Об атомной подводной лодке "Хабаровск"

Aug 12, 2015 01:33

Газета "Военно-промышленный курьер" опубликовала статью Алексея Рамма, Дмитрия Корнева и Дмитрия Болтенкова "Глубочайшая тайна России. Создание атомной подводной лодки пятого поколения, вооруженной роботами, будет закончено к 2020 году" о заложенной 27 июля 2014 года на ОАО "ПО "Северное машиностроительное предприятие" в Северодвинске атомной подводной лодке "Хабаровск" нового проекта 09851.

Оригинал взят у коллеги dimmi_tomsk в Глубочайшая тайна России (статья в "ВПК", соавторство)

Создание атомной подводной лодки пятого поколения, вооруженной роботами, будет закончено к 2020 году

Алексей Рамм
Дмитрий Корнев
Дмитрий Болтенков

На прошедшем в подмосковной Кубинке международном техническом форуме «Армия-2015» главком Военно-морского флота адмирал Виктор Чирков сообщил о том, что перспективные российские подводные лодки пятого поколения будут отличаться от сегодняшних унифицированными модульными платформами, интеграцией вооружения и роботизированными комплексами.
Новость о модульной конструкции была немедленно растиражирована мировыми информационными агентствами и вызвала широкий отклик даже в общественно-политических изданиях. Но главное, на наш взгляд, в выступлении главкома - упоминание о том, что подлодки пятого поколения существуют не только в концепциях, по ним уже вплотную ведется работа.

Чем глубже, тем таинственнее

В российском Военно-морском флоте есть несколько подводных аппаратов, овеянных легендами и украшенных строжайшими грифами секретности, - источники множества слухов и сплетен. На первом месте в этом списке стоят способные погружаться на несколько тысяч метров и эксплуатируемые Главным управлением глубоководных исследований (ГУГИ) атомные глубоководные станции (АГС). В этом году появилась первая фотография АГС проекта 10831, известной под неформальным названием «Лошарик». Хотя станция эксплуатируется почти пять лет.



Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-12 зав.№ 01210 "Лошарик". По версии источника снимок выполнен в районе Северодвинска. Дата снимка неизвестна - вряд ли не ранее 2005 г. и не позже лета 2014 г. (журнал Top Gear via forums.airbase.ru)



Недавно список «загадочных» подводных аппаратов российского ВМФ пополнила АПЛ проекта 09851, заложенная в прошлом году в 50-м цехе северодвинского Севмаша и получившая имя «Хабаровск». Даже процедура закладки новой субмарины до последнего была окутана тайной. 30 июля 2012 года на совещании с представителями кораблестроительной отрасли и военного ведомства Владимир Путин заявил, что до 2020-го Военно-морской флот пополнится 16 новыми атомными субмаринами. Однако глава государства не уточнил, о лодках каких проектов идет речь. По мнению экспертов, речь шла о двух сериях лодок - 955 (955А) «Борей» и 855 (855М) «Ясень», по восемь штук в серии. Но в Госпрограмму вооружения до 2020 года заложено восемь «Бореев» и только семь «Ясеней». Поэтому вопрос о том, какой будет шестнадцатая лодка, повис в воздухе.

О «Хабаровске» стало известно 20 июня прошлого года, закладка намечалась на 19 июля, а строительство планировалось в 50-м цехе Севмаша, заранее переведенном в статус режимного объекта.

Чуть позже гендиректор предприятия Михаил Будниченко заявил: «Несколько событий ждет Севмаш в этом году. Во-первых, 19 июля, накануне Дня Военно-морского флота мы закладываем три атомные подводные лодки, в том числе одну проекта «Борей» и одну проекта «Ясень». Такого не было в истории - в один день мы закладываем сразу три подводные лодки». Но за два дня до указанной даты планы корабелов внезапно поменялись - церемонию решили перенести с 19 на 27 июля. И из «закладного» списка внезапно исчез «Хабаровск».

