На очереди задорный, энергичный и очень выразительный стиль блюза - зайдеко (zydeco).
Zydeco (зайдеко) - быстрая, танцевальная форма блюза, появившаяся, видимо, еще в XIX веке на юге и юго-западе американского штата Луизиана. Характерными инструментами зайдеко являются аккордеон и стиральная доска. Как может стиральная доска (Frottoir) выступать в качестве музыкального инструмента? Посмотрите на великолепный дуэт Натана Вильямса и Зайдеко Ча-Час (Nathan Williams and the Zydeco Cha Chas) и Вы поймете принцип игры!
Click to view
Традиционная техника игры на рэбборде - той самой стиральной доске в изначальном виде - заключается в следующем: держа по ножу в каждой руке, музыкант проводит ими ритмично по доске вверх и вниз, создавая тем самым своеобразное ритмическое поле. Rabboard - по сути это гофрированный стальной лист.
Предыстория
Сегодня подавляющее большинство текстов зайдеко-песен пишутся на английском - универсальном языке международного общения, а в прежние времена - языке колониальных завоевателей. Хотя изначальным языком авторов, играющих и поющих в этом задорном жанре зайдеко, был французский. Точнее - его местная каджунская разновидность.
Каджуны (Cajuns) - переселенцы из Франции, осевшие на территории Нового света на территории Канады в Акадии (фр. l'Acadie, на индейский манер - Каджи) - французской колонии в Северной Америке. В XVIII туда пришли амбициозные британцы. В результате многочисленных воин и схваток большая часть франко-акадского населения, не сумевшая дать отпор завоевателям, покинула территорию Акадии. Каджуны отказались приносить присягу британским колонистам, которые тогда даже не подозревали о том, что песни этих свободолюбивых выходцев из Франции станут частью национальной американской культуры и внесут огромный вклад в развитие блюза и его южного луизианского вида - зайдеко (zydeco). Ушедшие из Акадии каджуны нашли новый дом на территории Луизианы, которая позже стала частью США.
Сегодня народ кейджн или каджуны (фр. Cadiens, англ. Cajuns) живут небольшой группой в южной части Луизианы, именуемой ими Акадиана, а также в прилегающих округах южного Техаса и на территории Миссисипи. Большинство кейджн уже ассимилировалось и говорит на языке своих бывших завоевателей (т.е. английском). Они сохраняют при этом приверженность своей культуре, образу жизни и национальной музыке - каджун (англ. cajun). Часть каджунов и ныне говорит на особом диалекте французского языка - каджунском и креольском французском.
Click to view
Zydeco
Перейдем теперь непосредственно к zydeco. Уж простите, дорогие читатели, но мне гораздо предпочтительнее эта форма наименования музыки, нежели написанное кириллицей громоздкое и неуклюжее слово зайдеко. Но пусть это останется на моей совести.
Итак, что касается zydeco, то непосредственное развитие этого стиля музыки относится к первой половине XX века. Zydeco - это смесь той музыкальной традиции каджунов и музыки афроамериканского населения США. Что же общего было у этих двух разных по происхождению групп? Во-первых, они жили на соседствующих друг с другом территориях. Назовем это географическим фактором. Во-вторых, как предки каджунов, так и предки фактически рабского афроамериканского населения являлись чужими на этом "празднике американской жизни". И те, и другие вспоминали свою историческую родину, свои корни, понимали свою культурную уникальность и независимость и... сочиняли песни. Одиночество человека перед огромным чужим не родным ему миром заставляло этого человека, не важно кого - каджуна, креольца или афроамериканца - обращаться к своим корням, выражать через музыку общие для них всех чувства и переживания. Поэтому чернокожее население южных американских штатов без труда ассимилировало национальную музыкальную традицию каджунов, да и сами франкоакадцы, переняв музыкальный строй и стилистику блюза, заиграли и запели на аккордеонах то, что было близко им самим на своем языке.
