Стивен Уилсон сделал примечательную, невероятную карьеру. Основав в 1987 году тогда ещё вымышленную группу под названием Porcupine Тгее в качестве отдушины от своей «настоящей» команды No-Man, Уилсон за почти два десятилетия провёл Porcupine Тгее от шуточного статуса до 10-альбомного каталога. Уилсону никогда особенно не был по душе ярлык «прогрессивного рока» (хотя в недавние годы он стал меньше сопротивляться этому), но последний альбом Porcupine Tree 2009 года «The Incident», где представлена 55-минутная пьеса, разбитая на 15 концептуально связанных отдельных частей, подтвердил, что он плывёт против течения вкусов массового слушателя. Однако номинация на Грэмми диска 2007 года «Fear Of A Blank Planet» и способность РТ собирать аншлаги в таких местах, как лондонский Royal Albert Hall, говорит о признании его творчества. Porcupine Tree отказывались останавливаться на одном стиле и постоянно перескакивали с нео-прога на поп-музыку, эмбиент и хэви-метал, поэтому неудивительно, что сольный дебют Уилсона 2008 года Insurgentes оказался его самой экспериментальной работой на тот момент, добавив элементы пост-панка и даже шугейзинга к фундаменту из джаза, спейс-рока и авангардного звучания. Будучи упёртым индивидуалистом, Уилсон сторонится масс-медиа. По ряду причин он также ярый противник iPod'oв. «Приобретение альбома, CD или DVD связано с эстетическим удовольствием, чего нельзя получить от jpeg- или МРЗ-файла», - объясняет Уилсон. С тех пор как он завоевал доверие Роберта Фриппа во время турне с Porcupine Tree, Уилсон заработал репутацию компетентного специалиста по созданию ремиксов 5.1, хотя, если альбом ему не нравится по-настоящему, работать над ним он не станет. В противном случае, при отсутствии бюджета, он даже мог бы сделать это бесплатно. Сейчас «Porcupine Tree» формально находятся в отпуске, но страсть Уилсона к созданию музыки никуда не пропала. Записи выходят как по часам, одна за другой - будь то с Тимом Баунессом в давнем коллективе No-Man, с израильской суперзвездой Авивом Геффеном в Blackfield, с Микаэлем Окерфельдтом из Opeth в Storm Corrosion или в ряде других менее известных проектов. Работы Уилсона по-прежнему невероятны, и осечки случаются крайне редко.
Porcupine Tree «IN ABSENTIA» 2002
На втором в двухтысячных альбоме Porcupine Tree Стивен Уилсон оставил попытки «написать абсолютную 2,5-минутную поп-симфонию», какие он предпринимал на таких альбомах как «Stupid Dream» и «Lightbulb Sun». Позднее он рассказывал NME, что опыт продюсирования и гастролей со шведской металлической командой Opeth принёс «огромную пользу обеим группам в плане взаимообогащения». «In Absentia», где звукоинженером выступил Пол Нортфилд (Rush/Оззи Осборн), перенёс группу и её нового барабанщика Гэвина Харрисона на гораздо более жёсткую территорию, при этом не принося в жертву характер или сложность.
ТРЕК-ЛИСТ: 1. "Blackest Eyes" Steven Wilson 4:23 2. "Trains" Wilson 5:56 3. "Lips of Ashes" Wilson 4:39 4. "The Sound of Muzak" Wilson 4:59 5. "Gravity Eyelids" Wilson 7:56 6. "Wedding Nails" Richard Barbieri, Wilson 6:33 7. "Prodigal" Wilson 5:32 8. ".3" Wilson 5:25
9. "The Creator Has a Mastertape" Wilson 5:21 10. "Heartattack in a Lay-by" Wilson 4:15 11. "Strip the Soul" Colin Edwin, Wilson 7:21 12. "Collapse the Light Into Earth" Wilson 5:54
БАНДА: Steven Wilson - vocals, acoustic & electric guitar, piano, keyboards, banjo Richard Barbieri - analog synths, mellotron, hammond organ, keyboards Colin Edwin - bass guitar Gavin Harrison - drums, percussion Aviv Geffen - backing vocals (on "The Sound of Muzak" and "Prodigal") John Wesley - backing vocals (on "Blackest Eyes", "The Sound of Muzak", and "Prodigal"), additional guitar (on "Blackest Eyes")