Вокзал Восточный. Назад в будущее

Jun 19, 2021 10:25




В Москве впервые за 100 лет открылся новый вокзал. Об этом очень громко нам сообщили чиновники, как о событии историческом. Если читать только заголовки, то просто берет гордость. Новый вокзал - это вам не какая-то пригородная станция. Воспаленное воображение тут же начинает перебирать в памяти виденные до пандемии в европейских столицах и просто крупных городах современные вокзалы, вроде вокзала в городе Льеж, или главного вокзала в Берлине. Современные вокзалы - это просторные эпичные сооружения, со сложно переплетенной системой пересадок на различные виды транспорта, с удобной навигацией с огромным количеством сервисов для пассажиров, это такие целые даже кварталы, а не просто ТПУ. В концепциях новых вокзалов идет возрождение идеи, заложенной в конце XIX, начале XX века, что железнодорожный вокзал - это ворота в город. Если город богатый, имперский, столичный, то и вокзал его поражает воображение. Самые лучшие архитекторы, инженеры трудились над зданиями вокзалов. Многие из них стали памятниками архитектуры и даже сейчас, спустя сотню лет, они производят сильное впечатление. Сейчас помпезность в отделке помещений ушла и её заменила функциональность, но при этом архитекторы стараются к тому же самому эффекту, вокзал должен производить сильное впечатление на пассажира. Однако теперь это не дворец с дорогой отделкой, а скорее эдакий космопорт из будущего. Именно такой эффект должен производить столичный вокзал XXI века. Что же открыли у нас в Черкизово, и можно ли это назвать современным столичным вокзалом. Давайте поглядим.

Попробуем поглядеть на рендер. Рендеров я нашел не очень много и все они довольно похожи, есть ощущение, что делались на скорую руку просто для того, чтобы всякие провластные СМИ могли вставить картинку в свои репортажи, пока вокзал строится. Честно говоря даже не рендерах вокзал производил очень грустное впечатление. Но самое грустное то, что в итоге построили именно то, что рисовали.


1
Вокзал появился не на пустом месте, он стал одной из частей крупного ТПУ на базе станции метро "Черкизовская". Сперва здесь появилась станция МЦК, а вот сейчас целый вокзал. Сюда будут пребывать поезда дальнего следования, которые раньше шли на Курский вокзал. В рамках работы над очередными линиями МЦД там будет идти реконструкция, поэтому с "Курка" решили снять часть нагрузки. Вообще дополнительный вокзал - это очень хорошо. Во многих европейских городах, поезда дальнего следования (Ну не такого дальнего, как у нас, конечно) в крупных городах делают несколько остановок. Это очень удобно, особенно в случае действительно крупных городов, это позволяет "размазать" нагрузку по нескольким станциям и дает возможность пассажирам более комфортно рассчитывать свой маршрут. Не всегда и не всем нужно обязательно прибывать на центральную станцию, а потом ехать обратно на периферию городским транспортом. Так что идея однозначно хорошая.


2
Здание вокзала, совсем небольшое кстати, воткнули между железной дорогой и СВХ. И это не совсем здорово. С одной стороны, с открытием вокзала, у жителей Амурской улицы наконец-то появилась возможность попасть на станцию метро и МЦК со своей стороны железки (они ждали этого долгих 5 !!! лет). Однако путь до здания вокзала будет довольно долгим и не очень удобным. Разумным решением было бы установить вокзал за СВХ на Амурской улице, но сделать это было невозможно, так как мешает эстакада съезда с Щелчка на СВХ. То есть мало того, что строительство СВХ - это затея губительная для города, для тех районов, где она проходит, хорда поднасрала еще пассажирам крупного ТПУ, это еще раз говорит об полном отсутствии долгосрочного планирования в городе, когда каждый объект строится сам по себе, без какого либо взгляда в будущее. Кстати этот вход для тех, кто все же решился им воспользоваться, несет в себе еще ряд неудобств. С уровня земли на второй этаж, где есть переход через железку к метро и МЦК, нет лифта (про это дальше - это отдельная грустная история), и еще вам придется два раза проходить унизительную процедуру досмотра. Просто для того, чтобы перейти на другую сторону! У-удобство! У жителей Амурской была последняя надежда, что северный конкорс станции МЦК " Локомотив" сделают с переходом и башней на Амурской. Но там тоже идет эстакада, единственный вариант - это перекинуть пешеходник через железку и поставить башню перед эстакадой, чтобы люди дальше могли продолжить путь под эстакадой. Пока этого увы не сделано.


