Оригинал взят у коллеги
diana_mihailova в
Обзор боевого применения БМД в конфликте на востоке УкраиныВзято у коллеги oneparatrooper
БМД в бою или краткий обзор опыта боевого применения БМД и машин на ее базе в конфликте на востоке Украины.
О том, что я питаю определенные чувства, к данному типу машин писал неоднократно. Давно хотел собраться с силами и сделать небольшую статью по поводу опыта боевого применения БМДобразных в конфликте на Донбассе. Почему небольшую? Потому что для полноценной не располагаю данными всякого рода НИИ, статистиками и так далее, ни украинская сторона, ни ее противник так же не делился со мной какой-то информацией - поэтому все данное ниже лишь мои личные умозаключения которых на полноценный труд пока не хватит. Тем более вся используемая мною информация общедоступна и при прямых руках и правильных вопросах поисковику находится в интернете без особых проблем. Можно конечно растечься мыслью по древу, налив воды, раскрывая путь создания этих машин вплоть до седьмого колена родословной слесаря Николая который собирал эти агрегаты где-то в далеком Волгограде, на тракторном заводе, но ведь статья не об этом. Так что думаю пора подвязывать с и без того затянувшимся вступлением и переходить к сути.
Итак, БМД и машины на ее базе применялись обеими сторонами конфликта. Это стоит принять за аксиому. Со стороны вооруженных сил Украины основным, да и пожалуй единственным, оператором данных машин является 25-я отдельная воздушно-десантная бригада. Почему «пожалуй» потому что кроме 25ки несколько машин находилось до начала всех этих событий в учебных центрах «Десна» (БТР-Д, БМД-1 и БМД-2), «Дивички» (2с9 и 1В119) и в Одесской военной академии на аэромобильном факультете.
БМД-1, БМД-2 и БТР-Д в Одесской военной академии
По некоторым данным в Украине в начале двухтысячных было следующее количество данной техники:
Что же касается ДНР и ЛНР - то список операторов данного типа техники в республиках более пестр. Подробный их обзор есть в
соответствующей статье, поэтому дублировать его сюда не буду. Третьим оператором, который так же использовал БМДобразных на просторах Донбасса стали вооруженные силы Российской Федерации, они же «Северный ветер» ограниченно использующие данный тип машин во время завершающего этапа летней кампании (Иловайское направление, ЛАп). По их количеству информации практически нет. Все что известно мне дано в статье, на которую сослался выше. Для более полного рассмотрения этого вопроса можно допросить Google - он выдаст кучу расследований, правда там придется долго выбирать зерна истины, либо же посетить ЛА и пообщаться с местной, вменяемой (да там такие есть) половиной сограждан интересующихся вопросом участия «ихтиамнетов». Но опять таки статья не об этом, и вернемся к сути.
БТР-Д предположительно принадлежащий ВС РФ
Итак - что у нас есть в сухом остатке - обе стороны имеют в своем распоряжении определенное количество БМД и ее отпрысков. Обе относительно активно их применяли в первый период войны. Обе несли потери по разного рода причинам, что дает нам возможность рассмотреть опыт боевого применения этого типа техники в боевых действиях. Начнем, пожалуй, с технического аспекта.
Как видно большее количества парка БМД в Украине составляли БМД-1 и БМД-1К, которые «в строю» еще с далекого 1968г. Мне не известно, какого года выпуска были те машины, что достались 25 ОПДБр, но даже если предположить что они принадлежали к последним партиям (1987г) то возраст их не много-не мало к началу конфликта составлял 27 лет, что как не крути срок. Не сильно моложе были и другие машины, единственное, что стоит отметить, так это то, что Украине досталось несколько единиц БМД-2 поздних, предразвальных образцов, которые можно узнать по отсутствующему порту для курсового пулемета на месте командира. Так же было некоторое количество относительно «свежих» 2С9 и 1В119.
