"Рособоронэкспорт" через суд требует возместить ущерб за порчу ракет С-400 для Китая

Feb 24, 2019 05:11



Как сообщило информационное агентство "Интерфакс", ракеты зенитной ракетной  системы С-400 для Китая были повреждены по вине компании-перевозчика, АО "Рособоронэкспорт" в судебном порядке пытается возместить ущерб за порчу. Об этом сообщил "Интерфаксу" в четверг представитель госкорпорации "Ростех".




Сухогрузное судно «Никифор Бегичев», принадлежащее ООО «Лизинговая компания «Вега» (оператор ЗАО «Хатангский морской торговый порт», порт приписки Мурманск), ставшее виновником инцидента с повреждением при перевозке части элементов и ракет первого полкового комплета зенитной ракетной системы С-400 для Китая. Судно снято стоящим на якоре в Санкт-Петербурге после возвращения из неудачного злополучного рейса с С-400 в Китай, закончившегося аварией в Ла-Манше, 21.02.2018 (с) electron / fleetphoto.ru



"В данном случае изготовитель уже начал получать страховое возмещение за груз, поврежденный по вине компании-перевозчика. Иск "Рособоронэкспорта" также связан с возмещением причиненного ущерба", - сообщили в "Ростехе".

Там отметили, что при подобных поставках каждая партия техники страхуется на полную стоимость.

18 февраля гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов сообщил, что судно, которое везло ракеты для систем ПВО С-400, попало в шторм. "Вынуждены были эти все ракеты уничтожить, сейчас изготавливаем новые", - сказал Чемезов.

Ранее директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев сообщил "Интерфаксу", что Россия завершит поставку в КНР ЗРС С-400 до конца 2020 года, отметив при этом, что американские санкции в отношении Китая не должны сказаться на исполнении контрактов.

В свою очередь газета "Комменрсантъ" указывает, что, как следует из картотеки суда, «Рособоронэкспорт» подал два иска к ООО «БАЛТИК ТРАНС-ПОРТ» о взыскании в общей сложности убытков в размере $164,6 млн и €1,79 млн фрахта. Оба иска приняты к производству и назначены к рассмотрению в закрытом режиме. Третьими лицами по делу выступают ООО «СК "Независимая страховая группа» и АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"».

Напомним, Китай и Россия заключили контракт на покупку систем С-400 в апреле 2015 года. «Рособоронэкспорт» начал исполнять контракт в августе 2017-го. В январе 2018 года стало известно, что судно, перевозившее оборудование для комплексов, попало в шторм в проливе Ла-Манш. Партию ракет пришлось уничтожить, говорил глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

Газета "Ведомости" уточняет, что «Рособоронэкспорт» подал в Арбитражный суд Москвы два иска на $161,5 млн и 1,79 млн евро, а также на $3,1 млн (в совокупности около 11 млрд руб.) против морского агентства «Балтик Транс-порт», которое занималось перевозками ракет для зенитных комплексов С-400 в Китай, свидетельствуют данные в картотеке арбитража. Заявления приняты к производству, предварительные заседания состоятся в марте.

Перевозившее ракеты судно попало в шторм, в результате они были повреждены и их пришлось уничтожить, говорил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. «Рособоронэкспорт» в судебном порядке пытается возместить ущерб за порчу ракет, сообщил «Интерфаксу» представитель «Ростеха». «В данном случае изготовитель уже начал получать страховое возмещение за груз, поврежденный по вине компании-перевозчика. Иск «Рособоронэкспорта» также связан с возмещением причиненного ущерба», - сказал собеседник. Он отмечает, что при подобных транспортировках каждая партия техники страхуется на полную стоимость.

Третьими лицами по делу выступают СК «Независимая страховая группа» и «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». По данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», владельцами ООО «Балтик Транс-порт» являются Евгений Рогозин и Александр Малахов (по 50%).

Китай стал первым иностранным покупателем систем противовоздушной обороны С-400 «Триумф». Контракт был подписан в 2014 г. «Балтик Транс-порт» начал поставки в декабре 2017 г., первые комплексы Китай получил в 2018 г. Поставки планируется завершить до 2020 г.

