор из избы". И не просто шум, а его органы искали. Он заявил, что на SSJ "ссылают" неугодных и пенсов, а также там стажируются молодые-неопытные.
Много чего написал. Теперь его хотят привлечь. За клевету разумеется.
А в "другие страны", а также в солидные компании, в фирмы обслуживающие частные самолеты и корпоративные, на международные рейсы, идут уже опытные пилоты со стажем и безупречной репутацией.
Сертификация пилота обязательна это точно.
Вопрос как и кто сертифицирует и кто проверяет качество сертификации.
В РФ вон все торговые комплексы и вообще все сертифицировано и пожарниками и санэпидемстанцией. А люди и дети гибли от огня.
И SSJ тоже сертифицирован. Вот только у сертифицированного самолета не должно быть отказа всей автоматизации, навигации и радиосвязи при попадании молнии и не должно быть пожара при пробое баков обломками шасси в результате жесткой посадки.
Совпадение? Подумаем...

Reply

buhbah May 14 2019, 19:02:50 UTC
Согласен, ситуация мутная, нам только ждать результатов расследований.

Reply

periti May 14 2019, 21:58:10 UTC
Да там вообще накручивается целая куча ошибок на всех уровнях, - от пилотов, которые даже двигатели не заглушили после приземления, хотя обычно делают это автоматически до диспетчеров и спасательных служб, которые действовали просто вопреки обычному регламенту при таких ситуациях!
Эта катастрофа просто коллекция абсурдных действий на всех уровнях!

Reply

rodom_iz_tiflis May 27 2019, 07:05:44 UTC
В стрессовой ситуации управлять самолёт одной левой при помощи короткого джойстика - не самая удачная идея. Даже шнурки завязать левой рукой гораздо сложнее, а когда счёт времени идёт на секунды, такая 'роскошь' недопустима. Видно же, как пилот дёргает нос то вверх, то вниз.

Вопрос, на мой взгляд, не в электромеханике, а в непродуманной эргономике. У тех же вертолётов, где скорости гораздо меньше, едва ли джойстики под левую руку.

Reply

periti May 28 2019, 13:03:26 UTC
Понимаете коллега, современный супер ероплан (SSJ в частности) настолько массивная штука, что управление им не имеет ничего общего с управлением скажем истребителем времен WW2, где каждое движение ручкой (central stick, control stick) тут же отзывается движением самолета и ощущается пилотом.
Современным авиалайнером можно управлять чем угодно (можно кнопки ставить или хоть тумблеры) и хоть левой ногой, - все равно, на каждое движение этого side stick эта махина будет отзываться только через пару секунд.

Reply

rodom_iz_tiflis May 28 2019, 16:02:53 UTC
Спасибо за ответ! Я не специалист в авиастроении, хотя и с высшим техническим ( ... )

Reply


Leave a comment

Up