Итоги попытки военного переворота в Турции

Jul 18, 2016 05:08

Специалист по Турции, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, редактор книги "Турецкая военная машина: сила и слабость" Александр Васильев дал нашему блогу комментарий по поводу неудачной попытки военного переворота, предпринятой группой турецких военных в ночь с 15 на 16 июля 2016 года.




"Идеологическое перевоспитание" группы арестованных за участие в попытке переворота турецких военнослужащих, которых теперь заставляют целый день смотреть на портрет президента Турции Р.Т. Эрдогана. 17.07.2016 (с) www.buyemen.com



Попытка очередного военного переворота в Турции завершилась неудачно. Сейчас уже можно сделать определенные предварительные выводы.

Военный переворот был спланирован неудовлетворительно. По-видимому, первоначальный расчет был на то, что удастся быстро захватить президента Турции Р.Т. Эрдогана. По плану мятежников, после этого правительство и сторонники Р.Т. Эрдогана должны были быть дезорганизованы и подавлены. В таком случае дальнейший захват власти существенно бы облегчался. Однако этого не произошло. Эрдогана на отдыхе захватить не удалось, а его основной соратник - премьер-министр Бинали Йылдырым - быстро сориентировался в сложной обстановке - выступил в СМИ и однозначно классифицировал это как переворот. Судя по заявлению Б.Йылдырыма,  еще в самом начале переворота ему удалось связаться с верными режиму силовиками - прежде всего спецслужбистами и полицейскими, которым было разрешено применять оружие. Именно ожесточенным сопротивлением полицейских можно объяснить необычайно большое количество убитых и раненых.

Определились и основные инициаторы попытки переворота: ключевой фигурой и вероятно, одним из лидеров мятежников стал заместитель командующего ВВС, генерал армии Акын Озтюрк. Кроме него в состав верхушки мятежников вошли один генерал-лейтенант, один контр-адмирал, четыре бригадных генерала, два генерал-майора, четыре полковника и один майор. Хотя среди рядовых участников было много молодых младших и старших офицеров, организовали попытку переворота (по версии правительства) «старые», высокопоставленные военные. Офицерская молодежь в турецкой армии всегда отличалась радикализмом, и их антиправительственные настроения попытался использовать старый генералитет.

Сомнительно, что движение Гюлена, которому сейчас правительство приписывает инициативу мятежа, могло так глубоко проникнуть в армейскую среду, которая чрезвычайно закрыта в Турции. Офицеры, прежде чем получить назначение, проходят тщательный отбор, в ходе которого внимательно изучаются родственные и дружеские связи курсанта, происхождение, воспитание и образование претендента. Как правило, влияние Ф. Гюлена распространяется через выпускников его школ, которых пытаются продвигать на высокие должности. Выпускники школ Гюлена в Турции в военную среду не допускаются, а их биографию несложно проверить. Попытку переворота можно было бы считать организованной Гюленом, если бы организаторы мятежа в своей массе принадлежали бы к выпускникам школ Гюлена. Учитывая размах движения Гюлена, чтобы начать военную карьеру, они должны были окончить эти школы к середине 1990-х годов. Тем не менее, репрессии против сторонников Гюлена усилятся, пройдут кадровые чистки его приверженцев в СМИ, бизнесе и, главным образом, в системе образования. Для России это несомненный плюс, поскольку деятельность школ Гюлена на территории РФ вызывала оправданные подозрения.

В августе 2015 года в преддверии вторжения турецких войск в Сирию Р.Т. Эрдоган вынужден был вернуть на командные должности в вооруженных силах многих офицеров, подозревавшихся ранее в подготовке планов государственных переворотов. Поскольку в ходе чисток по делу об «Эргенеконе» и прочим делам турецкая армия лишилась 17 % высших офицеров, то вооруженные силы были по сути обезглавлены. Вернувшиеся из опалы офицеры навряд ли простили и забыли свое унижение и позор, учитывая, что офицеры в Турции всегда были привилегированной и уважаемой социальной группой. В том числе и вышеупомянутый генерал А. Озтюрк в ходе процесса по делу об «Эргенеконе» подпадал под подозрение, - причем отмечалось, что среди прочих турецких офицеров он обладал необходимыми волевыми качествами, чтобы возглавить переворот.

Сейчас в турецкой армии идут масштабные аресты. Число взятых под стражу офицеров и унтер-офицеров превысило 6 тысяч. В последние часы появились заявления о том, что арестована и часть офицеров, оставшихся лояльными во время переворота - в частности,начальник генерального штаба Хулуси Акар. Он был захвачен мятежниками в здании турецкого генштаба и его силой оружия заставили подписать обращение от имени вооруженных сил к турецкому народу. Арестованы и некоторые другие высокопоставленные военные - например, командующий ВВС, которого мятежники ранее похитили прямо со свадьбы его дочери. В сложившейся остановке Эрдоган не может более доверять армии. По-видимому, многих офицеров обвинят в том, что знали, но вовремя не сообщили, и их военная карьера, как неблагонадежных, на этом закончится.

В августе на ближайшем заседании Высшего военного совета мы, скорее всего, увидим серьезную перетасовку военных кадров. На некоторое время турецкая армия станет испытывать кадровый голод - вероятно, 1- 3 года. Эрдогану еще не удалось подготовить новое поколение лояльных молодых офицеров, поэтому даже к новым назначенцам он будет оноситься с большим подозрением. Вероятно, в армию могут придти выходцы из спецслужб и полицейского спецназа, который хорошо себя проявил на стороне правительства во время попытки переворота. Однако ключевым принципом назначения станет личная преданность. Турецкая армия будет ослаблена, и турецкому правительству длительное время будет не до ситуации в Сирии.



Объекты действий мятежных турецких военных в столице Турции Анкаре 15-16.07.2016 (с) Hürriyet



Объекты действий мятежных турецких военных в Стамбуле 15-16.07.2016 (с) Hürriyet




Руководители попытки государственного переворота в Турции 15-16.07.2016 (с) Аnadolu Ajansi



Хроника событий попытки военного переворота в Турции 15-16.07.2016 (с) Аnadolu Ajansi




Стамбул, 16.07.2016 (с) Gokhan Tan / Getty

переворот, армия, конфликт, Турция

Previous post Next post
Up