3
Перед вокзалом построили подъездную дорогу для автобусов и автотранспорта, чтобы можно было привозить сюда пассажиров. Однако подъехать можно по Щелковскому шоссе только из области и с СВХ только с севера. По крайней мере заездов с других сторон я не смог найти в этом переплетении. Также около здания сделали благоустройство, посадили цветочки.


4
Хоп, внезапно урбанист Аркадий Гершмани какой-то его товарищ камеродержатель.


5
Около вокзала установили автобусную остановку, но на ней можно уехать только в Ад в направлении станции метро "Преображенская площадь", что нафиг не нужно, так как метро вот оно, та же самая Сокольническая линия. Дальше автобус сворачивает на Электрозаводскую улицу, что не всякому прибывшему на вокзал нужно. Было бы наверное интересно, если автобус мог бы довести пассажиров в сторону автовокзала "Центральный", в этом была бы какая-то логика, но чтобы поехать в другую сторону, нужно немало поблуждать между развязками. Так что такой вариант поездки возможен только теоретически, он не очень удобен. Может быть удобно добираться от автовокзала до нового железнодорожного вокзала, тоже нет. Автобус, а он на этой остановке всего один 171, не выезжает на Щелчок сразу, а какое-то время катается по району, крадя драгоценное время у тех, кто хотел бы совершить пересадку побыстрее. Более того, в связи с там, что автобус стал заезжать к вокзалу, путь простых местных жителей к метро "Черкизовская" стал дольше, именно на время проезда через эти съезды и круговые движения. С одной стороны можно выйти и на вокзале, но эта толчея и два досмотра... не всем приятны. Я, когда работал в тех краях на 171 часто доезжал до "Преображенской площади", особенно если был дождь, так как там до метро пройти всего ничего. В общем для местных ситуацию с транспортом ухудшили, а пассажиры вокзала вряд ли будут когда пользоваться 171 автобусом, такой вот парадокс.


6
Так как подъезд к зданию вокзала не очень удобный, пока люди по старинке продолжают подъезжать со стороны павильона метро "Черкизовская", там и места больше и подъезд понятнее. Само здание вокзала не производит впечатления. Как любят говорить ценители прекрасного - обычная стеклянная коробка. На самом деле так и есть. Если отвлечься на секунду, то в таком дизайне могли бы сделать ТЦ где-нибудь в Подмосковье, например, а красные буквы на козырьке могли бы быть надписью "Пятерочка". Так мог бы выглядеть и вокзал, но где-нибудь в небольшом городке. И это было бы прекрасно, так как по сути вокзал "Восточный" - это небольшой, простенький провинциальный вокзал. Причем как снаружи, так и внутри. Главное отличие небольшого провинциального вокзала от столичного - это конечно же размер, так как через небольшую станцию, где проходят поезда транзитом, проходят в разы меньше людей, чем на конечной станции в столице. Ну и архитектура, конечно тоже должна по идее намекать на столичный статус объекта. Однако сейчас об архитектуре товарищи из РЖД думают в последнюю очередь.


7
Удивительно, что навигация тут не РДЖшная, хотя вроде как это их вокзал, а метрошная, тут же стоит глобус метро, но это не для прибывающих на вокзал, а для тех, кто отсюда пойдет переходами в метро. Занятно, что на фасаде повесили часы. Сами по себе часы на вокзале - это правильно. Но повесили их почему-то не над входом и не по середине фасада, а вот так. Входные двери тут тоже такие дешевенькие - это не серьезные и надежные двери из нержи, которые ставят том же метро, например.


8
На выходе стоят турникеты, а вот на входе рамки и театр безопасности. Не перестаю удивляться проектировщикам. Вот будка у турникетов (зачем она вообще нужна?) Почему бы ее не сделать из тех же материалов, что облицовка колонн, или даже вообще отгородить под это помещение часть вестибюля, и зашить всё теми же панелями, что и колонны, чтобы это выглядело единым целым? Но нет. Проще поставить колхозную будку из белого пластика с тонированными (чтобы никто не видел, как спит вахтер) стеклами.


9
А вот, собственно и вокзал. На самом деле он вроде как состоит из 3 уровней, но вся движуха происходит тут. На нижнем уровне находятся только стулья для ожидания, ячейки камеры хранения... там же выход к поездам. Этажом выше просто выход к переходу в конкорс станции МЦК.


10
В качестве декора - пластиковые растения. Дешевизна и простота в отделке буквально во всем.


11
В закуте спрятались туалеты и даже медпункт. Вот человек в белом халате явно врач.


