В сегодняшнем выпуске газеты "Ведомости" опубликована занимательная
статья "Какие вооруженные силы нужны России?" эксперта по внешней и оборонной политике Павла Лузина, в которой автор рассуждает об облике вооруженных сил демократической России будущего. Наш блог предлагает ознакомиться с материалом.
Этап «Индивидуальная гонка на боевых машинах» в рамках конкурса «Десантный взвод» АрМИ-2017 в Китае (c) mil.ru
Армия в любой стране - производная социально-экономической и политической системы. Существует и обратная связь: состояние армии оказывает мощное влияние на политическую систему и общество в целом. Российские вооруженные силы тут не исключение. Они плоть от плоти нынешней российской коррумпированной, неофеодальной системы, восходящей к коммунистическим временам. Они - один из тех испорченных институтов, которые делают нынешнюю российскую деспотию возможной.
Именно поэтому все попытки армейского реформирования, включая наиболее глубокую военную реформу 2008-2012 гг., рано или поздно заканчивались. Потребность в эффективных вооруженных силах постоянно вступала в противоречие с неэффективностью российской политической и экономической модели.
Итогом последней реформы стал компромисс: в армии формальной численностью 1 млн человек есть только несколько десятков тысяч человек, способных решать современные боевые задачи. Однако даже тут проявляется указанное противоречие: нынешняя российская власть регулярно отказывается от своих офицеров и солдат, пытается полагаться в военных делах на условные «частные военные компании», на силовиков Рамзана Кадырова, на Росгвардию.
Отсюда возникает вопрос: какие вооруженные силы будут нужны для демократической постпутинской России?
Армия демократической республики
Облик любых вооруженных сил определяется, во-первых, внешними угрозами, которые стоят перед страной. Представления о внешних угрозах в любой реальной республике - это производные двух фундаментальных интересов: благосостояния и безопасности ее граждан.
Республиканские вооруженные силы направлены на защиту благосостояния общества и обеспечение его безопасности. В то же время внешние угрозы имеют всегда историческую природу: они возникают, развиваются и исчезают вследствие мировых политических и социально-экономических процессов.
Только во имя благосостояния и безопасности общества республика принимает на себя те или иные международные обязательства. Вместе с тем в определенных ситуациях соблюдение международных обязательств может потребовать применения военной силы.
Во-вторых, облик вооруженных сил определяется той социальной ролью, которую вооруженные силы играют внутри страны. Главное здесь: военная служба должна быть универсальным социальным лифтом. Если эта функция дает сбой, то вооруженные силы не только теряют эффективность, но и могут превратиться в угрозу для общества.
Российская армейская действительность
В России нынешнее состояние вооруженных сил противоречит как фундаментальным интересам общества, так и его экономическим возможностям. Штатная численность российских вооруженных сил составляет 1 млн человек (в реальности, если проанализировать открытые данные о количестве призывников, контрактников, офицеров, выпуске из военных училищ и проч., скорее 700 000-750 000). К ним следует прибавить еще примерно 900 000 гражданских служащих Министерства обороны. На содержание и оснащение вооруженных сил в 2017 г. будет потрачено около 3 трлн руб. Из них 50-70% уйдет непосредственно на содержание, а остальное - на закупку вооружений. И на этом фоне военное руководство России стремится довести число полностью боеспособных соединений (батальонных тактических групп) хотя бы до 100 000-120 000 человек.
Фактически вооруженные силы сегодня - это огромный бюрократический (на каждого военного приходится один чиновник) организм, в котором выполнять боевые задачи готов в лучшем случае только один из 10 военнослужащих. Содержание такой армии является обязанностью российских граждан, но все постсоветское время российские солдаты и офицеры проливают кровь лишь ради интересов российской правящей группы.
Российская армия сегодня не обладает функцией социального лифта. Служба в армии в экономическом, профессиональном, интеллектуальном и социальном аспектах ничего не дает солдатам. Успешная социализация, карьерный рост и благосостояние российского гражданина никак от прохождения срочной или контрактной службы не зависят.
Офицерам служба в армии обеспечивает лишь среднее материальное благополучие без учета их потребностей в профессиональном и интеллектуальном развитии, физическом и психическом здоровье во время службы и после выхода в отставку. Гражданская карьера после отставки никак не зависит от успехов в карьере военной. При этом российские вооруженные силы закрепляют самые жесткие практики гендерного неравенства, создавая нездоровую психологическую атмосферу в армии и вокруг армии.
В целом общий жизненный успех военнослужащих никак не зависит от качества их подготовки и успешности в военном деле. Это означает, что воссоздание функции социального лифта - одна из ключевых потребностей российской армии.
