Сегодня историк Николай Сванидзе на радиостанции
Эхо Москвы провел
"урок истории" для своих слушателей. Вот что он говорит:
Северная Осетия была присоединена к России в 1774-м, по некоторым данным в 1775-м году, при Екатерине. И в 1784 году был, для контроля над Дарьяльской дорогой, основан город Владикавказ, столица Северной Осетии. Что же касается Южной Осетии, или Горной Осетии, то она была присоединена в 1801 году, но до 1830-го ситуация там толком не контролировалась российской властью. А потом был знаменитый поход русских войск во главе с генералом Рененкампфом, и после этого контроль над этой частью Осетии, над Горной Осетией был установлен. Но она была завоевана, вернее, была присоединена к России как часть Восточной Грузии, и Южная Осетия всегда относилась к Грузии. Поэтому, с приходом советской власти, Осетия была автоматически разделена на 2 части - часть севернее кавказского хребта попала под юрисдикцию РСФСР, а горная часть южнее хребта попала под юрисдикцию Грузинской ССР
Господин Сванидзе наверное знает настоящую историю т.н. Южной Осетии, но почему-то он солгал.
О чем я?!
Термин "Горная Осетия" и на самом деле существовал и возник он в начале 19 века. Но почему именно в 19 веке господин Сванидзе умолчал.
При этом он говорит о том, что "с приходом советской власти, Осетия была автоматически разделена на 2 части - часть севернее кавказского хребта попала под юрисдикцию РСФСР, а горная часть южнее хребта попала под юрисдикцию Грузинской ССР"
Гоподин Сванидзе, Осетия не могла быть автоматически разделена по одной простой причине, она никогда не была единой!
Вы, как историк должны об этом знать. Или может быть вы имеете какие-то сведения о единой Осетии куда входила и Северная Осетия и т.н. Горная Осетия? Если да, то покажите эти материалы людям. А то лгать не совсем красиво.
Т.н. "Горная Осетия" всегда была частью Картлийского царства. Так что товарищ Сванидзе может и пытается угодить людям в Кремле, но изменить историю даже Сванидзе не в силах.
А вот настояшая история о возникновения первых поселений осетин на территории Грузии. Из этих материалов вы увидите, как искусственно создавалась т.н. Южаня Осетия. Здесь же вы узнайте когда и почему возникли термины "Горная осетия", "Южаня Осетия" "грузинская осетия" и т.д.
И так
Известный русский офицер Штедер в 1781 г. пишет: «Осы, или по-русски осетины, граничат на востоке с ингушами и Тереком, на юге - с грузинами и имеретинцами, на западе - с рекой Лесген и Большой Кабардой, на севере - с Малой Кабардой. Протяжение с востока на запад равно 75 верстам, ширина с севера на юг в северных горах равна 55, а в южных - 30 верстам: эти расстояния счислены по часам» («Осетины глазами русских и иностранных путешественников», стр. 29-30). Все земли по левую сторону Терека в прежние времена принадлежали ингушам. После того, как осетины Балташа (Балта), Чима, Даллакау и Ларса освободились от уплаты подати ингушам, они продолжали уплачивать ее еще в течение 30 лет черкесским князьям из племени Мудар (Мулдарате) в Малой Кабарде» (указанное соч. стр. 121). Точно также описывает границы Осетии Гюльденштедт («Описание Кавказских земель» стр. 89). Общая площадь в указанное время всей Осетии равнялась 3375 кв.км. Кроме того, Штедер точно указал восточную границу Осетии с Ингушетией по Тереку. Ныне площадь Северной Осетии составляет 8,3 тыс. кв.км. Площадь Южной Осетии - 3,9 тыс. кв.км. Итак, площадь территорий, занимаемых осетинами, увеличилась почти в 4 раза. А в годы депортации ингушского народа в 1944-1957 гг. она была еще больше. Для сравнения: площадь Ингушетии составляет 2,9 тыс.кв.км, или 0,25 га на человека. Расширение жизненного пространства осетин происходило за счет территориального ограбления соседних народов под лозунгом возрождения Великой Алании. В своей работе «Аланские племена Северного Кавказа» В.А.Кузнецов пишет: «Аланы - не этнический термин, а собирательное название, стало быть, тезис о происхождении осетин от аланов лишен всякого смысла. И только два человека признают этническую индивидуальность осетин: Ванеев и Абаев (осетины)».
