Oct 23, 2022 00:16
Ну, не весь роман Обломов на диване в халате пролежал. И даже не его половину. Это всё поверхностное прочтение статьи Добролюбова виновато: всю первую часть так было, а в романе четыре части. Очень понравился язык - на удивление современный! Длинноты тоже есть, но мало, в основном связаны с копанием в психологии героев не хуже Достоевского: на вступительном экзамене я писал сочинение про женщин в его произведениях (не помню, что там насочинял). Но здесь женщины прям как живые! Впрочем, может они везде живые - и у Толстого, и у Тургенева - давно же читал... По большому счету описан кризис среднего возраста. Даже не один. И траектория его преодоления зависит от начальных условий (воспитания): кто-то кризиса и не замечает, кого-то плющит... Но в романе у всех всё сложилось как они хотели. И всё благодаря... немцу. Ольга походу предтеча Веры Павловны из «Что делать?». А Илья Ильич - родился, жил и умер как брахман, дух которого (не со зла!) пытался поколебать демон Штольц.
Витиеватые объяснения Обломова и Штольца с Ольгой как бы вопросов не вызывают. А вот как объяснился Обломов с вдовой Пшеницыной было бы очень интересно, но вообще пропущено - сразу какой-то трёхлетний ребёнок образовался. Типа болото, тупая? Но вот она-то и воплотила его мечту. Как он охреневал думать о свадьбе с Ольгой, а тут женился - вообще не готовился что-ли?
А! Ну и про обломовщину в русском характере - чушь это насчёт бездеятельности. И жизнь кипит в Петербурге, мужики работают, соседи понимают как с поместьем управляться, Штольц хоть и немец по отцу, но тоже русский. Кого и пробило на обломовщину так это... Ольгу. Причём теоретически и то только потому, что пример ранее был перед глазами. «А дальше-то что?» спросила она себя в конце романа? Обломов сразу это понимал - вырос таким. Пшеницына выросла на другой грядке и тоже не спрашивала...
Термин «обломовщина» высказал Штольц. И она, по-моему, означает слепое следование своему предназначению, нежелание переменить путь, нежелание из себя меня корёжить. Быть собой. Многие пытаются стать собой, а Обломову свезло - у него всё было и ему хватало. Со стороны - погиб, изнутри - состоялся.
разрыв шаблонов,
книги