Продолжение историй об откатах в оружейной торговле Украины

Jun 25, 2016 01:02



Диана Михайлова в статье "Спецтехноэкспорт" и эмиратский оффшор: "откаты" превысили $9 млн", опубликованной информационным агентством РИА Новости (Украина), продолжает разоблачения коррупционеров в системе украинской торговле оружием, теперь касаясь известного контракта на модернизацию военно-транспортных самолетов Ан-32Б ВВС Индии, реализовывавшегося на киевском ГП "Завод 410 Гражданской Авиации".

Заключение крупнейшего за всю историю двусторонних украинско-индийских отношений контракта в 400 млн. долл. сопровождалось, по мнению военной прокуратуры, и крупнейшими хищениями. Основным видом деятельности Спецтехноэкспорта являются экспортно-импортные отношения на мировом рынке вооружений. Судебная практика в очередной раз подтверждает, что коррупционная составляющая имела место даже в самых известных и публичных внешнеэкономических контрактах в сфере военно-технического сотрудничества.




Военно-транспортные самолеты Ан-32RE, прошедшие ремонт и модернизацию на ГП "Завод 410 ГА", перед передачей ВВС Индии. Киев, 12.03.2012 (с) ГП "Антонов"



Так, Печерский районный суд г. Киева в ходе рассмотрения ходатайства о предоставлении временного доступа к расчетным счетам в банках ПАО "ВиЭйБи Банк", ПАО "Альфа-Банк", КГРУ КБ "ПриватБанк" и АО "Укрэксимбанк" дочернего предприятия государственное хозрасчетное внешнеторговое предприятие "Спецтехноэкспорт" с целью получения расширенной банковской выписки о движении денежных средств за период с 18 марта 2009 г. по 1 декабря 2015 г. раскрыл некоторые обстоятельства, связанные с одним из самых успешных контрактов украинских оружейных торговцев. Стало известно, что Военной прокуратурой Киевского гарнизона осуществляется процессуальное руководство в уголовном производстве № 12015100000000008 по факту присвоения государственного имущества путем злоупотребления служебным положением должностными лицами государственного предприятия "Завод 410 Гражданской Авиации" по признакам уголовного преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 УК Украины.

В ходе досудебного расследования установлено, что 8 января 2009 г. между государственным предприятием "Завод 410 ГА" и дочерним предприятием государственное хозрасчетное внешнеторговое предприятие "Спецтехноэкспорт" заключен договор комиссии № STE-1-2-Д/К-09-ОМ/09-01 о проведении работ по ремонту и модернизации военно-транспортных самолетов Ан-32 ВВС Индии. Как известно, базовый контракт № STE-1-32-K/KE-09 на сумму 397,7 млн. долл. между Государственным хозрасчетным внешнеторговым предприятием "Спецтехноэкспорт", дочерним предприятием госкомпании "Укрспецэкспорт", и Президентом Республики Индия, подписанный 15 июня 2009 г., предусматривал ремонт, модернизацию и продление ресурса 105 военно-транспортных самолетов Ан-32 для ВВС Республики Индия.
По условиям контракта, в Украине выполнялся капитальный ремонт с одновременным проведением модернизации на 40 самолетах Ан-32. Оставшиеся 65 должны были подвергнуться аналогичной процедуре в Индии на технической базе BRD №1 ВВС Индии в г. Канпур. Общий срок реализации контракта - 5 лет. Головным исполнителем выступал украинский спецэкспортер (держатель контракта), опытно-конструкторскую работу по разработке документации на модернизацию и продление ресурса выполняло ГП "Антонов", а сам капитальный ремонт и переоборудование проводились на мощностях киевского "Завода № 410 ГА". Вследствие ряда объективных и субъективных факторов реализация украинского этапа на сорока самолетах была завершена только в ноябре 2015 г., а в Индии удалось отработать только два Ан-32 и на еще четырех начать такие работы. При этом весь контракт первоначально планировалось закончить к марту 2017 г. Таким образом, по состоянию на сегодняшний день контракт фактически не выполнен, 400 млн. долл. полностью не получены, а перспектива продолжения военно-технического сотрудничества с Индией в связи с этим, мягко говоря, туманна.