Грузинское государство (известное в исторических источниках как «Грузинское Царство» - Иберия, «Сакартвело», «Всея Сакартвело» и др.) было создано в начале III в. до н.э., включало в себя всю территорию сегодняшней Грузии и часть ее, входящую сегодня в состав других государств. Поэтому все протекавшие на ее территории политические и культурные процессы должны рассматриваться как происшедшие в Грузии, а не в общем географическом ареале, как то хочет представить определенная часть (в основном осетинских) исследователей (Г. Кокиев. Очерки по истории Осетии. Владикавказ, 1926 г. с. 22; История Северо-Осетинской АССР. Орджоникидзе, т. 1, 1987 г. с. 131).
С точки зрения отношений осетин с грузинами среди частей (провинций) Грузии внимание, в основном, привлекает Шида Картли. Территория Грузии, на которой проживают осетины, по наратическим источникам, археологическим материалам и другим историческим данным в античную эпоху и в средние века - Картли, на ней не отмечено существование чуждого элемента. По поводу северной границы Иберийского, или Карталинского царства Страбон отмечает: «Это гора (Кавкасиони) разграничивает с юга Албанию и Иберию, а с севера - Сарматские низменности». (Т. Каухчишвили. География Страбона. Тбилиси, 1957 г. с.121). Течение основной водной артерии Грузии - реки Куры определило деление исторического Картли на Земо, Шидо и Квемо Картли. Согласно грузинскому историку ХI века Леонтию Мровели, Шида Картли включало территорию от Тифлиса и Арагви до Тасискари и Парвани (Картлис Цховреба, т.1, Тбилиси, 1955 г. с.24). По определению того же летописца, древнейшим наименованием Шида Картли было Зена Сапели (там же, с. 10). Хотя Леонтий Мровели прямо не указывает северную границу Шида Картли, однако под таковой подразумевается Кавказский хребет, поскольку северной границей страны таргамосов (вайнахов - С.Х.), согласно Леонтию Мровели, был Кавказский хребет (ЦАГ, 1,4).
И. Гюльденштедт, путешествовавший по Грузии в 1772 г. считает северной границей Шида Картли Кавказский хребет. Древнейшее название Шида Картли - Зена Сопели - зафиксировано в грузинских агиографических памятниках эпохи раннего феодализма и в армянской географии VII века, отражающей ситуацию IV века. При описании Картли анонимный армянский автор отмечает, что «Арагви впадает в Куру, завершая тем самым Верхнюю страну грузин. (Путешествие Гюльденштедта в Грузию, т.1, Тб., 1962 г., с.185, 267). Можно приводить множество различных источников, из которых видно, что Шида Картли-Зено Сопели - это историческая территория Грузии.
Во второй половине ХIII века, в период войны между двумя монгольскими государствами - «Золотой ордой» и Илханами, в окрестностях Шида Картли стояли пришедшие сюда по Дарубанской дороге состоящие из осетин военные отряды, действовавшие в то время под началом Илханов. Отряды осетинских феодалов, выполняя функции монгольских воинов и сподвижников, по своему служебному положению были обязаны противостоять тем, кто в Картли боролся с наинами, т.е. с картлийскими князьями и дворянами. В условиях внутриполитического разлада Картли отряды осетинских феодалов получили возможность развернуть свою деятельность. А именно, в 1292 году в период междуцарствия в Картли, когда страной правили только эриставы и дворяне, по словам летописца, «осетины стали разорять, громить и уничтожать Картли, и захватили они город Гори» (Картлис Цховреба, II. Тб., 1959, с. 296). Решающее наступление против засилья осетинских феодалов, начатое в 20-х годах ХIV века Георгием V Брцкинвале (Блестящим), ставило целью обеспечение внутреннего мира и восстановление сократившихся в результате хищений грузинских землевладений. Георгий V, по словам летописца, «разорил и разметал осетин, отнял у них захваченные крепости и села».