Click to view
Прежде чем эта музыка стала называться zydeco, изначальным ее наименованием было „La-la“ и „Zodico“.
Первая известная нам запись в стиле cajun-zydeco была сделана в 1929 году американо-креольским музыкантом Amédé Ardoin. Всего нам известно о 31 записи этого виртуоза-аккордеониста. 7 из этих песен были записаны в 1929 году.
Click to view
В 40-х и начале 50-х годов блюзы все больше и больше стали просачиваться в музыку cajun. В середине XX века zydeco завоевал огромную популярность у американского населения благодаря гению великого музыканта, игравшего в стиле zydeco, Клифтона Шенье (Clifton Chenier), а также благодаря творчеству Бузу Чависа (Boozoo Chavis).
Первыми записями zydeco в его классической cajun-форме блюза можно считать композиции Клифтона Шенье (Clifton Chenier). Что же он принес нового в zydeco и блюз? Если исполнители cajun - такие, как Amédé Ardoin - играли простую 4-х ступенчатую диатоническую гамму на кнопочном аккордеоне, Шенье использовал универсальный (фортепианный) аккордеон, что и позволило ему играть в блюзовом ключе. И если Элвис - король рок-н-ролла, а Би Би Кинг - король соул-блюза, то Клифтон Шенье - король zydeco. Именно так и принято называть этого музыканта: "король зайдеко".
Click to view
Что именно означает понятие zydeco, не совсем ясно. В 1965 году Шенье записал хит Les Haricots Sont Pas Salés/Zydeco Sont Pas Salés. Шенье полагал, что термин zydeco происходит от исковерканного англо-американцами французского выражения "Les haricots sont pas salés" ("Бобы не соленые"), относящегося к быту афроамериканцев, предпочитавших употреблять бобы с солониной. Скорее всего, такая этимология шуточна, ведь это понятие в своей ранней форме zodico было известно еще раньше.
Click to view
Boozoo Chavis родился в семье фермера-арендатора. На ферме его матери и приёмного отца было много лошадей, и Бузу всю свою последующую жизнь посвятил не только музыке, но и лошадям - он занимался конным спортом как наездник, а позже и как тренер. Его даже прозвали «Креольский ковбой» за любовь носить белую ковбойскую шляпу.
Пристрастие к музыке у Бузу Чависа появилась после того, как приёмный отец подарил ему аккордеон. В середине 40-х мать Чависа открыла в городе небольшой танцевальный клуб, в котором часто играл на аккордеоне её муж в сопровождении креольского скрипача Моррис Шенье и его племянника Клифтона. Поначалу Бузу тоже стал учиться играть на аккордеоне и выступал вместе с приёмным отцом, и даже не помышлял о профессиональной карьере. Но случай свёл Бузу Чависа с продюсером Эдди Шулером. Шулер предложил записать несколько треков на профессиональной студии и Чавис согласился. Уже в 1954 году появился легендарный хит "Paper in my shoe", который стал классикой zydeco.
Click to view
Среди остальных исполнителей музыки zydeco, каждый из которых внес (а многие живы и поныне продолжают вносить) свой вклад в ее развитие, следует назвать Dewey Balfa, Beausoleil, Buckwheat Zydeco, Chubby Carrier, C. J. Chenier, John Delafose, Beau Jocque, Rockin' Dopsie, Wayne Toups, Roy Carrier, Michael Doucet, Queen Ida, Rockin' Sidney, Wild Tchoupitoulas, Geno Delafose, Santiago Jimenez, Zachary Richard, Terrance Simien и многие другие.
На этом история zydeco, как и история блюза, конечно, не заканчивается. Как обычно, если этот стиль блюза особенно заинтересовал вас, пишите, и рассказ будет продолжен. Ведь нельзя в одном подобном сообщении рассказать всю историю zydeco и тем более истории жизни и творчества всех исполнителей.
Online Zydeco Cajun Radio