5 ноября 2015 года на иракскую авиабазу Балад прибыли, перелетев своим ходом из Чехии с промежуточной посадкой в Пловдиве (Болгария), первые два легких боевых самолета L-159A ALCA,из числа приобретенных в Чехии для ВВС Ирака. Самолеты имеют иракские бортовые номера IQAF-5903 и IQAF-5904.
Один из двух первых полученных ВВС Ирака чешских легких боевых самолетов L-159A ALCA (иракский бортовой номер IQAF-5904). Балад (Ирак), 05.11.2015 (с) twitter.com/khalid_alobeidi
Самолеты поставлены в рамках соглашения,
заключенного министерством обороны Ирака с чешской компанией Aero Vodochody в апреле 2014 года и окончательного финализованного в апреле 2015 года относительно приобретения для иракских ВВС 10 одноместных легких боевых самолетов L-159A ALCA и двух двухместных учебно-боевых L-159T1, а также еще трех L-159A в качестве источника запчастей. Четыре самолета L-159A должны поступить из наличия ВВС Чехии, а остальные самолеты будут взяты с хранения. Судя по всему, прибывшие в Балад 5 ноября два L-159A и относятся к самолетам из состава чешских ВВС. Окончательная стоимость соглашения оценивается всего примерно в 750 млн чешских крон (около 30 млн долл) - при том, что чешская сторона первоначально запрашивала 4 млрд крон.
Ирак вел переговоры о приобретении в Чехии самолетов L-159 с 2010 года. В октябре 2012 года в Праге было подписано
соглашение о приобретении Ираком четырех учебно-боевых самолетов L-159T1 и 24 учебно-боевых самолетов новой постройки специальной модификации L-159BQ на общую сумму 1 млрд долл - однако в итоге окончательный контракт на закупку чешских самолетов заключен так и не был. Взамен Ирак в декабре 2013 года подписал
контракт на закупку у южнокорейской корпорации Korea Aerospace Industries (KAI) 24 учебно-боевых самолетов/легких истребителей T-50IQ.
Однако, как сообщается, военное ведомство Ирака осталось не удовлетворенным предложенным KAI графиком поставки самолетов T-50IQ (в течении 12 месяцев с апреля 2016 года) и в итоге вернулось к приобретению чешских самолетов L-159, только теперь уже из наличия.
Всего ВВС Чехии с 2000 по 2004 годы получили с завода Aero Vodochody 72 одноместных легких боевых самолета L-159A ALCA (Advanced Light Combat Aircraft), шесть из которых затем в 2007-2011 годах были переделаны в двухместный учебно-боевой вариант L-159T1. К настоящему времени в эксплуатации в чешских ВВС находятся лишь 24 самолета L-159A и четыре L-159T1, еще два L-159A были потеряны в летных происшествиях, а остальные машины (включая два L-159T1) были с 2006 года переданы на хранение, предлагаясь к продаже за рубеж. Поскольку четыре резервных L-159A были "каннибализированы" в качестве "доноров" для машин, переделанных в L-159T1, то фактически к началу 2014 года на хранении оставались 36 самолетов L-159A, из которых 26 могли быть поставлены покупателю в короткое время, а еще десять требовали финансовых затрат для восстановления до летного состояния - либо предлагались на запчасти.
Взамен четырех машин L-159A, поставляемых Ираку из наличия активного состава ВВС Чехии, последние отремонтируют и введут в строй четыре аналогичных самолета с хранения. Поставки самолетов Ираку должны быть завершены к началу 2017 года.
Наряду с продажей 15 самолетов Ираку, в начале 2014 года чешской стороной был заключен
контракт на продажу еще 14 самолетов L-159A с хранения американской частной компании Draken International. Первые самолеты ей были получены в августе 2015 года.
Один из двух первых полученных ВВС Ирака чешских легких боевых самолетов L-159A ALCA (иракский бортовой номер IQAF-5904). Балад (Ирак), 05.11.2015 (с) twitter.com/khalid_alobeidi
Один из двух первых полученных ВВС Ирака чешских легких боевых самолетов L-159A ALCA (иракский бортовой номер IQAF-5903) во время промежуточной посадки в аэропорту Пловдива (Болгария) при перелете в Ирак, 04.11.2015 (с) Антон Балакчиев / Jane's