Брошенная в Луганском аэропорту БМД-2 25ОПДБр с "ранним" корпусом
БМД-2 25ОПДБр с "поздним" корпусом
На возраст матчасти налажилась квалификация экипажей. С учетом того что Украина, с началом конфликта призвала в ряды своей армии значительное количество резервистов, уделив весьма посредственное внимание их подбору и обучению возникли первые проблемы - поломки. К этому добавился еще и тот факт, что БМД и техника на ее базе имеет куда более меньший ресурс чем та же БМП и БТР. Так до среднего ремонта алюминиевой коробочки устанавливался ресурс в 7000, а до капитального в 11000, в то время как на БМП эти цифры были 9000\16000, а для БТР 30000\50000 соответственно. В итоге перегревались двигателя, они же «ловили клин», накрывались ТНВД, выходили из строя фильтра, гидросистема, сцепление.
Двигатель 5Д20-240 в процессе замены
Это, пожалуй, список самых частых поломок, если не брать во внимание самую распространённую - бандажи катков, которые, при отсутствии натяжения ленты траков, слетали на ура. Все эти факторы «списали» с боевых большое количество машин еще до непосредственной встречи с противником. Называть причиной поломок несовершенство машины в данном случаи не приходится. Причина - плохая подготовка механиков, которые, кто по неопытности (некоторое количество до начала БД и призыва их в ряды ВСУ не водили ничего сложнее велосипеда), кто из-за присущего им пофигизма, просто гробили технику.
Выведеная из строя техника в ППД 25ОПДБр
Быстрый снос катков заставил как ВСУ так и ВСН (см. Славянские БТР-Д) прибегнуть к каннибализму, когда с вышедших из строя машин начали снимать их «колеса». Это была первая ласточка, вскоре за ними подтянулись фильтра и другие расходники, которых просто не было на складах и выгребалось последнее. Сейчас ситуация более или менее наладилась, но летом 2014 вопрос комплектующих стоял остро.
Дважды трофейная БМД-1 в процессе донорства
В целом машина довольно не прихотливая и до определенного времени терпит некорректную эксплуатацию. Так же стоит отметить довольно высокий уровень ремонтопригодности. Так замена двигателя и многие другие операции без проблем можно проводить в полевых условиях. Однако есть некоторые сложности при ремонте и замене комплектующих, связанные с малым пространством. К некоторым узлам, агрегатам и болтам что б добраться еще нужно попотеть. Многие механики в процессе этого очень часто «благодарят» конструкторов и всячески «возвеличивают».
Двигатель 5Д20-240
Одной из основных проблем как БМД-1 так и БМД-2 является очень маленький внутренний объём. Человеку с крепким телосложением и ростом 180+ внутри довольно не уютно. И это при условии, что с ним лишь подсумок и автомат. Если же боец экипирован как следует, то есть имеет бронежилет, каску, не ограничен четырьмя магазинами и двумя гранатами - то ему и вовсе внутри не развернутся. Более того при покидании машины ему придется преодолеть довольно небольшой люк, в который некоторые ели пролазят даже без всей этой экипировки. Простой пример, при размещении подсумков с магазинами на бронежилете (разгрузке) в районе живота вы имеете большие шансы зацепится ими при покидании машины с места командира или пулеметчика. Говорить о том, как со всем этим барахлом внутри удобно снайперу, пулеметчику (даже с РПКС) либо гранатометчику и вовсе не приходится. Даже покидание машины со своего штатного места для десанта, в полной экипировке, задача, требующая определенной сноровки. Это одна из причин почему в любое время года, в любую непогоду, десант предпочитает находиться на броне. В итоге имеющаяся броня и бойницы как таковые не используются, а функция «защиты личного состава от пуль и осколков» остается простой припиской в характеристиках.
БМД-1 25 ОПДБр с десантом на броне
Еще одним нюансом малого внутреннего объёма является постоянная жара внутри машины, в теплое время года исходящая от двигателя и естественно внешних факторов, что заставляет находящийся внутри экипаж перемещаться с открытыми люками.