По информации с Севмаша, пятую стратегическую АПЛ «Князь Олег» проекта 955А «Борей» и четвертую многоцелевую «Красноярск» проекта 885М «Ясень» заложили 27 июля 2014 года. При этом о третьей субмарине не сообщалось. Однако в тот же день директор Северного машиностроительного предприятия Михаил Будниченко доложил Владимиру Путину, что заложены три новых атомохода - «Князь Олег», «Красноярск» и стратегическая лодка «Хабаровск».

Буквально через пару дней благодаря фотографиям подарочных вымпелов, вручавшихся участникам исторической закладки 27 июля, стал известен номер проекта загадочного «Хабаровска» - 09851. Вся остальная информация, связанная с новейшей субмариной, так и не вышла из-под грифа секретности.



Предположительный облик ПЛА пр.09851 как атомной глубоководной станции (http://militaryrussia.ru, 25.06.2015 г.).

Уже в нынешнем году из отчета Севмаша за 2014 год стало известно о наличии контракта № 120-14 от 03.06.14 с ОАО «ЦКБ «МТ «Рубин» на выполнение составной части ОКР «Калитка-СМП» для строительства АПЛ проекта 09851.

Калитка в бездну

В том же отчете указан еще один контракт, опять между «Рубином» и Севмашем, но уже на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Строительство ПЛА СН». Речь идет о подводной лодке проекта 09852, она же бывшая АПЛ проекта 949 «Белгород», перестраиваемой в интересах ГУГИ в носитель неких подводных аппаратов, вероятнее всего, атомных глубоководных станций. Номера проектов «Хабаровска» (09851) и «Белгорода» (09852) различаются всего на единицу.

Наименование «Калитка», указанное в годовом отчете Севмаша, долгое время ассоциировалось с уже указанной чуть выше глубоководной станцией проекта 10830-10831 «Лошарик» (считалось, что такое название носит сам комплекс, состоящий из АГС и ее лодки-носителя). Завеса секретности над строительством «Хабаровска», столь характерная для всего, связанного с деятельностью ГУГИ, совпадение с номером проекта «Белгорода» плюс название «Калитка» - все это подводило к тому, что в России создается еще одна атомная глубоководная станция. Но оказалось куда неожиданнее.

Вначале о том, что удалось узнать. Во-первых, на закладке «Хабаровска» не было ни одного представителя ГУГИ. Во-вторых, до недавнего времени ни одна АГС не имела названия, тем более что сам Хабаровск - это город воинской славы и скорее всего название было бы присвоено или ракетоносцу, или ударной АПЛ. Ну и, в-третьих, не нашлось ни одного подтверждения того, что наименование «Калитка» хоть как-то связано с «Лошариком».

Однако загадочная «Калитка» уже упоминалась в открытых источниках в связи с еще одной тайной российского ВМФ - дизельной подводной лодкой проекта 20120 «Саров», чья история не менее интригующа, чем «Хабаровска».



Опытовая ПЛ пр.20120 Б-90 "Саров", вариант фото без ретуши (фото - http://sevmash.ru, 2008 г.).

Единственная заложенная по проекту «Сарган» в 1988 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде подводная лодка Б-90 должна была быть передана флоту еще в 1993 году, но в 1998-м при готовности всего 40 процентов она была законсервирована. В 2003 году достройка ПЛ возобновилась, но уже в 42-м цехе Севмашзавода - по обновленному проекту 20120, а 26 мая 2007-го приказом № 025 главкома ВМФ лодке присвоили имя «Саров».

О новой лодке долгое время не было известно вообще ничего. Проект случайно рассекретил сайт администрации города Сарова, где сообщалось, что 6 сентября 2007 года состоялась встреча главы города с командиром подводной лодки капитаном первого ранга Сергеем Крошкиным. Также впервые были озвучены номер проекта, название лодки и указаны некоторые тактико-технические характеристики.

