Каждый год в последние выходные октября мы собираемся на праздничный, прощальный выход под парусом. В этом году наш клуб почему-то решил завершить сезон на неделю раньше, поэтому нам пришлось выдвинуться 24 октября.
Кстати, когда я их спросил, почему они отняли у нас неделю, они привели какое-то совершенно абсурдное объяснение. Типа, два прошлых года в последнюю неделю октября были сильные штормы (что правда), так что они теперь решили предохраняться.
Так или иначе, команда собралась в количестве пяти человек: я капитаном (в последнее плавание сезона я всегда надеваю капитанскую фуражку), Серёга, Коби, Нил и Дима.
Лодку удалось заказать неплохую: 32-футовую Beneteau 323 «Алекс» (это женское имя). Да и прогноз был замечательный: солнечно и ветрено (хотя уже и прохладно).
Так оно и вышло. Когда мы собрались в девять утра на причале, светило яркое солнце. Настроение было соответствующим случаю - радостным, но с примесью грусти, всё-таки выходим в последний раз.
Мы загрузили запасы провианта (традиционное спасибо, Коби!) и рома, отдали концы и вывели «Алекс» от причала. Команда подняла грот (основной парус) и раскрутила стаксель, обещанный свежий западный ветер наполнил паруса, и мы понеслись!
Большая белая Луна над Бостоном осталась за кормой. Ветер тоже был сзади: то западный, то северо-западный. Был прилив, и мы шли против течения, но с нашим прекрасным ветром это было неважно. Мы щёлкали ориентиры на берегу как семечки: аэропорт, малый фарватер, яхтенная стоянка для больших кораблей, Олений остров.
Бостон остался далеко позади; только на максимальном зуме фотоаппарата можно было разглядеть парусные лодки и выдвигающийся скоростной паром.
Честно говоря, тогда я толком не обратил внимания, но теперь, разглядывая фотографии, вижу интересный феномен, который мы
наблюдали и в прошлом году на последнем плавании сезона: острова, парящие над поверхностью воды. Если рассмотреть эту фотографию внимательно, то можно увидеть такие острова справа на заднем плане, а слева вдалеке парит аж целый маяк Грейвза.
Часа через полтора мы уже были у маяка Оленьего острова: надо было решать, а что мы собственно собираемся делать. Посовещавшись, решили, что этот день заслуживает, чтобы наполнить его событиями: обойти всю бухту снаружи, полюбоваться на оба наши маяка (Бостонский и Грейвз), а также высадиться на какой-нибудь интересный остров.
Коби и Нил, сменяясь за штурвалом, провели «Алекс» по Южному фарватеру (путанное название: он ведёт к северу из бухты, но немного восточнее Северного фарватера поблизости), после чего мы отвалились к востоку и взяли курс на Грейвз.
К
маяку Грейвза мы подошли достаточно близко, чтобы хорошенько его рассмотреть. Я неоднократно рассказывал о том, как прекрасно восстаёт он из скал морских и о том, как его относительно недавно его продали на аукционе частному владельцу, который не жалеет сил и средств для его реставрации.
К маяку мы подшли весьма близко. Внимательно рассмотрели и его самого, и недавно отреставрированный oil house (домик, где до изобретения электричества хранилось масло для маяка) с недавно восстановленным новым хозяином переходом в башню маяка.
Рядом с маяком на бочке была пришвартована оранжевая лодка хозяина маяка, которую, как я читал, они купили у Береговой охрана. А с другой стороны на бочке же стояла другая моторная лодка, где люди явно собирались нырять с аквалангами.
Хорошенько осмотрев маяк Грейвза с воды, мы отправились в сторону Телячьего острова, где у нас планировался праздничный обед с последующим десантом на остров. Почему именно Телячий? Там было куда приткнуться, чтобы спрятаться от западного ветра. Ну и, конечно, он относится к внешним островам Бостонской бухты, которые мы все любим (в смысле, все из нас любят все из них), потому что не любить их невозможно.