Как уточняли в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, инцидент с повреждением ракет произошел в конце декабря 2017 г., тогда шедшее из порта Усть-Луга Ленинградской области судно попало в шторм в районе пролива Ла-Манш.

Как пишет веб-ресурс "Фонтанка.ру", первый полковой комплект С-400 поставлялся Китаю как минимум тремя сухогрузами. С двумя из них проводили причудливые манипуляции.

Судно Ocean Lord под флагом Либерии отправилось из Усть-Луги, по данным Marinetraffic, 19 декабря 2017 года. Оно дошло до Южно-Китайского моря, где 5 февраля 2018-го в Автоматическую идентификационную систему (AIS), установленную на борту, были внесены изменения. Ocean Lord замаскировался под танкер и под таким обозначением 9 февраля пришел в китайский порт Тяньцзинь, называемый морскими воротами Пекина. На маскировку обратил внимание в своем Twitter частный расследователь из Канады Стефан Уоткинс.

Следующим в очереди был российский сухогруз «Никифор Бегичев». Его короткий путь отражен в судовом аварийном отчете (Vessel Casualty Report), опубликованном на нескольких ресурсах, в том числе на сайте индийской страховой компании Beacon Insurance Brokers Pvt. Ltd:

30 декабря 2017 года «Никифор Бегичев» вышел из Усть-Луги в Китай. Ночью 3 января 2018 года попал в шторм [западнее острова Гернси] и испытал проблемы с навалочным грузом на палубе. Корабль некоторое время дрейфовал, 3 января повернул назад и к 9 января вернулся на стоянку в Усть-Луге.

Видимо, именно «Никифора Бегичева» имели в виду Чемезов и представитель ФСВТС Воробьева.

Третье судно, Ocean Power под флагом Либерии, вышло из Усть-Луги 5 января, но почти сразу вернулось. Возможно, это было связано с аварией «Бегичева» и неоконченным штормом в Ла-Манше.

26 января сухогрузу сменили регистрацию с либерийской на российскую, переименовали в «Адлер» и через четыре дня выпустили в рейс. Он получился замысловатым. Конечной точкой маршрута в бортовой компьютер «Адлера» внесли изначально Грецию. Но 12 февраля сухогруз прошел мимо, взял курс на Суэцкий канал и благополучно добрался до Тяньцзиня.

В новый поход, вероятно, с недопоставленным Китаю оборудованием, «Никифор Бегичев» отправился в марте. 20 апреля он достиг Суэцкого канала, а 16 мая пришел в Тяньцзинь. Примерно в тех же числах на новостных лентах появились сообщения, что Китай получил первый полковой комплект С-400, к июлю 2018-го завершил приемку, а в декабре провел успешные испытания по уничтожению баллистической и аэродинамической мишеней.

Номенклатура товара, который перевозился «Никифором Бегичевым», существенно различалась в информационных сообщениях. О присутствии зенитных управляемых ракет на борту писал РБК, ссылаясь на собственные источники в Минобороны, Рособоронэкспорте и ФСВТС: «На судне была радиолокационная станция, несколько десятков зенитных управляемых ракет и запчасти: платы, ячейки, блоки».

По словам одного из источников, общая стоимость перевозимого груза составляла около 1,3 млрд руб.

Другие СМИ ракеты не упоминали. По данным ТАСС, «Никифор Бегичев» перевозил командный пункт, радиолокационную станцию, энергетическое и вспомогательное оборудование, запасные части и «другие элементы системы».

На сайте крюингового агентства Baltic shipping опубликованы около десяти резюме моряков, состоявших в разное время в экипажах Ocean Lord, «Никифора Бегичева» и «Адлера». Все они, независимо от флагов, под которыми ходили суда, принадлежат гражданам России и Украины.

Оператором как минимум двух судов, Ocean Lord (с декабря 2018 года - World Carrier) и «Адлера», выступала и выступает компания «Балтик Транс-порт». Основана в 2014 году, зарегистрирована в Кингисеппе, имеет офис в Петербурге. Занимается агентированием морских судов на Северо-Западе России, экспедированием грузов, фрахтует суда для международных перевозок. Годовая выручка за 2017-й превышает миллиард рублей, но ее съедает себестоимость продаж. Чистая прибыль составляет чуть более 20 млн, во столько же оцениваются активы компании. Сайт зарегистрирован в 2015 году на жителя Одессы Игоря Владимировича Вытнова, свидетельствуют данные Who.is.