Благодаря энергичным мерам, бесчинствовавшие в Картли осетинские отряды, были уничтожены или изгнаны из Грузии. В ХIII - ХIV веках в результате нашествий татаро-монгол, а затем полчищ Тимура осетины-овсы, спасшиеся от уничтожения, укрылись в высокогорном районе Центрального Кавказа. Условия жизни там были весьма неблагоприятными. «Более определенно описал трагедию осетинского народа грузинский историк» ХVII века Вахушти: «Во времена походов чингисовых ханов, - писал он, - разорились и опустошились города и строения их, и царство овсов превратилось в мтоварство-княжество, и овсы стали убегать внутрь Кавказа, а большая часть страны превратилась в пустыню, и с тех пор Овсетия стала называться Черкесией и Кабардой» (Вахушти. География Грузии. Тифлис. 1904, с. 153. Цит: по книге Б.П.Берозова «Переселение осетин с гор на плоскость» Орджоникидзе. 1980)
Историк первой половины ХVIII века Вахушти Багратиони пишет, что «в этих горных местах записано много осетин. Но раньше здесь селились грузинские крестьяне. Затем владетели поселили здесь осетин, а грузины спустились в равнины, поскольку враг значительно сократил население равнины» (Вахушти. Описание царства Грузинского, ТБ. 1941, с. 71) Бесспорное свидетельство о компактном населении осетин на территории Грузии в позднее средневековье относится к началу ХVII века. По передаче побывавшего в Грузии русского посла М.И. Татищева (1604-1614), Заха и Магран-Двалети (Верховья Большой Лиахвы) уже были заселены осетинами (С.А.Белокуров. Сношение России с Кавказом, М., 1989, с.508) Значительные сведения дает сочинение рубежа ХVII - ХVIII веков «Веротерпение царя Луарсаба» Каталикоса Картли Бесариона. Автор обозревает период мученичества Луарсаба (1622 г.), когда в Грузии сложилась чрезвычайно сложная внешнеполитическая ситуация, в этой связи характеризует сложившуюся на северных границах Картли обстановку. Он пишет, что всячески старался отбиться от врагов, нападавших на Грузию: сперва от османов, поработивших Греческое царство, затем от персов, и наконец от ближних наших горцев, осетин, поселившихся неподалеку от Грузии, поскольку они тоже сильно беспокоили, особенно с наступлением лета и до зимы, тайно и явно убивали и брали в плен грузин. (Кубанеишвили С. Хрестоматия древне-грузинской литературы, I ТБ., 1946, с. 408).
«Слух о добром и справедливом к горцам владикавказском коменданте достигает далекого Урствальского ущелья в горах Южной Осетии. Крестьяне Урствала жалуются Нестерову на угнетение их князем Бидзина Эристовым: «Посему осмелились ныне прибегнуть под покровительство и защиту вашего высокоблагородия и всепокоршейше просим, воззрите на нас, несчастных, оком милосердия и благоволите подписать кому следует о принадлежности казне, предоставить нам право пользоваться свободою казенных крестьян » (История Юго-Осетии в документах и материалах (1880-1846 гг.), т.2, Сталинир, 1960, с. 154-155. Цит: Г.Кусов. Поиски краеведа. Изд-во «Ир» Ордж-зе, 1975.). Тон письма, как видно, чисто холопский. Но суть не в этом. Крепостные холопы - осетины, жившие на грузинских землях со временем попытаются отторгнуть эти земли от матери - Грузии «в благодарность» за то, что в тяжелые для осетин времена они получили здесь приют. «Графу Паскевичу и князю Воронцову южные осетины обязаны частью освобождением от барщины и натуральных платежей, какими некоторые из них были обложены в пользу князей Эристовых и Магабели. Тот же граф Паскевич является ближайшим виновником того, что, начиная с 1827 г. было приступлено к постепенному освобождению рабов или ясырей» (Кавказ в сердце России. Москва. Изд-во «Пашков дом».2001 г. стр. 267). Царские чиновники на Кавказе кромсали территории проживающих там народов для удобства управления, не учитывая национальный состав проживающих там народов, создавали особые округа с военно-народным управлением. Так был создан и Осетинский округ как территориально-административная единица. В дальнейшем территорию округа много раз перекраивали. После февральской буржуазно-демократической революции 1917 года были созданы Народное собрание и Национальный Совет Юго-Осетии, целью которых было выделение Осетии в отдельную административно-территориальную единицу в виде национальной или автономной единицы. В марте 1918 года происходит восстание южных осетин, спровоцировавшее кровавые столкновения с грузинами. Озверевшая толпа осетин врывается со всех сторон в г.