О причинах этого в своем Facebook сообщил сам директор ГП "Спецтехноэкспорт" Павел Барбул: "Сложный проект, который стоял полтора года. В результате сожжённые нервы, противодействие множества госорганов (про то, как забирали с таможни индийские радиостанции можно отдельную книгу написать), пол-года тяжелой работы, но все это с лихвой окупается ощущением реального результата. Заказчик наконец получит свою технику, поднимется имидж Украины как партнера, а некоторые окружающие люди и страны будут тратиться на реализацию очередных коварных планов". Ситуация еще более обострилась, когда выяснилось, что 1 декабря 2009 г. дочерним предприятием государственное хозрасчетное внешнеторговое предприятие "Спецтехноэкспорт" за счет и по поручению государственного предприятия "Завод 410 ГА" оплачено консультационно-маркетинговые услуги нерезиденту, предоставленные за пределами таможенной территории Украины, фирме "Global Marketing FZE" согласно дополнительного соглашения № 1 к соглашению STE-1-17-A-09 от 9 апреля 2009 г. в размере 9,019 млн. долл. согласно акта выполненных работ от и платежного поручения № 785 от 1 декабря 2009 г.

Однако, право дочернего предприятия государственного хозрасчетного внешнеторгового предприятия "Спецтехноэкспорт" по поручению государственного предприятия "Завод 410 ГА" заключать контракт с нерезидентом о предоставлении им услуг: консультационных, юридических, финансовых и услуг по организации публичных связей на территории заказчика, связанных с исполнением договора комиссии № STE-1-2-Д/К-09-ОМ/09-01, предусмотрено только дополнительными соглашениями № 6 от 21 апреля 2011 г. и № 7 от 22 апреля 2011 г., то есть формально юридически был оформлен "задним числом" почти полтора года спустя после выполнения оплаты.

Не менее интересно, что "помощь" украинским спецэкспортерам в продвижении военной авиационной техники на индийском рынке оказывала малоизвестная микроскопическая фирмочка, зарегистрированная в свободной экономической зоне аэропорта Шарджа Объединенных Арабских Эмиратов, ранее торговавшая освежителями воздуха, косметологическими товарами и средствами сигнализации, а ее единственным контактным лицом указан Rajesh Lulla, имеющий адрес в соседнем эмирате Дубай. По данным СМИ, за ремонт 40 машин в Киеве украинская сторона получил около 160 млн. долл. из почти 400 млн. долл. всей суммы контракта. Таким образом, более 5% этой суммы "растворилось" на эмиратском счете уже в самом начале исполнения контракта, что вряд ли способствовало его своевременному выполнению.

В этой связи нельзя не напомнить, что 22 июня 2009 г. Указом президента Украины Виктора Ющенко "за значительный личный вклад в развитие украинско-индийского экономического сотрудничества" генеральный конструктор ГП "Авиационнвй научно-технический комплекс им. О.К. Антонова" Дмитрий Кива награжден орденом князя Ярослава Мудрого V степени, директор "Спецтехноэкспорта" Игорь Гладуш и его советник Василий Криворотько - орденом "За заслуги" ІІІ степени, а начальник индийского департамента "Спецтехноэкспорта" Петр Федорук - медалью "За труд и доблесть". На другой день согласно сообщению пресс-службы Ющенко "лично вручил государственные награды участникам проекта ремонта и модернизации самолетов Ан-32 для Индии, непосредственно причастным к заключению 15 июня соответствующего контракта для Военно-воздушных сил Индии".

Любопытное совпадение - в тот же день Героем Украины стал Алексей Порошенко - отец нынешнего президента. Как сообщала в те дни пресс-служба главы государства, поздравляя присутствующих с заключением крупнейшего за всю историю двусторонних украинско-индийских отношений контракта стоимостью почти 400 млн. долл., Ющенко подчеркнул: "Вами выполнена одна из самых почетных и важных государственных задач - выигран контракт с Индией, который является для нас знаменательным - контракт, который мы долго отслеживали и за который долго боролись". Это далеко не первый факт, раскрытый работниками правоохранительных органов, связанный с хищениями на предприятии-спецэкспортере. Однако, если максимальное выявленное предыдущее "достижение" составило 3,59 млн. долл., то на этот раз был поставлен своеобразный рекорд и только уже обнаруженные "откаты" превысили уже 9 млн. долл.!

скандал, авиация, ремонт, Ан-32, военно-техническое сотрудничество, Украина, Индия, модернизация, коррупция

Previous post Next post
Up