12
Что такое вокзал, в моем понимании? И можно ли назвать вот это сооружение вокзалом? Можно. Вокзал - это продвинутая станция, где к основным функциям добавлены еще дополнительные, как то зал ожидания, камеры хранения, кафешка, или может даже магазин. Все это тут есть и все это сосредоточено в одном небольшом помещении, вот тут. Здесь и банкоматы и стульчики для ожидания поезда, справа окошки касс, дальше кафе, а слева - камеры хранения, автоматические, разумеется.


13
Окошек касс не так много, но пока к ним нет очередей. Интересно, получается, что здесь продаются билеты на поезда дальнего следования? Опять же есть вопросы к проектировщикам. Почему нельзя вот эти обеззараживатели и информационную стойку встроить в облицовку, поглядите сколько бы места освободилось. В таких компактных интерьерах это, как мне кажется очень важно, важно всякие выступающие части по максимуму убрать.


14
О компактных размерах вокзала можно судить по вот этому фото. Справа кассы, слева ячейки для хранения, а посередине кафе. Представьте себе, что сюда пришло больше людей. Тут сразу возникнет столпотворение. Как бы оправдывая название вокзала, в кафе сидят исключительно восточные люди.


15
На вокзал можно попасть и с той стороны железки, из конкорса станции МЦК. Сначала идут выходы на платформу 3 и 4 - они тоже относятся к вокзалу, так как на них останавливаются (должны останавливаться) поезда дальнего следования. Туда мы тоже спустимся но позже. Итак, сзади остался конкорс МЦК и переход к метро, а впереди вокзал. Занятно, что на информационной табличке не указано, что это вокзал "Восточный", просто будничное указание на номер пути.


16
В переходе продолжались работы когда я там был. Переход естественно холодный, но на потолке зачем-то повесили ИК излучатели. Если уж надо было сделать переход теплым, то наверное имело смысл застеклить его не триплексами, а стеклопакетами и утеплить по периметру. А так, излучатели будут греть улицу.


17
Второй этаж вокзала. Здесь совсем небольшое помещение - закуток. Сюда впихнули банкоматы Сбера и зачем-то автомат с аккумуляторами для подзарядки телефонов. Совершенно непонятная штука, которую пихают везде в том числе и в вестибюли станций метро. Это считается инновацией. Чем больше автоматов в вестибюлях, которые крадут полезную площадь, тем больше инноваций. Ведь у нас ничем другим транспортная инфраструктура похвастаться не может, чем-то действительно нужным для пассажиров. Тут же установлен лифт, он идет только на -1 этаж, он не останавливается на первом этаже, там где кафешка и кассы.


18
Вот схема вокзала. Здесь можно посмотреть и сильно удивиться тому, как сделаны лифты. Лифтов два, вроде как это круто, впервые позаботились о пассажирах. Но не все так радужно. Один лифт идет с -1 этажа, куда приходят поезда, на 2 этаж, где пересадка на МЦК и метро, второй лифт оттуда же с -1 этажа идет только до 1 этажа, где кафе и выход из вокзала. А теперь представьте себе пассажира с чемоданом, который вышел из поезда и пошел к первому попавшемуся лифту. Ему, допустим надо на площадь перед вокзалом, где его ждут на машине. Но он садится не в тот лифт и тот привозит его на 2 этаж! Со 2 этажа на 1 нет лифта и чемодан надо тащить по лестнице, так что это неудобно, второй вариант - спуститься обратно и поехать на другом лифте. А теперь к этой неразберихе добавьте полный перрон пассажиров, так как вокзал - это конечная и все, абсолютно все входят из поезда. Совершенно очевидно, что произойдет коллапс. Я читал у некоторых блогеров обзор вокзала, они попали сюда как раз в момент прибытия поезда. Все так и есть, совершенно непродуманная логистика и узкие проходы, забивают вокзал пассажирами мгновенно. Неразбериха с лифтами добавляет дополнительной турбулентности. Это просто провал! Ну и вишенкой на этом торте является еще один интересный сценарий. Допустим вы идете с Амурской в метро, вы преодолели все развязки, вошли в здание вокзала и теперь вам надо подняться на уровень выше, чтобы потом пройдя два кардона, попасть в метро. Усложним задачу, вы не просто пассажир, а старенькая бабушка с палочкой...


19
Для вас РЖД придумало отличное решение - лестницу. Но для формальности поставили еще подъемник! Ааааа!!!! XXI век, столица сверхдержавы, которая наводит ужас на соседние государства своими гиперзвуковыми ракетами и лестница для старушки с палочкой? И не останавливающийся на этом уровне лифт, вы серьезно??? Причем если пассажиры дальних поездов будут пользоваться лифтом не так часто, ну за исключение командировочных, то условная бабушка будет вынуждена ходить по ступенькам каждый день. Прекрасно!


