Ч1:
http://bluesrock.livejournal.com/93200.htmlЧ2:
http://bluesrock.livejournal.com/93566.htmlЧ3:
http://bluesrock.livejournal.com/93760.htmlЧ4:
http://bluesrock.livejournal.com/94042.htmlЧ5:
http://bluesrock.livejournal.com/94716.htmlЧ6:
http://bluesrock.livejournal.com/95386.html
Проснувшись, я первым делом схватился за фотоаппарат. Склоны вокруг были покрыты внушительным слоем свежевыпавшего снега. Такое приятное и живописное напоминание, что мы не на курорте, а в горах.
После завтрака не спеша покатили в сторону Чуйской степи. Там, в самом её устье, находится красивый залив Чуи, который иногда превращается в озеро с утками и прочей живностью.
Здесь цветные горы юго-восточной оконечности Северо-Чуйского хребта обрываются над каменистой степью - дном древнего водоёма. Когда это водоём, длиной более 150 километров (нынешние Чуйская и Курайская степи) прорвал ледник, запирающий его с севера, это был самый крупный сброс пресной воды в истории планеты, если верить геологам.
Пока мы снимали озеро с небольшого холма, выяснилось, что попутчики на Крузере не приедут. Лично я испытал облегчение. С одной стороны, дальнейшая поездка в одну машину становилась рискованной, с другой, попутчики - лишняя головная боль.
Солнце приближалось к зениту, и мы решили стартовать немедленно. Для начала купили в Кош-Агаче продукты. Лапшу, тушёнку и консервированную фасоль. В общем, то, что варить проще. На высоте, при температуре кипения воды менее 80 градусов, варить что либо серьёзное - бесполезная трата драгоценного времени. Потом залили полный бак и две военные канистры бензина. Заправок больше не ожидалось.
Документы у пограничников были оформлены заранее, можно было ехать. В Кош-Агаче повернули направо к долине Тархаты, разделяющую Южно-Чуйский хребет и Сайлюгем. Вскоре выяснилось, что горловина одной из канистр протекает. Хорошо, что додумались подложить под канистры полиэтилен. Через каждые 10 км я отливал немного бензина в бак, пока не вылил всю протекающую канистру. Зубодробительная дорога из крупного щебня пересекала Чуйскую степь с редкой растительностью. Погода была солнечной, можно было видеть одновременно Сайлюгем, Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты, а также Курайский , хребты Чихачёва и Кожолю - весь периметр. По дороге сняли самку дербника, только что закончившую трапезу. На обратном пути через несколько дней видели её на том же наблюдательном пункте.
На заставе потеряли не более пяти минут. Вежливый пограничник пожелал счастливого пути и открыл шлагбаум. Дальше дорога пролегала по красивейшей долине Тархаты. Буквально через пять-шесть километров произошёл забавный случай:
Слева рядом с обочиной мы увидели спящего сурка. Остановились, сняли, сурок продолжал спать (помните выражение «спит, как сурок»). Наталья в фотоохотничьем азарте вышла из машины и пошла к животному. Всё ближе и ближе. Тот спал! Дальше всё происходило быстро, но я помню, как в замедленной съёмке. На этой крайне не оживлённой дороге сзади нас догнал УАЗик с алтайцами (их туда набилось человек 10), одновременно навстречу подъехал КамАЗ с лесом. Дорога в этом месте была узкой, три машины стояли и наблюдали за происходящим. Я одновременно услышал крик алтайца «не спугни», увидел ружьё у него в руках (направленное на Наталью и сурка в метре от неё), самого сурка, который спросонья вскочил и бросился между ног алтайца к норе и ржущего водителя КамАЗА. В общем, сурок спасся и все поехали по своим делам.
Больше до вечера мы машин не встречали, если не считать брошенную автоцистерну. Зато сурков были сотни, если не тысячи. И не обращайте внимания на приоткрытые глаза на снимке. Спит, как сурок :)
Через 70 километров, за Тархатинским озером, основная дорога ушла направо, в Джазатор. Наш путь лежал прямо. В Зону Покоя Укок. Каменистая дорога шла по безлюдной широкой долине. Слева были склоны Сайлюгема, по вершинам которого проходила граница с Монголией, справа - холмы плоскогорья Укок. Тихо и пустынно. Только ветер, озёра, ручьи и редкие стада. Возле пастушьей юрты женщины раскладывали прямо на траве выстиранные вещи. На ручье у озера Зерлюкюль-Нур два пастуха на наших глазах поймали огромного хариуса. Говорят, в Монголии ловится местная разновидность хариуса размером с большую щуку. На нашей стороне Алтая таких нет, но тот, которого поймали пастухи, выглядел внушительно.
Справа за плато виднелись пики Южно-Чуйского хребта, а впереди после небольшого перевала показалось Жумалинское озеро. Дорога повернула налево и вскоре мы подъехали к радоновым источникам под перевалом Тёплый Ключ. Пять - шесть машин стояли около бань с ваннами и у открытых бассейнов. Ниже круглосуточно работал недавно расконсервированный Калгутинский молибденовый рудник с вахтовыми рабочими. Солнце клонилось к закату, мы поужинали и окунулись в тёплый радоновый бассейн. Когда вылезли, солнце окончательно зашло за гору, и температура мгновенно упала ниже нулевой отметки. Утром дорога предстояла очень тяжёлая, мы легли спать.
Продолжение будет!