Угрозы и обязательства: объективная реальность
Вооруженные силы России после смены нынешнего режима и демократизации должны защищать российское общество и его благосостояние от следующих внешних угроз:
стран, которые опираются в своем существовании на радикальную идеологию и авторитарные методы, а также разрабатывают ракетные и ядерные вооружения;
авторитарных режимов, находящихся в непосредственной близости от российских границ. Эволюция таких режимов часто приводит к внутренним и международным конфликтам, гуманитарным катастрофам, что порождает потоки беженцев. Это также несет угрозы для будущей деятельности российских компаний в этих странах;
международных движений, опирающихся на радикальные идеологии и ставящих целью вооруженную борьбу против прав и свобод человека и рыночной экономики (ИГИЛ, «Талибан» (запрещены в России), «Хезболла» и т. д.), а также от государств, поддерживающих такие движения;
распространения военных ракетных технологий и технологий оружия массового уничтожения (ОМУ) как таковых в связи с удешевлением и упрощением их производства и экспорта;
угроз свободе международной торговли и свободе морской навигации вследствие территориальных споров и потенциальных конфликтов в Восточной и Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Нестабильность и конфликты, нарушающие нынешнюю систему международной торговли, сделают неустойчивым экономическое восстановление и развитие России после демократизации.
Международные обязательства, принятые на себя Россией
Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и, как следствие, гарантом международного мира и безопасности, включая усилия по нераспространению ОМУ и т. д.;
Россия согласно существующим договорам является гарантом безопасности и территориальной целостности своих соседей на постсоветском пространстве, а также посредником при мирном урегулировании конфликтов в Приднестровье и Нагорном Карабахе. После прекращения конфликта с Украиной и Грузией она должна вернуться к полноценному выполнению взятых на себя обязательств.
Безусловно, демократической России следует навсегда отказаться от конфронтации с Западом и исключить всякую возможность военного столкновения с НАТО. Соответственно, следует отказаться от мысли, что российская армия должна тратить огромные ресурсы всего общества на подготовку к такому столкновению. К благосостоянию и безопасности российских граждан ведет только сотрудничество с Западом.
Вооруженные силы для новой России
Исходя из вышесказанного регулярная численность российских вооруженных сил может быть сокращена до 350 000-375 000 человек при увеличении качества. Это произойдет за счет отказа от частей, не обладающих достаточным количеством квалифицированных военнослужащих и техники, избыточных сил и дублирующих функций между родами войск.
Также мы столкнемся с несколькими критически важными проблемами. Во-первых, нынешняя смешанная (призывники и добровольцы) система комплектования армии солдатами и младшими командирами серьезно скомпрометирована. Во-вторых, относительная слабость формирующихся демократических институтов в России и имеющийся исторический опыт могут привести к тому, что армия в случае политического кризиса может быть использована для узурпации власти. В-третьих, при смешанной и при добровольческой системе комплектования Россия, будучи многонациональной и многоукладной страной, столкнется с угрозой варваризации армии.
Эти проблемы могут быть решены комплексом мер. Во-первых, регулярные силы должны формироваться на добровольческой (контрактной) основе. Отслужившие контракт граждане становятся резервистами.
Во-вторых, поступление граждан на регулярную военную службу в качестве солдата и продвижение по службе должны происходить вне зависимости от пола, иметь строгие условия не только по физическому и психическому здоровью, но также и по уровню интеллектуального развития и образования. В современной России, учитывая структурные и региональные особенности ее образовательной системы, которые нельзя будет преодолеть в короткий срок, поступающий на военную службу гражданин должен обладать как минимум полным школьным образованием. Представляется необходимым, чтобы кандидаты на такую службу сдавали экзамены по русскому языку, математике/физике и обществознанию (знание Конституции и прав человека). Это позволит избежать варваризации армии.
В-третьих, в каждом регионе создаются силы территориальной обороны, формируемые на призывной основе вне зависимости от пола и с учетом требований по физическому и психическому здоровью (с возможностью отказаться от такой службы). Служба в таких силах проходит по месту жительства гражданина в виде периодических краткосрочных сборов и позволяет не прерывать учебу или работу на протяжении всего ее срока. Участие в самих сборах вознаграждается. Бойцы сил территориальной обороны в течение всего срока службы имеют право хранить свое оружие по месту жительства. Силы территориальной обороны могут использоваться региональными властями при возникновении чрезвычайных ситуаций. Тем самым в стране будет купирована угроза узурпации власти. Также на принципах равноправия будет решена проблема, когда в ряде регионов на руках у граждан находится большое количество огнестрельного оружия.
В-четвертых, система подготовки офицеров должна быть пересмотрена от существующего узкоспециального принципа в сторону фундаментальной подготовки по точным наукам, гуманитарным предметам и иностранным языкам. Это позволит офицеру совершенствоваться в течение всей службы и легко адаптироваться к гражданской жизни после выхода в отставку. Конкретную военную специальность офицер сможет получать уже непосредственно в войсках.
Должно быть сокращено и количество военных учебных заведений до нескольких университетов в соответствии с ежегодной потребностью Вооруженных сил России как демократической республики.
И наконец, пост министра обороны должны занимать исключительно гражданские лица.
Эти шаги учитывают потребность России в полноценных вооруженных силах, которые будут защищать ее республиканские и демократические основы и станут эффективным социальным лифтом.