20
Кстати вот интересная навигационная табличка около лифта на -1 этаж. Тут на полном серьезе написано, что чтобы подняться на второй этаж, нужно спуститься на -1.


21
Удивительно, но для спуска на -1 этаж предусмотрен не только лифт, но и лестница и пара эскалаторов. Тут стоит опять же сказать про удобство для пассажиров. Вы приехали на вокзал и вам надо в метро. Подходите к лифту, а там много народу, не беда, есть де эскалаторы! Поднимаетесь на 1 этаж, а на второй уже надо тащить чемодан по лестнице!


22
Вот застекленная шахта лифта... который не останавливается на 1 этаже. Понятно, что у кабины двери открываются спереди на -1 этаже и сзади на втором и что сбоку двери открыться физически не могут. Но, бл*дь почему было не сделать мостик к районе первого этажа, чтобы дверь открывалась с этой стороны? Тут даже балка есть, не нужно делать и рассчитывать консоль, можно было просто прокинуть несколько швеллеров и зашить их да хоть просечным листом и установить еще один портал с дверями лифта в остеклении! И все, проблема с идиотским лифтом была бы решена. Это же так просто! Меня вот еще порадовали розетки над лестницей. Возможно они там не просто так, а туда влепят какой-нибудь экран с рекламой, хотя никаких крепежей не видно.


23
А вообще качество отделки в основном неплохое. Вот поглядите вверх, довольно много всяких разных примыканий различных материалов друг к другу и нигде ничего не вылезло. Когда все сделано качественно, даже простенький интерьер выглядит дорого.


24
Спускаемся вниз. И тут бац, "зал официальных делегаций". Вот это очень интересно. Если бы это был какой-нибудь ВИП зал, ну хоть как-то это было понятно, хотя ВИПы и поезда... ну ладно. Но официальные делегации? Вы можете припомнить, когда к нам кто-то приезжал на поезде из официальных делегаций? Самолет практически полностью занял эту нишу. На поезде к нам могут прибыть только лишь махровые диктаторы вроде Ким Чен Ина или господина Лукашенко. Для этого надо было городить этот зал? Или может Путин куда-то вдруг соберется на поезде. Представил себе эту картину.... В здание вокзала входят сотрудники ФСБ и начинают всех выгонять, ведь наш верховный не очень любит контактировать с народом, вспомните хотя бы памятный момент открытия движения по МЦД, когда его открыли только для Путина, а все остальные несколько часов стояли в своих электричках.


25
Между сидушками кое-где установили розетки и разъемы для подзарядки телефона.


26
Стойка информации, тоже один из элементов крупной станции. Такие стойки могут помочь приезжим сориентироваться, конечно если за стойкой кто-то будет. =)


27
Также и на этом уровне есть туалеты и пеленальная. Знаете, что меня напрягает. Вот эти казенные двери. Неужели нельзя было поставить двери "полегче", а не эти кондовые железные серые типовые двери?


28
А теперь пойдем прогуляемся по платформе.


29
Обратите внимание на довольно просторный тамбур с большим количеством дверей. Интересно, что здесь двери сделаны в метрошном стиле, 4 на вход, 4 на выход, а не как на станциях РЖД, где все двери могут работать как на вход, так и на выход, чтобы в пики пропускать через себя больше пассажиров.


30
Двери дешевенькие простенькие.


31
Вот как выглядит здание вокзала из конкорса соседней платформы. Архитектура предельно функциональная, в стиле станций МЦД.


32
Здесь вообще-то находится грузовая станция, поэтому не удивительно, что на путях стоял товарный поезд, который с*ка портил весь вид.


33
Работа на соседней платформе кипит. Открыть станцию или вокзал, это не значит закончить на ней проведение работ.


34
С удивлением обнаружил, что платформа здесь низкая. Ого!


35
О, это очень интересное место, там где лакшери сталкивается с обыденностью. Красивые нержавеющие перила установлены при выходе из зоны официальных делегаций, но в какой-то момент они заканчиваются и начинаются обычное рабоче-крестьянское ограждение для людей другого сорта. Удивительно, но нержавейку тут приварили к оцинковке. Одним словом делали специалисты высокого уровня.


36
Традиционная надпись с названием города перекочевала на боковую часть фасада вокзала, Странно, что её не прилепили на стеклянных фасад над входными дверями.


37
Простая и лаконичная надпись.


38
И последний номер программы - это два схода на соседнюю платформу. Вот как сходы выглядят со стороны метро.


