Французский опыт применения армии для борьбы с терроризмом внутри страны

Sep 01, 2017 00:25



Французская газета «L’Opinion» в статье «Général Henri Poncet: «Les soldats de Sentinelle ne sont pas des cibles mais des boucliers» за авторством бывшего командующего французскими силами специальных операций и операцией "Licorne" в Кот-д'Ивуар генерала Анри Понсе (Henri Poncet) рассматривает вопросы, связанные с применением армии для обеспечения внутренней безопасности. Наш блог приводит ее перевод с некоторыми сокращениями.




Французские морские пехотинцы патрулируют железнодорожный вокзал в ходе операции "Sentinelle" (с) twitter.com/OuchikhKarim



Автор отмечает, что наезд автомобиля на французских военных, исполнявших свой долг в ходе операции "Sentinelle", запустил споры относительно правильности обоснования применения военных в ходе подобной операции. Стали раздаваться голоса относительно того, что французские солдаты стали приоритетными мишенями для террористов, и неэффективны для выполнения задач по защите населения. Суть в том, что их готовили не для патрулирования улиц своих городов, а для войны за пределами страны. Операция "Sentinelle" должна стать задачей исключительно внутренних сил правопорядка, полиции и жандармерии.

Продолжая ту же логику, в ходе терактов в Барселоне и Камбрилсе некоторые эксперты делали акцент на то, что испанская армия не была вовлечена в операцию по поддержанию внутренней безопасности. При этом забывая о том, что Испания уже в течение 20 лет идет по другому пути, в рамках которого задействованы 110 тыс. частных агентов по безопасности, из которых 25% вооружены, и которые дополнили 250 тыс. сотрудников государственных сил правопорядка. Эти частные агенты, кроме классических задач, также обеспечивают охрану объектов, сопровождение государственных служащих (депутатов, судей и т.д.), безопасность аэропортов или метрополитена.

Споры о целесообразности операции "Sentinelle" полностью лишились почвы под ногами по сравнению с террористической угрозой, при которой нельзя четко определить возможности по адаптации и разнообразие методов. Французские солдаты не цели, а щиты. Каким бы ни был терроризм, он всегда бьет по щитам, символам государства. Баскская националистическая организация (ЭТА) била по полицейским и солдатам (500 убитых), Ирландская революционная армия (ИРА) - по солдатам британской армии и местным полицейским (850 убитых). Первая задача армии - защита национальной территории. К тому же ВМС и ВВС Франции обеспечивают постоянное поддержание устоев безопасности, за счет осуществления спасательных операций на море и сохранения безопасности в воздухе. Сухопутные войска могут только заполнять провалы, вызванные стратегическим прорывом. Как подчеркивал бывший начальник Генерального штаба генерал Пьер де Вилье в 2015 году: «Операция Sentinelle дала жизнь стратегическому прорыву. Можно спорить об использовании армии на национальной территории, но не о том, что это аксиома: французы хотят быть защищены там, где они находятся, а задача военных этому содействовать».

Операция "Sentinelle", по большей части относящаяся к защите на земле, логичным образом в значительной степени была поручена сухопутным войскам, которые ее выполняют на 95%. Стоит ли идти дальше предложения, озвученного Институтом Монтеня в докладе 2016 года «Полная смена принципов национальной безопасности», в котором отмечалось, что «наподобие тех постоянных задач, которые стоят перед ВВС и ВМС в их специфической среде, Сухопутные войска должны выполнять функцию защиты наземной среды»? Это желание неочевидно, так как сравнение с другими видами вооруженных сил не имеет смысла.

Французские солдаты тянут лямку воюя «там» и участвуя в обеспечении безопасности «здесь»

Внутренняя безопасность в первую очередь является ответственностью сил внутренней безопасности (FSI), полиции и жандармерии, численность которых достигает 300 тыс. человек. Сухопутные войска, которые выделили 7000 человек для операции "Sentinelle" не могут играть роль замены и еще в меньшей степени могут быть дополняющим элементом, но террористическая угроза носит изменчивый характер и было бы ошибкой фиксировать численность личного состава. Сухопутные войска доказали свою оперативность (10000 человек были выделены в течение шести дней) и именно в этой характеристике следует рассматривать будущий контингент операции "Sentinelle", при этом размышляя о том, в каком направлении можно идти в части расширения полномочий военнослужащих в случае необходимости (например, досмотр автотранспорта или физических лиц). Французские солдаты обучаются этому для операций за рубежом.

Штабы работают над будущей схемой защиты сухопутной территории для того, чтобы выиграть в мобильности и скорости адаптации к обстоятельствам. Автор напоминает некоторые цифры относительно операции.

В среднем, ежедневная вахта военнослужащих в рамках операции "Sentinelle" проходит с 6:30 утра до 23:30 вечера, то есть 15 часов службы. Для замены солдата полицейским или жандармом требуется примерно четыре человека из FSI, причем эти силы востребованы для других операций перед лицом террористической угрозы. Причем, что немаловажно, нужно это компенсировать сотрудниками службы безопасности, находящимся на постоянном трудовом договоре, при том, что солдаты находятся на временном трудовом договоре. С учетом структурного дефицита бюджета, это заставит правительство задуматься относительно того, стоит ли лишат себя ресурса вооруженных сил в операции "Sentinelle", которые в год экономят порядка 1 млрд евро.

бюджет, армия, терроризм, Франция

Previous post Next post
Up