Что касается БТР-РД, БТР-ЗД и 2С9 - то они немного просторнее, БМД-1 и БМД-2, а БМД-1КШ, БТР-Д и 1В119 и вовсе кажутся домами на колесах, после двойки с копейкой. Но даже в них, экипажам и десанту, весьма трудно перемещаться внутри и покидать машину в полной экипировки. Поэтому, в основном имеющееся внутреннее пространство используется для перевозки БК и личного имущества экипажа.
Перейдем к бронированию - оно есть, оно слабое, но все же есть. Его достаточно для защиты от легкого стрелкового оружия и мелких осколков. В лоб БМД держит 12,7, а вот с 14,5 уже не справляется.
БМД-1 захвачена "Призраком" видны следы двух пробитий
В борт способна устоять при попадании 7,62. Броня вязкая, что в данном случаи является плюсом. Однако крупные осколки уже не держит. Так причиной потери БТР-РД и БМД-2 в боях под Шахтерском стало пробитие бортовой брони (ближе к корме) в районе баков, осколками 122мм снарядов, что в последствии вызвало вытекание горючего и возгорание машины. Так же выполненный из алюминиевого сплава корпус при возгорании плавится. Система пожаротушения, даже если таковая исправна, обычно с пожаром не справляется, что приводит к безвозвратным потерям.
БМД-2 25 ОПДБр уничтоженные в результате артобстрела Шахтерск
Отсюда попытки экипажей своими силами усилить бронирование своих машин. В данном случаи дальше всех зашла украинская сторона, используя разного рода решетки, которые должны были защитить БМД от РПГ, а десант от ВОГ. Их эффективность на прямую зависела от конфигурации и «модели», однако сказать, что данные девайсы стали панацеей и спасли большое количество машин нельзя. В большинстве своем это скорее психологический фактор, дающий экипажам хоть какую-то иллюзию защищенности, хотя факты того, что данная защита иногда срабатывала имеются.
БМД-2 25 ОПДБр с импровизированной дополнительной защитой
Экспериментов с дополнительным бронированием со стороны ДНР и ЛНР не много. Первые ограничились навешиванием по бортам траков, вторые «одели» свою БМД-1 в силовую ленту, однако это ее не спасло.
БМД-1 "Призрака" "защищенная" шахтной лентой
Рассмотрев общие проблемы, перейдем к «личным болезням» машин. По порядку, БМД-1. Большая часть этих машин покинула зону конфликта не из-за происков проклятых супостатов, а по причине выхода из строя матчасти. Одним из главных недостатков машины является вооружение. Основное - 73мм пушка 2А28 гром - морально устарела. Малые углы наклона и вовсе вбивают последний гвоздь в крышку ее гроба. Предполагалось что с ее помощью, в комплексе с "Малюткой" БМД сможет противостоять танкам, однако уровень защиты последних, с того момента сильно вырос, в итоге чтоб забороть толстокожего собрата, алюминиевой коробочке потребуется огромная удача. В последствии, для выполнения этой задачи на машину был установлен более продвинутый ПТРК. Однако мне не известно ни одного случая встречи БМД-1\2 с танком, который бы закончился в пользу десантной машины. Так же из вооружения присутствует три пулемета ПКТ призванные подавлять пехоту противника. Однако ведение маломальски прицельного огня из двух курсовых, весьма затруднительно. Плюс один из пулеметов находится у командира машины, что само по себе отвлекает его от выполнения основных обязанностей.
БМД-2 ВСН подразделение не установлено
БМД-2 - здесь основным вооружением служит пушка 2А42. Довольно надежная вещ, однако требующая, нормального ухода. Курсовой пулемет уже один, у командира его отобрали. Места внутри, за счет увеличившейся башни для десанта еще меньше. Отсюда и относительно небольшой боекомплект. В итоге вместо того что б сесть в броню туда запихивают доп. БК и личное барахло.
