Хотелось просто ролик запостить, но нутром чую, что нужна подводка. Правда, за такую подводку к основной теме любой редактор любого издания, после вычитки вывел бы меня в коридор и расстрелял. Я бы, наверное, отстреливался. Короче, будут некоторые пунктирные заметки на вечную тему «История одной или даже нескольких песен».
Итак: The Allman Brothers Band на своем ежегодном большом концерте в нью-йоркском The Beacon Theater исполняют знаменитую «Southern Man» легендарного (без оговорок и штампованных эпитетов) Нила Янга. Песня древняя, классная, завораживающая. Возможно, её бы сейчас и не помнили, если б не один сыр-бор разгоревшийся лет 40 назад после выхода янговских альбомов «After The Goldrush» и «Harvest».
Click to view
Нужно признаться, что в классической конфигурации - «
Кросби, Стиллз, Нэш и Янг» - все персонажи расставлены именно в порядке важности и значимости для меня. И Янг занимает своё последнее место, не попадая «в призы». Так получилось, что мулявиноподобный кантри-сингер Дэвид Кросби, «баффало-спригфилдовский» весьма и весьма искусный (респекты и уважухи от Хендрикса и Клэптона) гитареро Стивен Стиллз, «святоша» (бывший участник The Hollies) Грэм Нэш увлекали меня гораздо сильнее жидкотенорного канадца Нила Янга.
Песня «
Southern Man» с альбома «After The Goldrush» (1970) с примкнувшей к ней позднее «
Alabama» с пластинки «Harvest» (1972) вызвали весёлый переполох на музыкальном Юге. Сразу оговорюсь: к фундаментальным музыкальным достоинствам песен и альбомов, куда эти песни входят, всё нижеследующее не относится! Что же возмутило южан в этих песнях Янга? Опять же - «возмутило» - то ли это словцо? Может - «озадачило»? Стоит прочитать тексты этих песен и кое-что проясняется. Абсолютно дикие, оторванные от реальности клише, лихие южнофобские наскоки, могучий либеральный пафос жителя прогрессивных Северных штатов, регулярно голосующего за демократов, чванливая спесь перца столично-калифорнийского разлива по адресу хлопкоробов и реднеков. Просто не песни, а новая «Хижина дяди Тома» какая-то! Нет, серьёзно, мы можем не понять всех тонкостей, оттенков и полутонов прослушав песни и прочитав тексты, но в 70-е на американском континенте "все всё понимали", как те евреи из анекдота.
В любом случае это был весомый вклад звезды рок-н-ролла, участника Вудстока (о, это - пожизненная почетная верига) Нила Янга в давнюю социально-культурную пикировку между Севером и Югом. Истоки этого воистину выдающегося явления лежат так далеко и начинаются понятно когда, что говорить об этом хочется много, подробно, матерно и косноязычно, в унисон со Скарлетт О'Харой, но … в другой раз и по другому поводу. Как там говаривала Скарлетт: «Я подумаю об этом утром». Кстати, о голливудской же продукции - и талантливой, и бездарной на тему отсталого, испитого, грубого, расистского и малокультурного Юга можно тоже говорить и писать бесконечно. За сотню лет много чего накопилось. Само собой, это остаётся без ответа хотя бы в силу отсутствия у, не столько географической, не столько архаико-политической, а духовной Конфедерации (скажем так) своего Голливуда. Впрочем, мистер Янг в своих песнях настаивал на определённой бездуховности южан. Ответ ему, тем не менее, последовал. Да ещё какой!
Великие южане Lynyrd Skynyrd в 1974 записывают песню «Sweet Home Alabama”, которая и по сей день считается неофициальным гимном Южных штатов. То, что это было музыкальным приветом Нилу Янгу сейчас почти не вспоминают. А зря! Lynyrd Skynyrd в тексте песни проехались и по штампам на тему «плохого Юга», по многолетнему губернатору Алабамы Джорджу Уоллесу - стороннику расовой сегрегации и Solid South, по самому мистеру Янгу. Даже Уотергейтский скандал упомянули: дескать, нас он больше не беспокоит (что-то беспокоит меня этот Гондурас - а ты его не расчесывай!). Если использовать современные аналогии, то уровень иронии был приблизительно таков, как и в современном печально-знаменитом меме «жидобандеровец», про который тоже можно кое-что сказать, но в другой раз и по другому поводу. Естественно, никакой злобы и агрессии в песенном противостоянии между Нилом Янгом и Lynyrd Skynyrd не прощупать, как ни старайся! Мало того, вокалист «скинердов» Ронни Ван Зант стал выступать в футболке с изображением Янга.
Click to view
А сам канадец написал отличную лирическую песню «Powderfinger» для Lynyrd Skynyrd, которую южанам записать не довелось - в 77-м группа разбилась в авиакатастрофе, а сам Ван Зант погиб. Янг сам исполнил эту песню на альбоме 79-го года «Rust Never Sleeps», который признали лучшим альбомом того года, а некоторые критики и вовсе говорят об этой пластинке, как о лучшей работе Нила. Кстати, альбом Lynyrd Skynyrd с мега-хитом «Sweet Home Alabama» стал дважды платиновым.
Теперь о самом ролике. «Southern Man» - песня Нила Янга, песня потрясающая, песня легендарная. Почему не в исполнении Янга?
Во-первых и в напоминательных (см. второй абзац), мне не очень по душе янговская манера исполнения. Я не нашёл ни одной понравившейся мне аранжировки этой песни от Нила Янга и его коллабораций.
Во-вторых и в главных, очень символично, что эту песню исполняет (да ещё и как!) The Allman Brothers Band, которые с Lynyrd Skynyrd давно и прочно стоят краеугольными камнями в фундаменте южного рока, стиля широченного и полноводного, как Миссиссипи, вобравшего в себя лучшее в музыке за последние лет сто. Краше Грэга Оллмена не скажешь: «Говорить southern rock - всё равно что «роковый рок»!
В третьих и в не менее главных, услышать потрясающий дуэт разноплановых гитаристов Дерека Тракса и Уоренна Хэйнса - это бесценно! По моему, сегодня они лучшие на планете. Опять же приглашенные для концерта друзья - Рэндалл Брэмлетт (за Хаммондом вместо Грэга Оллмена) и ураганная Грэйс Поттер здорово вписались.
В четвертых и в печальных, моя любимая группа The Allman Brothers Band после сорока пяти безумных лет жизни, судя по всему, закончила.