С декабря 2017 года, то есть времени начала поставок С-400 Китаю, совладельцами «Балтик Транс-порт» в равных долях выступают петербургские предприниматели Евгений Рогозин и Александр Малахов, он же занимает пост генерального директора.

На тот момент Малахов имел еще одну значимую должность - руководителя компании «Элади», принадлежащей кипрскому офшору «Холисбридж Холдингс». Эта компания является частью «Ростеха». В частности, она указана в списке аффилированных лиц концерна «Калашников» и других дочерних структур госкорпорации. С поста гендиректора «Элади» Малахов снят на днях, 14 февраля.

Сухогруз «Никифор Бегичев» приписан к Мурманску. Находится в собственности лизинговой компании «Вега». Оператором судна выступает Хатангский морской торговый порт. На запрос «Фонтанки» в порту ответили, что к перевозке С-400 отношения не имеют, так как судно в период конца 2017-го - начала 2018 года было зафрахтовано сторонней организацией.

Вероятно, «Балтик Транс-порт» фрахтовала суда по заказу «Рособоронэкспорта». Это единственный в России государственный посредник по экспорту продукции военного назначения. Он входит в «Ростех», Сергей Чемезов является членом совета директоров.

Перевозка С-400 была застрахована компанией «Независимая страховая группа» (НСГ). Ее крупнейшими клиентами считаются производитель зенитной ракетной системы, концерн «Алмаз-Антей» и предприятия «Ростеха». Федеральные СМИ 20 февраля со ссылкой на директора по международному сотрудничеству «Ростеха» Виктора Кладова сообщили, что «Алмаз-Антей» начал получать страховое возмещение за груз, поврежденный по вине компании-перевозчика.

Арбитражный суд Москвы 10 и 11 января 2019 года зарегистрировал два иска «Рособоронэкспорта» к «Балтик Транс-порт» на общую сумму около 11 млрд рублей fontanka.ru/2019/02/20/072/. По первому госкомпания выставила счет на взыскание убытков в размере 161 млн 482 тыс. долларов и 1 млн 790 тыс. евро фрахта. Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, выступает НСГ. По второму иску «Рособоронэкспорт» требует 3 млн 135 тыс. долларов, третьи лица в деле - НСГ и «Алмаз-Антей». Иски рассмотрит Арбитражный суд Москвы в закрытом режиме. Об этом просили стороны.

В свою очередь, «Независимая страховая группа» обратилась в Арбитражный суд Петербурга и области с иском к «Балтик транс-порт» о взыскании 31 млн 714 тыс. рублей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам комиссии. Идентичная сумма предъявлена страховщиком еще к одному морскому агентству из Петербурга - «Нева-транспорт-трейдинг» (НТТ).

НТТ создана в 1998 году профессиональным брокером Сергеем Морозовым, которого должен хорошо знать Георгий Полтавченко. Их отцы, Виктор Морозов и Сергей Полтавченко, вместе работали в Северо-Западном речном пароходстве на высших должностях парткома.

К НТТ неровно дышит и «Рособоронэкспорт». Он хочет взыскать 5,7 млрд рублей (86 млн долларов) убытков, говорится на сайте Арбитражного суда Москвы. Иск пока не приняли.

Получить комментарии у руководителей «Балтик Транс-порт» и «Нева-транспорт-трейдинг» не удалось. Офисные телефоны Александра Малахова не работают, на электронное письмо он не ответил. Сергей Морозов на продиктованный его секретарю номер корреспондента «Фонтанки» не перезвонил.

Сумма контракта на поставку двух полков С-400 в Китай к 2020 году превышает 3 млрд долларов. США в сентябре 2018-го внесли Поднебесную в санкционный список за покупку зенитных систем у России.

скандал, Китай, РОЭ, военно-техническое сотрудничество, Россия, флот, судоходство, суд, ПВО, С-400, ЗРК

Previous post Next post
Up