Якорная стоянка там непростая: по больше части слишком глубоко, а там где глубоко не слишком, там близко к берегу и скалы вокруг, так что мы решили не искушать судьбу, убрать паруса и вставать на якорь под мотором. Тут у нас случилось неожиданное и потенциально неприятное приключение: пока мы спускали грот (главный парус), от него каким-то образом отцепился фал (конец, который выходит из верхнего конца мачты и прикрепляется к верхнему углу паруса, чтобы того поднимать). Как это произошло, мы так и не поняли, но факт оставался фактом: парус был аккуратно сложен на гике, а чёрный фал издевательски покачивался над нашими головами, слишком высоко, чтобы его достать.
Надо было срочно что-то делать, иначе фал мог бы безнадёжно запутаться в оснастке. Мы сделали перерыв в постановке на якорь и принялись ловить фал. В конце концов мы достали boat hook (длинный крюк, который обычно используется при швартовке на бочку) и Дима после нескольких попыток смог-таки зацепить и вытянуть чёртов фал. Мы прикрепили его обратно к парусу и семь раз проверили, что он надёжно закреплён.
После этого приключения мы возобновили якорные манёвры: нашли, где его можно бросить и бросили. Место это было некомфортно близко к берегу, но ветер дул от острова (как и было задумано) и по мере того, как мы вытравливали якорный канат, относил на всё дальше и дальше от опасности.
Удостоверившись, что якорь прочно держит, мы наконец-то осмотрелись: как тут у нас с ветром и волнами? Хорошее ли место для обеда? Остров худо-бедно защищал от ветра и немножко от волн; к счастью, поскольку ветер был с берега, волны в тот день вообще были небольшие.
Поскольку с нами был Коби, ланч превратился в серьёзное пиршество.
Было выпито много рома и сказано много тостов о прекрасности хождения под парусом, суровой мужской дружбе и о капитане и команде. Нил и Дима были на подобном праздновании впервые (они присоединились к нам в этом году); выпили и за них.
В кокпите на якорной стоянке еда всегда вкуснее, ром слаще, а суровая мужская дружба сильнее. Но пора было продолжать приключения. Мы накачали «тузик» (нашу надувную шлюпку), загрузились туда и отправились на Телячий остров. И, кстати, то, что мы её смогли надуть, уже само по себе было большим достижением. Как-то в этом сезоне у нас постоянно были проблемами с насосами для тузиков: то они не подходили друг к другу, то просто не качали. А тут вот выдался прекрасный день, и всё работало.
Нил почему-то остался на «Алекс». Может, не рискнул полезть с нами в тузик? Честно говоря, официально такие лодки рассчитаны на трёх человек, но я часто возил на них пятерых, и как-то даже и шестерых - и ничего! Но я особо настаивать не стал (это даже хорошо, когда за лодкой на якоре кто-то присматривает), и мы погребли вчетвером. В принципе у нас был бензиновый мотор, но на тузик но мы его брать не стали. Зачем нам весь этот шум и вся эта вонь?
Если не ошибаюсь, это было моё третье посещение Телячьего острова. В первый раз я
был здесь с Максом четыре года назад, а потом
с Серёгой и Леной в прошлом сезоне. Пока мы гребли, я вспомнил, что здесь не так просто высадиться: нет хорошего пляжа, а какие есть, полны камней, скал, и склизких поросших водорослями валунов. Раньше мы всегда брали налево, заходили, так сказать, за угол острова и высаживались на его южном конце - и это было непросто.
Если помните, я упомянул, что когда мы выходили из бухты утром, вода прибывал и нам пришлось идти против течения. Как оказалось, пока мы пиршествовали, прилив более-менее дошёл до своей верхней точки. Разброс между приливом и отливом в Бостоне (и вообще в Массачусетском заливе) очень немаленький - три метра - и на большой воде всё выглядит не так, как на малой. Выяснилось, что небольшой пляж недалеко от нашей стояки стал вполне доступен: все страшные камни и скалы оказались под водой, надо было просто аккуратно смотреть, чтобы не налететь на них днищем.
Историю Телячьего острова я описывал раньше, так что повторяться не буду.
Полюбовавшись на Бостонский маяк на острове Малый Брюстер неподалёку, мы нашли тропинку, ведущую к руинам миллионерской дачи.
Осмотрели руины (труба одного из двух каминов всё ещё возвышается над островом; другую разрушили злые люди ещё до моего первого посещения), полюбовались на бухту и далёкий Бостон с того места, где раньше была беседка-бельведер и элегантно одетые гости (мужчины во фраках, дамы в вечерних платьях) пили шампанское и спустились к тому месту на западной стороне где, как мне кажется, раньше был причал, а теперь остались две старые торчащие из воды сваи. Поскольку дело было на большой воде, торчали они совсем чуть-чуть.