39
А вот так с платформы у здания вокзала. Жаль, что все закрыл товарняк, но все равно и так понятно, что архитектура сходов созвучна с архитектурой станции МЦК. Такие же высоченные и узкие павильоны с огромными порталами.


40
С другой стороны.


41
Тут нет никакого вестибюля, входы в оба схода находятся прямо в пешеходном переходе.


42
Заходишь и упираешься в табло. Забавно, что в РЖДшной системе вокзал называется "Черкизово", а совсем не "Восточный". Видимо свое нынешнее название вокзал получил в последний момент, а РЖД, как супер инертная организация, отреагирует на изменение только по прошествии какого-то времени (через пять лет).


43
Пока пассажиров нет, тут очень пустынно.


44
Никаких стульев и лавок здесь не предусмотрено. Вообще ничего нет, даже вендинговых автоматов. Схема тут стандартная, сначала идет эскалатор, потом лестничный сход и у меня за спиной находится лифт. Если лестниц и эскалаторов по два, то лифт один. Тоже так себе решение.


45
Удивительно, но для пассажиропотока уровня вокзала, здесь поставили только по одному эскалатору в каждый сход. Насколько я понял один работает на подъем, другой на спуск. То есть вроде есть 2 эскалатора, но в пики, когда прибывает поезд, по сути работает только один и ему вывезти всех очень непросто.


46
На потолке рейка и линейные светильники. А также зачем-то в холодном сходе повесили ИК обогреватели.


47
Качество сборки металлокаркаса можно даже не объяснять, достаточно взглянуть на это фото. XXI век, все стараются сделать аккуратно, чтобы соединений было не видно, чтобы швы были чистенькими и аккуратными.... Но не у нас. Качество покраски соответствующее, можно увидеть полосы от кисти и подтеки! Я не знаю как такой ужас можно оправдать в интерьере. Причем такого отвратного качества работ не было... даже сто лет назад, когда строили роскошные вокзалы с дебаркадерами из стали. Деградация налицо.


48
Две палки металла сварить не могём, но зато эскалатор с обеззараживателем поручней. Как говорится на телеге и косовортке по скоростному хайвею назад в будущее.


49
Входные двери со стороны платформы. Тут все очень узко и мало места. Людям с чемоданами тут будет не сильно комфортно. Позабавила отделка портала, сверху есть панели, а внизу рррраз, и идут голые трубы. Нда, красота. Причем это не недоделка, как я понял, так и останется навсегда, скорее всего дело в том, что с панелями ширина платформы будет недостаточной, не соответствующей нормам, но это не точно, так как норм ЖДшных я не знаю. Если это так, то это довольно серьезный ксяк проектировщиков.


50
Платформа полностью накрыта накрывашкой, они напоминает навесы станций МЦД. Разноцветные панели в отделке, висящие (а не встроенные) линейные светильники, все очень просто, но собрано нормально.


51
Справа сход станции МЦК "Локомотив". Мне понравился козырек вдоль края платформы у стенки схода. Он сделан из стекла и это очень изящное и простое решение, гораздо лучше того, что применялось на МЦК - эти массивные конструкции, зашитые панелями, на которых еще и вода скапливалась и не уходила.


52


53
Еще один автомат с зарядками для телефона. Интересно, что в метро устанавливают похожие автоматы но другой конструкции.


54
Глобус, традиционно ставящийся у станций метро и наземного метро.


55
Тут схема вокзала и примыкающей к нему станции МЦК. Судя по схеме, если конечно тут соблюден масштаб, вокзал практически такой же площади, как конкорс станции МЦК. Да, судя по этой схеме один эскалатор на сходе к 3 и 4 пути работает на подъем, другой на спуск. Опять же так себе решение. Возможно одну из пары лестниц надо было заменить еще одним эскалатором, чтобы во время прибытия поезда включать на его на подъем.


56


57
На этом и закончим. Честно говоря вокзал скорее разочаровал. Даже не убогой простецкой архитектурой, а совершенно бездарной организацией перемещения пассажиров. Только по одному эскалатору на подъем с каждой платформы, идиотская история с лифтами. Очень маленькая площадь помещения внутри самого вокзала, все это расстраивает. От всего веет дешевизной и дилетантством. Пластиковые цветы, пластиковая будка у турникетов, панели портала, которые не доходят до низа, да много еще чего. Гордиться таким новым вокзалом просто грех. Если составить рейтинг московских вокзалов, то этот будет уверенно завершать список, составленный любым человеком, так как каждому понятно, что это реальное дно.

вокзалымосквы, москва, вокзалвосточный

Previous post Next post
Up