Успешная
атака против саудовского фрегата Al Madinah (французской постройки проекта F2000), предпринятая 29 января 2017 года в Красном море йеменскими хуситами при помощи телеуправляемых взрывающихся катеров, заставила говорить о своего рода "возрождении" этого ранее экзотического вида морского оружия, которому, как раз исполнилось 100 лет - со времени первого упешного применения, когда германским взрывающимися катером 28 октября 1917 года был поврежден британский монитор Erebus.
Веб-ресурс "Conflict Armament Research" опубликовал небезынтересный
материал с подробной "анатомией" телеуправляемого взрывающегося катера йеменских хуситов. Данные для материала были получены ресурсом 5 марта 2017 года от президентской гвардии ОАЭ, участвующей в конфликте в Йемене в составе антихуситской коалиции, и, видимо, основываются на изучении трофейного катера. Данный взрывающийся катер демонстрирует не только ставшую уже признанной "креативность" хуситов в создании различных импровизированных систем вооружения, но новые возможности коммерчески доступных технологий, позволяющих сейчас с весьма небольшими средствами сделать телеуправляемые взрывающиеся катера вполне серьезным морским оружием, причем доступным даже для негосударственных групп.
Переоборудованный йеменскими хуситами взрывающийся катер, 2017 год (с) www.conflictarm.com
Катер был создан хуситами путем переоборудования 10-метрового скоростного малого сторожевого моторного катера постройки эмиратской компании Al Fattan Ship Industry (Аль-Садр, Абу-Даби). Компания поставила большое количество таких катеров для береговой охраны ОАЭ, и более 60 таких катеров, в свою очередь, были переданы Эмиратами в порядке помощи ВМС Йемена до начала в 2011 году йеменской гражданской войны.
Катер имеет полную длину 10 м, ширину 2,3 м и среднее углубление всего 0,43 м, и оснащен двумя подвесными моторами Yamaha L200А мощностью по 200 л.с. Максимальная скорость 45 уз., запас топлива 165 галлонов. Стандартная вместимость четыре человека. При переоборудовании хуситами во взрывающийся катер (новая аббревиатура Water-borne improvised explosive device - WBIED), катер был оснащен радиокомандной системой управления, основывающейся на использовании персонального компьютера, размещенного в специальном защищенном металлическом корпусе. Для управления и наведения катера использованы дополнительно установленные видеокамера, приемник GPS Garmin и компас-автопилот Nexus. Осуществлена двухсторонняя передача данных по радиолинии с пультом управления (который размещается на берегу или другом катере). Непосредственное управление осуществляется сервоприводами с тягами, подключенными к стандартным органам управления (штурвалом и РУДом) на приборной доске катера. Компьютер и электопроводка, примененные при переоборудовании - иранского производства.
В качестве боевой части использована установленная в корпусе катера боевая часть 4Г20 от советских противокорабельных ракет П-21/П-22 (экспортные варианты ракет П-15М) - судя по маркировке, 1988 года выпуска, снаряженная "морской смесью". Сообщается, что Йемен получил 20 ракет П-21/П-22 по соглашению 1989 года для вооружения строившихся в СССР больших ракетных катеров проекта 1241РЭ (Йемен успел получить один такой катер в 1990 году). Система подрыва боевой части состоит из четырех стальных стержней с пружинами в корпусе носовой части катера (два стержня вперед, по одному по борт), которые при сминании воздействуют на кнопочный выключатель, передающий ток на вставленный в боевую часть импровизированный детонатор с двумя кусками пластиковой взрывчатки.
Напомним, что при атаке на фрегат Al Madinah, согласно саудовским источникам, хуситами были использованы три взрывающихся катера, один из которых сумел достичь цели и взорваться у кормовой части фрегата.
Элементы конструкции переоборудованного йеменскими хуситами взрывающегося катера (с) www.conflictarm.com