Старые песни о главном: про кризис года еще раз

Sep 24, 2012 21:32

Оригинал взят у miiisuв Старые песни о главном: про кризис года еще раз
Оригинал взят у getnewpostв Старые песни о главном: про кризис года еще раз

Что-то в последнее время тема кризиса года стала опять крайне актуальна, т.е. Мрзд как бэ намекает мне, что надо бы переписать старый мой пост про кризис года на новый лад. :) А информации и правда за этот год у меня прибавилось, выстроилась стройная картина ну и вообще.

Итак, кризис года, начало:

Обычно кризис года связывают с началом самостоятельного хождения, это и так и не так. Мой личный ребенок пошел в 9 месяцев, а кризис года был все таки ближе к году :) В общем, тут как минимум две стороны - новая степень отдельности и возможностей и дозревание нервной системы и мозга до качественных изменений.

Часто встречающийся предвестник кризиса года - усилившаяся "наручность" малыша. Ребенок требует его носить на руках почти постоянно и все ему показывать.  Это очень важный момент, не пропустите! Этим этапом ребенок завершает первоначальный "количественный"  этап исследования пространства, когда ему кажется, что до всего можно достать и все можно получить. 
Ребенок от новорожденности до года  воспринимает пространство очень интегрированно. Видит все целиком,  как будто не фокусируясь на отдельных явлениях. (Поэтому носить и возить ребенка младше полутора лет вперед лицом - это вредный вред и вообще, садизм по большому счету. Ничего он там не "изучает" и не "рассматривает", а тупо впадает в транс от обрушивающегосы на него хаоса ощущений)  Например, когда он тянется к какому-то предмету он видит не только и не столько предмет, сколько целый комплекс свойств и действий, который с этим предметом происходит. поэтому малому дитяти интересны не игрушки, а те предметы, которыми пользуются родители - кастрюля, сотовый телефон, плошки, ложки и т.д. Я об этом писала  в посте про игрушки.

И вот, ребенок окрыленный новыми возможностями передвижения и новыми точками зрения на предметы рвется достать и поисследовать все, что видит его глаз. Ииии....  сталкивается с тем, что возможности не безграничны. С границей то есть сталкивается. Тут он обращается к родителю - просится на ручки и просит родителя  "сделать  его  всемогущим" Но и с родительских рук оказывается не до всего можно достать. Даже в родном доме остаются высоты, закоулки и интересные предметы, которые недостижимы с родительских рук. Увы. ГРАНИЦА СУЩЕСТВУЕТ!

Это и есть главное послание кризиса года для ребенка - границы существуют.

почему я считаю таким важным околокризисный период усиленного ношения на руках и посредничества родителя при исследовании мира? А вот почему: если родители в это время носят и помогают, ребенок во-первых, получает опыт поддержки в своих стремлениях, в том, что мама/папа вместе с ним и готовы ему помогать.   Ребенок к этому моменту начинает связывать воедино все что происходит вокруг, свои чувства, желания, намерения, какие-то привычки и реакции окружающих, в общем, запоминает и "записывает" :) И то, что родители помогают - он тоже запишет и встроит в свою картину мира глубоко-глубоко.
Впрочем, при наличии хорошей и надежной симбиотической связи с ребенком в первый год жизни для родителей этот период пройдет легко и незаметно - привычка носить ребенка на руках и удовлетворять его желания по прежнему работает только во благо обоим сторонам.

Если же ребенку отказывают в возможности быть на ручках и оттуда продолжать исследования пространства - "как не стыдно, ты же уже ходишь ножками", боятся избаловать и все такое, ребенок получает сосем другое послание о мире  - "пространство и возможности ограничены вследствие чьей-то злой воли, а не как данность". Т.е. ему в будущем будет гораздо сложнее принять то, что он не всемогущ в принципе и что не существует волшебного способа достичь всего и сразу. Да к тому же закладыватся противостояние с родителями и миром. Это все сыграет роль при кризисе трех лет, сделав его тяжелее для обоих сторон.

В общем, ребенок встретился с тем, что везде и всюду существуют границы. Его мозг созрел достаточно чтобы формировать связные представления о предметах и явлениях, паттерны, или как в гештальте это  называют  - "сформировать фигуру"
Благодаря новой способности,  ребенок связывает воедино свои чувства, желания, намерения, присваивает их себе и таким образом очерчивает и свои границы тоже  - от года до двух дети очень чувствительны к любой бесцеремонности, вторжению в личное пространство, нарушению границ.  Можно сказать - дети в возрасте года очень чувствительны к любым границам. И к запретам и ограничениям тоже. :)

На сем пока прерываюсь, продолжение следует ...

полезное детское 0-2 года

Previous post Next post
Up