Высказывалось предположение о том, что на «Сарове» испытывается новейший ядерный реактор. Впервые версия о новом реакторе появилась в материале «Нижегородской деловой газеты», где в марте 2007-го в выпуске, посвященном юбилею Опытного конструкторского бюро машиностроения им. И. Африкантова, главного разработчика энергетических установок для АПЛ, сообщалось, что в 2006 году в ОКБ разработан проект новой АПЛ «Калитка», на который устанавливается принципиально новая ППУ (паропроизводящая установка) КТП-7И «Феникс».

Подтверждения того, что на «Сарове» испытывалась именно указанная ППУ, мы пока не нашли. Описания установки в открытом доступе нет. Зато есть версии того, что такое КТП-7И «Феникс».

Скорее всего речь идет о дальнейшем развитии моноблочных реакторов с доведением срока службы их активной зоны до 30 лет и более, что позволит использовать их без перезарядки в течение всего жизненного цикла АПЛ. По этому пути, к слову, идут все зарубежные разработчики аналогичной техники.

Возможно, новая установка основана на принципе так называемого кипящего реактора и призвана заменить сегодняшние водо-водяные реакторы. Если удастся решить ряд конструктивных трудностей, связанных с разработкой подобной ППУ, в частности с обеспечением радиационной безопасности, то заказчик получит одноконтурный реактор, гораздо более эффективный и компактный, нежели ныне используемые разработки. Однако такая ППУ потребует для АПЛ разработки не только принципиально новой главной энергетической установки (ГЭУ), но и всей электрической системы.

Итак, подведем краткий итог рассуждений: с большой долей вероятности «Хабаровск» не атомная глубоководная станция, а ОКР по созданию АПЛ с принципиально новой ППУ и ГЭУ. Фактически Севмаш и ЦКБ «Рубин» уже строят атомную подводную лодку пятого поколения, что отчасти подтверждается словами главкома ВМФ, прозвучавшими на форуме «Армия-2015».

«Капсулы смерти»?

Для каких задач используется загадочная ПЛ «Саров»? Как сообщил источник в «оборонке», эта подводная лодка помогает испытывать на Севере робототехнические средства для субмарин нового поколения, причем действует весьма эффективно.
Опять же, как уже упоминалось, главком ВМФ Виктор Чирков высказался однозначно: перспективные подводные лодки пятого поколения будут вооружены роботизированными комплексами.

Государственный ракетный центр им. академика В. П. Макеева совместно с ЦКБ «Рубин» с конца 80-х годов вел научно-исследовательскую работу «Спилит», позже ставшую ОКР «Скиф». В 2005 году выпущена конструкторская документация проекта и начато производство опытного образца.

С 2007 по 2009 год в ГРЦ Макеева вели испытания отдельных узлов и агрегатов изделия. По неподтвержденным данным первые запуски «Скифа» с борта «Сарова» начались в 2008 году. И тогда же на подводной лодке проведены работы по модернизации.

Заметим, главный конструктор по теме «Скиф» в ГРЦ Макеева Александр Прокофьевич Шальнев является одним из авторов патента «Способ эвакуации ракеты-носителя с корабля в воду» (RU 2135929). Вот выдержка из описания патента: «Для пуска ракеты положительной плавучести с водной поверхности ее размещают в доковой камере корабля и закрепляют на подвижной платформе с балластной емкостью. Открывают рампу доковой камеры и совмещают ее поверхность с палубой камеры. Ракету на платформе перемещают хвостовой частью на рампу. Закрепляют платформу на рампе и поворачивают ее до положения, близкого к вертикальному. Разрывают связь платформы с рампой в продольном направлении и под действием собственного веса платформу с ракетой погружают в воду. Скорость погружения регулируют изменением плавучести платформы. При завершении погружения платформу стопорят на рампе. Разрывают поперечные связи ракеты с платформой. Под действием положительной плавучести и набегающего потока воды при движении корабля ракету разворачивают в вертикальной плоскости вокруг элемента продольной связи ее хвостовой части с платформой. После прохождения осью ракеты вертикального положения разрывают связь хвостовой части ракеты с платформой. Ракета всплывает к поверхности воды и занимает стартовое вертикальное положение».