БТР-Д 25 ОПДБр с установленным АГС-17
БТР-Д - те же курсовые пулеметы и та же проблема. Отсутствие какого-либо вменяемого вооружения заставило экипажи подключить свой призрачный гений. Так встречаются машины с установленной на них турелью с 7,62 ПКТ, либо закрепленными различными способами СПГ-9, НСВ и АГС-17. На сколько эффективны первые три мне не известно, а вот относительно мобильный АГС вполне неплохое решение, зарекомендовавшее себя в ходе конфликта с лучшей стороны. Так же довольно часто встречался с устанавливаемой на крыже ЗУ-23-2, однако последнее как-то не прижилось, в виду малого количества желающих стрелять с незащищенной установки. Все это так же можно отнести к БТР-ЗД и БТР-РД. О удачном применении последних против танков мне не известно.
БМД-1КШ 25 ОПДБр с установленными АГС-17 и СПГ
Что касается БМД-1КШ и 1В119 - то по своему прямому назначению они практически не используются, в основном применяясь как транспортное средство. Лишенные какого либо вооружения они и вовсе не воспринимаются своими экипажами как боевая единица. Хотя первые, по типу БТР-Д порой довооружались АГС либо СПГ. Каких-либо попыток придать огневой мощи «Реостатам» не наблюдал. В большинстве случаев экипажи 1В119 предпочитают занимать КНП в пешем порядке, и не ведут наблюдения из своих машин. Вероятно, это вызвано заметностью, удобством работы, а так же нюансами конфликта, когда наблюдательные пункты занимаются в основном там, где расположить бронеобьект весьма сложно (терриконы) либо наблюдение из машины не возможно (здания). В республиках эти машины по-видимому так же не нашли применения. Единственный известный мне реостат находится в «Легионе» не имеющем в своем составе ни одной 2С9 и вероятно артиллерии в целом. Поэтому об обслуживании стрельбы с его помощью речи не идет.
2С9 11ОМСП "Восток"
Последний образец, который засветился в этой войне - это 2С9 НОНА. Машина по-своему уникальная. Вооружена пушкой 2А51, которая является универсальной «пушкой-гаубицей-минометом» и имеет возможность вести огонь, как снарядами, так и минами. По сути это артсистема которая первой вступила в войну, еще во время событий в Славянске. Благодаря своей универсальности хорошо зарекомендовала себя в этом конфликте. К минусам стоит отнести относительно малый боекомплект, небольшие углы поворота башни, отсутствие вспомогательного вооружения, а так же малую живучесть при попаданиях. Практически любое возгорание приводит к детонации БК, детонация БК к полному уничтожению машины.
Теперь перейдем к рассмотрению непосредственно эпизодов боевого применения БМД в войне на Донбассе. В начале конфликта обе стороны довольно активно использовали БМД. Украина - по причине того что 25 ОПДБр была одной из наиболее боеготовых на тот момент частей, ДНР и ЛНР - дабы скрыть помощь из РФ и выдать за отжатые (хотя следует признать что и захвачено за весь срок БД БМД было достаточно).
В лобовых столкновениях, при штурмах и зачистках БМД проявили себя слабо. Эпизод с штурмом блокпоста в Ямполе показал низкую защищённость машин. Была потеряна одна БМД-1, вторую захватил противник.
БМД-1 25 ОПДБр уничтожена под Ямполем
Однако в виду отсутствия у бригады другой техники и при задачах, которые ей ставились, БМД 25й еще неоднократно штурмовали укрепленные позиции. Не лучшим образом на алюминиевых тазиках сказывалась и встреча с танками, о чем наглядно говорит собранный на ЛА архив потерь, причем это касается всех сторон конфликта. Использование машин в статической обороне давало должные результаты лишь при надлежащем инженерном оборудовании позиций, в других же случаях машины легко уничтожались. Но даже при наличии подготовленных позиций противотанковый потенциал машин остается низким. О чем свидетельствует эпизод с уничтожением двух БМД-2 в районе Авдеевки в январе 2015г, когда танк (предположительно 11ОМСП) атаковал позиции 3 батальона 25 ОПДБр.