Цхинвали и устраивает кровавое побоище. Цхинвали был разорен и разграблен. Отряд грузинской красной гвардии, прибывший в Цхинвали для наведения порядка, был полностью уничтожен. Газета «Алиони», 5 апреля 1918 года. Корреспонденция «В Картли». Подписывает А-ли: «… В штабе узнал, что привезли трупы вероломно убитых Г. Магабели, С. Кецховели и других гвардейцев… Страшная отвратительная была картина. Неожиданно для меня правдой оказалось все, что слышал. Г. Магабели был изрешечен пулями в коленях, затем исколот кинжалами по всему телу, выше виска острием кинжала почти снесен череп, и еще одно зверское повреждение тела… Мне непонятно, как может дойти человек до такого зверства. С. Кецховели пуля попала в правую сторону живота, что, видимо, и лишило его жизни. Потом дикари отрубили ему голову, раздробили череп. На лице не было видно ничего, кроме бороды. Говорят, после смерти труп валялся на улице, и по нему проезжали на фаэтонах… Оглушенный, растерянный вышел из больницы…» Газета «Эртоба», 23 марта 1918 года. Корреспонденция «События в Цхинвали»: «Вчера, 21 марта, из Цхинвали возвратился тов. Кирилл Нинидзе и рассказал следующее… Невозможно установить число разграбленных. Грабили всех, кого успевали. Тащили часы, деньги, мануфактуру, ложки, белье; с пальцев у женщин сдирали кольца. Был случай, когда унесли люльку. Грабеж шел открыто: солдаты (осетины - С.Х.) шли с винтовками в руках и с полными мешками или чем-нибудь из домашнего скарба на спине…» Вот такая Советская власть была установлена в Цхинвали. И такая «благодарность» против приютившего осетин грузинского народа. Во все времена у всех народов надругательство над трупом считалось святотатством. У кавказских народов считалось величайшим позором осквернение трупа. Если за убитого родственника и могли простить, за издевательство над трупом - никогда. Видимо, у осетин - «ариев» это считалось в порядке вещей, передавалось по генному коду. Сталин - идол осетин, у которого «что ни казнь, то малина, и широкая грудь осетина», уничтоживший миллионы людей, унаследовал жестокость от своих предков - осетин. Потомки тех самых осетин, которые творили зверства на грузинской земле, совершали немыслимые зверства в октябре-ноябре 1992 года в Пригородном районе. Они заживо сжигали ингушей, вырезали внутренности, скармливали свиньям грудных младенцев, насиловали женщин, грабили ингушские дома. И после всего этого осетины пытаются представить себя невинными овечками, которых все окружающие их народы обижают, предъявляя к бедным осетинам территориальные притязания. Осетины обосновывают захват территорий соседних народов тем, что они - прямые наследники алан, когда-то живших на этих землях. Даже переименовали свою республику в Аланию. Выше мы уже говорили о том, что история Алании, которую осетины хотят присвоить - это история коренных народов Кавказа - вайнахов, дагестанцев, адыгов и т.д. Продолжая грузинскую тему, хочу отметить, что новое восстание осетин, ставившее своей целью присоединение Южной Осетии к России, началось 23 октября 1919 года. Вопрос о восстании был рассмотрен и поддержан Кавказским Краевым Комитетом РКП (б). Правительство Грузии подавило это восстание. В мае 1920 года южные осетины вновь поднимают восстание. Восставшие объявили о присоединении Южной Осетии к Советской России. И на этот раз восстание было подавлено грузинской армией. Она проявила крайнюю жестокость в отношении трижды восставших против Грузинской демократической республики осетин. И поэтому со всей объективностью следует сказать, что целью большевиков, руководивших майско-июньским восстанием осетин 1920 года, уже тогда было национальное самоопределение, установление здесь Советской власти и присоединение ее к Советской России. Более того, они считали ее неделимой частью Советской России. Таким