Моя знакомая недавно спросила у меня, когда президентские выборы в Армении. На мой озадаченный взгляд она ответила: «Я хочу вычеркнуть всех и написать «Саакашвили». Пусть теперь он у нас побудет президентом, все мои знакомые приезжают из Грузии и говорят, что там рай. Я хочу, чтобы в Армении тоже все изменилось».
Качество отношений между Арменией и Грузией постепенно меняется, и впрыскиваемая армянам из России неприязнь к Грузии уступает место трезвому взгляду.
Моя знакомая недавно спросила у меня, когда президентские выборы в Армении. На мой озадаченный взгляд она ответила: «Я хочу вычеркнуть всех и написать «Саакашвили». Пусть теперь он у нас побудет президентом, все мои знакомые приезжают из Грузии и говорят, что там рай. Я хочу, чтобы в Армении тоже все изменилось».
Политика Грузии направлена не только на внутренние реформы, но и решение определенных проблем с Арменией. Во всяком случае, голоса о том, что Грузия враждебно относится к армянскому Джавахку и армянской проблеме, стали менее убедительными после того, как в Грузии был проложен современный автобан, соединяющий Джавахк не только с Тбилиси, но и Арменией. Не секрет, что после либерализации грузинской экономики в эту страну потекли армянские инвестиции, и Грузия всячески поощряет их - созданием свободной экономической зоны в Поти, организацией выгодных тендеров и так далее. Кроме того, на уровне министров образования был решен вопрос об армянских учебниках, которые будут доставляться из Еревана в джавахкские школы.
Глава Земляческого союза «Джавахк» Ширак Торосян продолжает утверждать, что в Джавахке проводится дискриминационная политика. Но, судя по откликам самих джавахкских армян, все обстоит несколько иначе: они говорят, что грузинские власти, в контексте новой государственной политики, борются с коррупцией и взяточничеством, в том числе, среди армян, и это вызывает сопротивление «старой гвардии». Они также говорят, что теперь заниматься бизнесом стало гораздо проще.
Но проблемы между Арменией и Грузией остаются. Это, прежде всего, вопрос армянских церквей, которые в изобилии имеются на территории Грузии. Все ждут решения этого вопроса от визита Католикоса Гарегина Второго в Грузию, но он уже несколько раз откладывался. Правда, очевидно, что даже если визит состоится, он вряд ли решит проблему. Как говорят специалисты, армянские церкви в Грузии не апостольские, а православные, и Армянская Апостольская церковь не вправе притязать на них. Принадлежность церкви рассматривается грузинами в конфессиональном разрезе, в армянами - в национальном, и вопрос может решиться, если претензии на армянские церкви в Грузии предъявит не Эчмиадзин, а Армянская православная церковь. Таковой, как известно, нет, поэтому вряд ли стоит превращать этот вопрос в предмет разногласий, логичнее договориться о совместной реставрации и сохранении этого наследия.
Есть еще один вопрос, который в последнее время актуализировался. Азербайджан вознамерился купить участок грузинского газопровода, соединяющий с Арменией. Государственный нефтяной комитет Азербайджана уже подал заявку об участии в тендере на продажу или получение в управление данного участка газопровода. Между тем, премьер Грузии Нико Гилаури заявил, что правительство Грузии не планирует продавать участок магистрального газопровода Север-Юг.
Дистанция между Грузией и Арменией неестественная, и она создается искусственно. Армянам пора трезво оценить свои интересы и не поддаваться внешней пропаганде, пытающейся навязать нам врагов.
Отсюда НАИРА АЙРУМЯН