БМД-2 25 ОПДБр уничтожена в районе вентствола ш-т Бутовка
Кроме того причиной многих потерь этих машин стали разного рода неисправности. Чем именно они были вызваны сейчас определить сложно. Так были оставлены две БМД-2 в Шахтерске и под Авдеевкой.
БМД-2 25 ОПДБр разувшаяся при входе в поворот и брошенная экипажем Шахтерск
Значительные потери БМД приходятся на артиллерийский огонь. Так на пример уничтожены все за исключением одной 2С9 имеющиеся на ЛА. Лишь №915 из засады танком. Довольно слабой остается и противоминная стойкость машины. Обычно наезды на последнюю приводит к безвозвратной потере, так как в вызывает непоправимые повреждения корпуса. При движении по дороге лязг гусениц создает довольно громкий шум, что не дает возможность скрытно провести маневр на небольшом удалении от противника.
2С9 25 ОПДБр уничтоженная в районе Петропавловки
Неоспоримым плюсом машины остается возможность ее быстрой переброски по воздуху, что использовалось ВСУ при обороне ЛАп. Однако при наличии у противника средств ПВО это преимущество быстро сводится на нет. Так же они легко перевозятся с помощью армейских грузовиков (Урал, Камаз) из-за небольшой массы. Кроме того машина не плохо держится на воде и плавает. Использование БМД как мобильной огневой точки более подходяще, и позволяет раскрыть ее потенциал.
Погрузка в Ил-76 БМД-2 25 ОПДБр
Погрузка БМД-2 25 ОПДБр на КамАЗ
Машины продолжают использоваться ВСУ. Как обстоит ситуация с ними в ВСН пока не ясно. Долгое время часть из них светилась в разных состояниях. Так ранее принадлежавшие Оплоту, после обрегаживания осели у РГ. Последние, судя по всему, определили их за штат и отправили в боксы. Востоковские долгое время не появлялись и не факт что еще целы. Однако стоит отметить появление в последнее время фотографий нескольких восстановленных БМД-2 с неясной принадлежностью. Что же касается 2С9 то они по-прежнему активно используются обеими сторонами, ибо из-за своей универсальности как нельзя лучше подходят в данном конфликте.
БМД-2 ВСН принадлежность к подразделению не установлена
Резюмируя все написанное выше можно сделать следующий вывод. БМД является довольно специфическим типом техники, который в условиях конфликта на Донбассе не смог занять свою нишу (за исключением пожалуй 2С9). Отсутствие возможности использовать их по прямому назначению и применения в несвойственных для машины амплуа ведет к потерям, как техники, так и личного состава. По многим своим характеристикам БМД устарели и не отвечают вызовам современности. Применение данных машин, как и воздушно-десантных войск в целом, в конфликтах конца двадцатого - начала двадцать первого века ставят под вопрос концепцию развития десантируемой техники, а так же ее применение в боевых условиях.
Примечание: от коллеги
kloch4 леживать Есть одна неточность - у укропа всего было 45 единиц 2С9:
- 36 (два полных дивизиона) - у аэромогильников, но про полную комплектность в начале 2014 года есть сомнения;
- 6 установили на постаменты, две неживые были в 6-м УАПе. Все они имеют происхождение из военных училищ времён СССР и фактически с нулевым ресурсом.
- Одна внештатная хранилась на базе в Вакуленчуке.
- Одна "убитая" в очень старой раскраске была замечена в июле 2014 года в Шепетовке.
- Одна башня ушла на восстановление 2С23, в учебных заведениях 2С9 до войны не было.