образом, целью восстания в Южной Осетии 1918-1920 годов было выделение Южной Осетии из Грузии и присоединение ее к Советской России. С установлением в Грузии Советской власти встал вопрос о предоставлении Южной Осетии автономии. «6-8 сентября 1921 года с участием ответственных партийных работников Южной Осетии состоялось объединенное заседание ревкома и партийного комитета Южной Осетии, рассмотревшее «вопрос о самоуправлении и политическом устройстве Южной Осетии». Заседание постановило: 1) Признать необходимым образование Социалистической Советской Республики Юго-Осетии с центром в Цхинвали; 2) Социалистическая Советская Республика Юго-Осетии добровольно вступает в федеративную связь с Социалистической Советской Республикой Грузии; 3) при выработке формы федеративной связи между обеими республиками гарантируется трудящимся Юго-Осетии максимум политических прав; 4) Социалистическая Советская Республика Юго-Осетии образуется в границах, соответствующим наличным этнографическим, географическим и экономическим условиям, гарантирующим свободное экономическое и культурное развитие трудящихся Юго-Осетии, согласно прилагаемому проекту; 5) Настоящее постановление представить объединенному заседанию Кавбюро РКП, ЦККП Грузии и ревкома Юго-Осетии для окончательного разрешения данного вопроса» (ЦГАОР Груз.ССР, ф. 287, оп.2, д.3, л. 164). Каждый пункт этого постановления противоречит здравому смыслу. На грузинской земле осетины собираются создать Советскую Социалистическую Республику (вот куда хватили!) да еще с центром в гор. Цхинвали, чисто грузинском городе, и при этом вступить в федеративную связь (верх цинизма и наглости! - С.Х.) с Советской Республикой Грузия. В границы будущей республики по этому постановлению должны войти многие грузинские села. «Южной Осетии как цельной географической единицы не существует. Есть только заселенные осетинами отдельные районы, не имеющие между собой никаких взаимоотношений - ни географически, ни экономически. Каждый из этих районов представляет собой неотделимую органическую часть различных географических и экономических провинций. Районы эти отделены друг от друга непроходимыми горами, а вместе с тем каждый из них имеет совершенно свободный выход на равнину. Они оторваны друг от друга в течение нескольких месяцев в году, и каждый из них экономически независим от тех равнин, с которыми связан географически» (ЦПАИМЛ, ф. 14, оп.1, д. 10, л. 121). Под давлением Кавбюро ЦКРКП (б) руководство Грузии вынуждено было пойти на удовлетворение просьбы руководителей Юго-Осетии о присоединении грузинских сел и гор. Цхинвали к Юго-Осетинской АО, несмотря на массовые протесты грузинского населения. Как покажут последующие события, дорого обошлось грузинскому народу это решение. Официальная дата создания Юго-Осетинской АО - 20 апреля 1922 года. ЦИК и Совнарком Грузинской ССР в этот день приняли декрет о создании Юго-Осетинской АО в составе Грузинской ССР. Административным центром области был принят г. Цхинвали (см. ЦГАОР Груз.ССр, ф.284, оп. 1, д.26, л. 5-6). При передаче грузинских сел Юго-Осетинской АО мнение населения было проигнорировано, что опять повлекло массовые протесты населения. Так на территории Грузии возник «аппендицит», называемый ЮГО-Осетинской АО. «Примечательно, что когда искусственно создавалась ЮГО-Осетинская АО и в нее насильно включали грузинские села, в то время, как уже было сказано, у Осетии, расположенной на Северном Кавказе, не было никакой своей автономии. Северо-Осетинская автономная область была создана в составе РСФСР только в 1924 году. В 1936 году этой области был придан статус автономной республики, но еще до того», как это произошло, определенные силы сделали попытки объединения Южной и Северной Осетии. Были сделаны и соответствующие шаги, о которых видимо должны сказать и мы. Вопрос был рассмотрен советскими органами Северной Осетии, Южной Осетии, Грузии и Закавказья ( Газета «Коммунист», 13 ноября 1989 год. Я. Путкарадзе). Итак, после создания искусственного образования - Юго-Осетинской АО, осетины начинают претендовать на создание Великой Осетии.