Новый законопроект Швеции о введении «критерия демократии» («democracy criterion») при выдаче лицензий на экспорт вооружений затруднит передачу продукции военного назначения (ПВН) в страны Персидского залива и ограничит доступ к данному рынку шведским оборонно-промышленным компаниям. Блог bmpd предлагает вашему вниманию перевод
статьи научного сотрудника Международного института стратегических исследований (IISS) Люси Беро-Сюдро (Lucie Béraud-Sudreau) «Arms trade and democracy: Sweden’s new criteria for export controls».
Истребитель Saab JAS-39C Gripen в модификации MS20 (c) Saab AB
29 июня 2017 года правительство Швеции представило законопроект об ужесточении контроля за экспортом вооружений, который вводит в законодательство, регулирующее данную сферу, новый «критерий демократии». Проект закона, направленный в Законодательный совет - орган, который рассматривает законопроекты до их обсуждения в парламенте - подразумевает, что показатели уровня демократии страны-получателя будут учитыватья при принятии решений о предоставлении разрешения на экспорт. Однако, в случае одобрения парламентом и вступления в силу в 2018 году новое законодательство может еще в большей степени ограничить доступ шведских производителей ПВН на международный рынок, включая регион Персидского залива.
На первый взгляд представляется, что данное решение сделает экспорт любой продукции военного назначения в страны Персидского залива гораздо более сложной задачей. Ни одна из стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива не вошла в число 100 ведущих государств по уровню развития демократии согласно индексу Economist Intelligence Unit. «Чем ниже демократический статус, - по заявлениям шведского правительства, - тем меньше вероятность предоставления экспортной лицензии». Для Швеции регион Персидского залива является не самым значимым, но в то же время прибыльным рынком. Шведское авиастроительное предприятие Saab успешно работает в регионе в сегменте систем дальнего радиолокационного обнаружения (airborne early warning - AEW), в частности, можно отметить контракт 2015 года стоимостью 1,27 млрд долл. на поставку двух самолетов GlobalEye AEW в Объединённые Арабские Эмираты.
В предложении правительства также имеются пункты о финансовых санкциях в случае нарушений и дополнительных мерах по обеспечению прозрачности. Критерий демократии, тем не менее, является самым важным аспектом предлагаемого закона не только потому, что привлек наибольшее внимание в ходе шведских дебатов, но и в силу его новизны. Если закон будет принят, Швеция станет первой страной, представившей подобный тип строгого регулирования сферы экспорта вооружений.
В частности, текст законопроекта в его нынешнем виде предусматривает, что уважение прав человека и демократический статус государства-получателя станут «ключевыми условиями» в процессе лицензирования. Серьезные и массовые нарушения прав человека или «значительные недостатки» в демократическом статусе станут препятствием для предоставления лицензии. Оценка «демократического статуса» будет проводиться на основе наличия демократических институтов, таких как свобода выражения мнений и уважение государством фундаментальных принципов демократии.
Данное предложение является результатом многочисленных обсуждений, длительного политического и законодательного процесса в Швеции. Возможность введения «критерия демократии» регулярно упоминалась с начала 2000-х годов. В 2005 году в ходе пересмотра законодательства в области механизмов контроля за экспортом вооружений данный пункт не был внесен, и тема на некоторое время ушла из повестки. Однако после «Арабской весны» и кампаний неправительственных организаций (НПО) вопрос возник вновь. Шведский парламент впервые обратился к правительству с запросом об изменении правил регулирования данной сферы в мае 2011 года. Правительство предоставило свой ответ в июне 2012 года, предложив провести новое расследование в законодательном органе под названием Комитет по рассмотрению экспорта вооружений (Krigsmaterielexportöversynskommittén - KEX). Это произошло после возобновления давления со стороны общественных организаций в связи со скандалом вокруг контрактов между оборонными ведомствами Швеции и Саудовской Аравии на строительство объектов военной инфраструктуры.
KEX опубликовал свой более чем 1000-страничный отчет в июне 2015 года - после того, как его крайний срок дважды переносился. В текст документа, помимо прочего, вошли предложения о введении «критерия демократии», который в настоящее время является частью законопроекта.
До 54% процентов доходов шведской оборонной промышленности приходятся на экспорт. Более того, она является высоко интернационализированной: такие компании как Hagglunds и Bofors входят в состав BAE Systems, а Saab сам осуществляет деятельность по всему миру. Новые принципы экспортного регулирования, если они будут приняты, могут нанести ущерб шведской промышленности в текущих переговорах о поставке вооружений или проектах международного сотрудничества. Кроме того, одной из ключевых особенностей в новых правилах является пункт о «последующих поставках», который касается передачи запасных частей или боеприпасов для ранее поставленной ПВН. Решения о предоставлении лицензий на подобные поставки будут приниматься по каждому случаю отдельно, то есть они могут быть прекращены, если демократический статус клиента будет оценен как ухудшившийся.
Помимо существующих бизнес-связей с ОАЭ, может быть затронуто сотрудничество с Таиландом по боевым самолетам Gripen и радиолокационным комплексам Saab Erieye.
Новые правила экспортного контроля, если они будут приняты, послужат сигналом для внутриполитических дебатов в Швеции, в частотности, будут удовлетворены давние запросы со стороны НПО. Введение «критерия демократии», скорее всего, укрепит способность общественных организаций и политических акторов осуществлять строгий контроль за предоставлением лицензий на экспорт оборонным компаниям. Тем не менее, в нынешнем виде, критерий демократии остается открытым для интерпретаций. Примечательно, что новый «демократический статус», который должен будет учитываться при оценке возможности предоставления лицензий, обозначается как условный, а не обязательный запрет на экспорт. Это обеспечивает шведское ведомство, ответственное за экспорт вооружений, некоторой свободой в предоставлении лицензий даже в том случае, если государства-клиенты не являются образцами демократии.