Хотя название патента гласит, что это способ эвакуации ракеты с борта корабля, чуть ниже в тексте можно прочесть: «Изобретение относится к области ракетной техники и может использоваться для осуществления пуска ракеты-носителя с водной поверхности».

На немногочисленных фотографиях подводной лодки «Саров» видно, что в носу находится нечто напоминающее торпедный аппарат или пусковую установку калибра не менее 900-1000 миллиметров, снабженное специальной крышкой. Известно, что на «Саров» загружают контейнеры, похожие на те, что используются для постановки на большую глубину, а в выходах в море ПЛ сопровождают транспортная баржа и судно «Звездочка», оснащенное специальными кранами, которые при присоединении специальных захватов можно использовать для подъема объектов со дна.



ПИК - плавучий испытательный комплекс пр.20210, публикация 12.02.2012 г. (http://forums.airbase.ru).

В конце прошлого года заместитель генерального директора КБ «Малахит» Николай Новоселов стал первым, кто упомянул о разработке так называемых подводных беспилотников. Речь идет о боевых робототехнических средствах, которыми снаряжается подводная лодка, типа подводных беспилотников. После выпуска из нее они могут находиться в режиме офлайн, а затем в нужный момент по команде активироваться. Лодка за это время уже далеко ушла, а беспилотник останется и, к примеру, создаст видимость ее присутствия.

Работы по «Сарову» и «Скифу» ведет ЦКБ «Рубин», а не «Малахит», и судя по всему, проект уходит своими корнями в 80-е годы и относится к весьма экзотическим системам вооружения. Расположение, большие габариты и горизонтальный старт специальных снарядов с борта подводной лодки-носителя вытекают из открытой информации по проекту. Мы имеем дело с неким сочетанием «торпеды академика Сахарова» и современных необитаемых подводных аппаратов с разными видами полезной нагрузки. Беспилотные аппараты являются теми самыми роботизированными комплексами, которые, вероятно, могут нести и крылатые ракеты, и другие системы вооружения.



Работа спасательного судна "Звездочка" пр.20180 с ПИК пр.20210, публикация 12.02.2012 г. (http://forums.airbase.ru).

Конечно, все это только догадки, но перспектива незаметно и заблаговременно доставить на дистанцию пуска носитель с несколькими крылатыми ракетами с залеганием на дно или в дрейф в ожидании приказа на применение заманчива. Возможные сферы использования таких комплексов различны - работа торпедами по надводным кораблям, смешанная ракетно-торпедная нагрузка, постановка минных заграждений (скрытная в том числе), охота за подводными лодками противника и т. д., и т. п. Из всего этого вытекает еще один практичный вариант - сосредоточение значительного количества подводных аппаратов на ограниченном участке позволило бы решить задачу гарантированного прикрытия выхода в районы пуска подводных ядерных сил.

Непечальный итог

Выводы следующие: подводная лодка проекта 09851 не имеет никакого отношения к ГУГИ - вероятнее всего, это принципиально новая АПЛ с уникальной ГЭУ и ППУ «Феникс». Она станет если не первой подводной лодкой нового поколения, то как минимум переходным решением между четвертым и пятым.

Если о разработке модульных конструкций вооружения для АПЛ пока ничего неизвестно, то работа по подводным роботам-беспилотникам в России идет полным ходом, более того, как минимум с 2008 года началось тестирование этих изделий. С большой долей вероятности можно утверждать, что ими будет вооружен «Хабаровск». В пользу этой версии говорит тот факт, что в своем докладе президенту глава Севмаша Михаил Будниченко назвал ее стратегической.

С принятием на вооружение «Хабаровска» Россия совершит революцию в области войны на море.

Оригинал - http://vpk-news.ru/articles/26504
Статья по ПЛА пр.09851 "Хабаровск" (не актуализирована)...
Статья по ПЛ пр.20120 "Саров" ...
Статья по ОКР "Скиф"...

... эта и другие новости по возможности и не всегда оперативно на

флот, АПЛ, судостроение, подводные лодки, Россия

Previous post Next post
Up