Дорога, которую мы потеряли. «Туапсинка» и «немецкие» мосты

Dec 09, 2015 09:33

Случайно наткнулся на замечательную работу своего земляка, не могу не перепостить! Вообще, у него все работы хороши, рекомендую.

Оригинал взят у postav в Дорога, которую мы потеряли. "Туапсинка" и "немецкие" мосты


Сегодня я расскажу о том, что осталось от построенного почти 100 лет назад участка "хлебной" железной дороги Ставрополь-Армавир. К сожалению, революция и Гражданская война стали причиной того, что эта железнодорожная ветка, прозванная в народе "Туапсинкой",  прослужила всего 6 лет - с 1916 по 1922 год.  Потому то Ставрополь до сих пор остается железнодорожным тупиком. А ведь все могло быть иначе...



Разумеется, такой масштабный проект не мог исчезнуть бесследно. К слову, сейчас целый микрорайон в Ставрополе именуется "Туапсинкой". О железной дороге напоминают несколько сохранившихся мостов, виадуков, других мелких инженерных сооружений, которые часто называют одним емким термином "немецкие мосты". Так получилось поскольку в строительстве участка  принимали активное участие инженеры из Германии и Бельгии.

Под катом фотки сохранившихся мостов и краткая история ставропольского участка "Туапсинки"...



Пожалуй, наиболее знаменитым артефактом дороги является "немецкий" мост, который за 90 лет бездействия теперь плотно окружен Мамайским лесом. История этого моста напоминает мне кадры из фантастических фильмов, в которых все человечество погибает, а природа буйствует на руинах достижений цивилизации. Идете себе по лесу и тут - бах! Стоит этот вымахавший на 20 метров вверх красавец. Не знаю, есть ли еще где-то аналогичные объекты:



А неподалеку от Ставрополя сохранился брат-близнец "немецкого" моста - его называют Новокавказским. Здесь степь да холмы кругом.
Они не мешают созерцать величие этого строения:



А теперь давайте обратимся к истокам. Зачем вообще строили эту дорогу? Дело в том, что ставропольское крестьянство и купечество на рубеже XX века отчаянно искало новые рынки сбыта сельхозпродукции. Идеальным вариантом был черноморский порт Туапсе. В 1897 году была открыта ветка Кавказская - Ставрополь, построенная АО Владикавказской железной дороги. Пользуясь своей монополией, эта дорога диктовала свои цены и условия ставропольским крестьянам. Поэтому в 1908 году при поддержке правительства было образовано АО Армавир-Туапсинской железной дороги, как альтернатива, во главе с инженером путей сообщения Петром Перцовым. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний, благодаря чему "Туапсинка" получила славу "народной железной дороги". Карта дороги перед вами. Разрушенный участок отмечен пунктиром:



Проектирование и строительство дороги на ставропольском направлении было одобрено в 1912 году. Рулили процессом инженеры Александр Лаша и Иосиф Годзевич. Конкретно участок Армавир - Ставрополь был пущен 1 октября 1916 года. Путь от Ставрополя до Армавира отныне составлял 62 версты против 145 верст по Владикавказской железной дороге через Кавказскую. Строительство осуществлялось, в основном, на деньги ставропольского купечества.

Вот более детальная карта. Участок Ставрополь-Армавир выделен красной нитью:



Грузы по "Туапсинке" возили в основном такие паровозы как этот, серии Ы (не путать с комедией Гайдая).
При небольших размерах, такой паровоз развивал мощность до 1000-1100 л.с и тянул до 40 вагонов:



Появление нового железнодорожного направления заставило построить в Ставрополе второй вокзал. Сейчас он в удручающем состоянии:



А это пути ныне действующего в Ставрополе ж-д вокзала. Как видно, они ведут в тупик. Сей факт ограничивает как экономические возможности города, так и пассажиров, многим из которых приходится ехать за 55 км в город Невинномысск, чтобы сесть там на более удобный по направлению и быстрый по графику движения поезд:



В самом Ставрополе немало архитектурного наследия "Туапсинки". Вот, к примеру, мост на улице Заводская.
Сейчас по нему проходит подъездной путь к предприятиям в городской промзоне:



В микрорайоне "Чапаевка" тоже сохранился мост, только более высокий. Мост называют Ташлинским:



Вокруг речки Ташлы и самого моста все завалено мусором:



На этой фотке виден так называемый малый "немецкий" мост. Многие, кто слышал про "какой-то там старый мост на Мамайке" ошибочно считают, что это он и есть и не едут дальше. А зря. Надо лишь обогнуть Елагин пруд и двигаться на юг в сторону дачных участков:



Малый "немецкий" мост позирует на фоне частного сектора и ставропольских новостроек:



Протекавшая некогда под этим мостом речка Гремучка сейчас перегорожена плотиной Елагина пруда:



Проехав дачные участки вы упретесь в лес. К огромному сожалению, власти Ставрополя совершенно не заботятся о развитии туристической инфраструктуры. Иначе хотя бы пару табличек установили бы. Мол, как пройти на "немецкий" мост, туда-сюда. А так, ориентироваться советую по вот этому пожарному стенду. Сразу за щитом есть небольшая тропа, которая через 5 минут хода приведет вас к мосту через лес:



По мосту можно погулять. Даже не верится, что когда-то здесь ходили поезда:



Строили на века, чо:



Добраться сюда можно и на машине. Правда, если у авто низкий клиренс, я бы этого делать не советовал:



Разумеется, к "немецкому" мосту очень любят ходить на шашлыки местные жители:



Причем судя по степени загрязненности территории вокруг моста забирают свой мусор далеко не все. Никаких урн и прочих благ цивилизации вроде лавочек, здесь конечно же нет:



Высота моста около 20 метров:



Прогулка к "немецкому" мосту - одно из развлечений ставропольской молодежи. Ну а что - романТик:



Мост также очень любят ребята из всяких альпинистских клубов. Здесь регулярно проходят разные тусовки, соревнования:



В выходные дни  всегда кто-то спускается или прыгает с тарзанки. Другого такого места для этих целей в Ставрополе, я не знаю:



Говорят, этот мост еще интересен тем, что весь построен из ставропольского ракушечника, почти без применения бетона:



Так мост в Мамайском лесу выглядит поздней осенью:



А так - в разгаре лета:



А теперь давайте выберемся из Ставрополя и поедем к селу Нижняя Татарка. На авто это займет минут 20-25. Отъехав от Татарки несколько километров по правую сторону можно наблюдать еще один безымянный артефакт "Туапсинки":



Далее проследовав через поселок Верхнеегорлыкский выезжаем прямо к Новокавказскому мосту:



Это бесснежный ставропольский февраль-2013. Здесь как на ладони Малый (на переднем плане) и Большой Новокавказские мосты:



Участок "Туапсинки" от Ставрополя до Армавира был самым сложным. Каждая верста дороги здесь обходилась в 80 и более тысяч рублей серебром. Такой уж рельеф:



Но расчетливые ставропольские купцы не зря давали деньги на строительство. 90 лет без обслуживания, а мостик хорошо сохранился:



Учтите, что в отличие от "немецкого" моста в лесу, эти подвержены воздействию стихии, здесь проходит узкий ветровой коридор:



Возможно, просто время разрушило один из пролетов Большого Новокавказского моста. А может, это оползневая активность такая. Кстати, об этом, как о причине закрытия всего участка Ставрополь-Армавир, заявил профессор СКФУ, геолог Борис Галай (пост про то, уйдет ли Ставрополь под землю тут: http://postav.livejournal.com/#post-postav-25183 ). Но скорее всего мост пострадал во время Гражданской войны. По ходу, он был хорошей мишенью. В ту пору здесь отчаянно воевали с помощью тяжелых орудий, установленных на бронепоездах:



Любопытно, что один из бронепоездов, ходивших по "Туапсинке" под флагом белых, назывался "Единая Россия":



Особенно жаркие бои шли на "Туапсинке" в районе сел Демино, Татарка и Надзорное в сентябре - ноябре 1918 года при обороне Ставрополя Добровольческой армией. В результате дорога была разрушена во многих местах. Участок от Ставрополя до Армавира был окончательно закрыт в 1922 году:



Под Новокавказским мостом протекает река Егорлык:



Рельсы и шпалы ставропольского участка “Туапсинки” были использованы при строительстве участка Петровское (Светлоград) - Благодарное, пуск которого состоялся в 1928 году. Об удобном транспортном пути для экспорта хлеба в голодные годы НЭПа никто уже не думал. По слухам, на участке Ставрополь - Татарка рельсы пролежали до конца 1940-х годов:



Может это и сказка про белого бычка, но по некоторым данным в годы немецкой оккупации гитлеровцы якобы хотели восстановить ставропольский участок "Туапсинки", но им просто не хватило времени. В Ставрополе немцы хозяйничали всего около полугода:



Сколько еще осталось Новокавказскому мосту, никто не знает:



Вполне возможно, что очередной его пролет обрушится уже очень скоро, о чем красноречиво намекают большие трещины:



Но бесстрашным любителям высоты это только добавляет драйва. Новокавказский мост также очень популярен у скалолазов:



Любопытно, что пару лет назад в интернете муссировался слух о том, что ставропольскую "Туапсинку" могут восстановить. Якобы РЖД и Сбербанк даже намерены заключить соглашение и профинансировать стройку. Но все это оказалось фейком. Хотя, определенная экономическая целесообразность в восстановлении участка Ставрополь-Армавир все же есть. Посмотрите, с какими проблемами сталкиваются современные фермеры, пытающиеся вывезти свою сельхозпродукцию к черноморским портам: http://www.business-st.ru/index.php/spisok-statei/17-persona-nomera/4658-kak-budut-vyvozit-urozhaj



Вопрос в другом. Я думаю, осилить даже небольшой участок ж-д полотна в современной России будет крайне сложно, ведь Туапсинка уже не будет народной. Такие объекты раньше строили всем миром, поэтому и контроль за расходованием средств был что надо:



Много тайн до сих пор хранит ставропольский участок "Туапсинки". За 100 лет много воды утекло. И пока еще мосты стоят, всем кто будет в Ставрополе, советую посетить описанные выше объекты - хотя бы просто чтобы прикоснуться к уникальным памятникам истории:



Хочу выразить респект создателям и авторам контента, выложенного на сайте http://tuapsinka.ajp.ru/index.html, который я в этом посте неоднократно цитировал.

история, фотографии

Previous post Next post
Up