На этом часть острова с остатками цивилизации кончилась, и мы продолжили наш путь карабкаясь по прибрежным скалам, а потом вернулись обратно на восточную строну по узкому перешейку в середине острова, рядом с небольшим озерцом. И дальше обратно, снова карабкаясь по скалам и продираясь сквозь заросли кустарника.
В прошлый раз мы
были здесь в начале июня, и остров был покрыт чайками, очень недовольными нашим появлением. Впоследствии мы обнаружили на острове много гнёзд с яйцами, и недовольство чаек разъяснилось. А в этот раз на острове не было ни одной птицы: не сезон, очевидно.
Сквозь скалы показалась наша «Алекс». Всегда очень приятно найти оставленную на якоре лодку там, где ты её оставил.
Возвращаясь на лодку на тузике, мы вдруг услышали громкий «плюх» совсем рядом. Это оказался морской котик. К сожалению, мы не успели его сфотографировать... По-моему, это был первый (и, увы, последний) котик, увиденный в бухте в этом сезоне.
Было уже начало четвёртого: как-то мы немножко закопались с пиршествами и сухопутными прогулками. С якоря снялись без приключений; Дима встал за штурвал и мы отправились обходить Бостонскую бухту по восточной кромке на юг, к Бостонскому маяку.
Бостонский маяк - самый старый маяк в Северной Америке - тоже неизменно прекрасен. Он мигает очень ярко, причём и днём тоже (обычно маяки включаются только в сумерках), и когда я даже издали вижу его вспышки, они на меня всегда действуют очень терапевтически. Типа, не волнуйся, жизнь продолжается, ситуация под контролем.
Когда идёшь снаружи бухты мимо Бостонского маяка, в какой-то момент он оказывается на фоне небоскрёбов делового центра. Если на фотоаппарате есть длинный зум, фотографии всегда получаются эффектными и немножко разными (в зависимости от положения лодки и длины зума).
Потом мы повернули обратно в бухту, на запад, и, по мере того как неспешными галсами продвигались вглубь мимо маяка, постепенно осознали, что что-то происходит не так. Ветер сильно ослаб, а течение опять было против нас и сносило нас назад, пока мы вынуждено шли галсами, так как оказались против ветра. Дело между тем близилось к закату; облака на юго-западе окрасились невыразимой акварелью, Бостонский маяк, который был теперь на востоке, оказался освещён таким специальным розовым цветом, что когда я взял в руки фотоаппарат, чтобы его запечатлеть, Коби проникновенно сказал: «Ну прямо в календарь фотография!»
Прошло часа полтора, прежде чем мы смогли повернуть направо, в сторону острова Джорджа и фарватера под названием The Narrows («узкое место») между острова Джорджа и Гэллопа с одной стороны и Ловелла с другой. К тому времени за штурвалом стоял я. Наступили сумерки, и ветер почти совсем иссяк. The Narrows мы прошли каким-то чудом: я был уж и не наделся, что ветра нам хватить, а дрейфовать в узком фарватере с отмелями и скалами по сторонам - идея неконструктивная.
Но каким-от чудом мы всё-таки его преодолели, выползли на оперативные простор и отправились в сторону маяка Оленьего острова. Было уже темно, и становилось всю холоднее и холоднее: я напялил на себе все многочисленные слои, которые утром побросал в сумку просто так, совершенно не предполагая, что они могут пригодиться одновременно.
Идти надо было снова на запад и снова галсами, и сделав несколько поворотов, мы заметили, что вообще не продвигаемся вперёд, а топчемся на одном и том же месте.
И тут, в темноте и в холоде, моя команда дрогнула. Мы решили, что день уже был длинным, и мы совершили достаточно. Смотали стаксель, затянули грот, включили двигатель и отправились в Бостон на моторной тяге. Под железным стакселем, как любил говорить мой инструктор Брентон.
В последний день сезона всё приобретает особый смысл. Мы в последний раз полюбовались огнями ночного Бостона, в последний раз пришвартовались к причалу. Я обратил внимание, что все остальные лодки стояли на месте - мы были последними. Если вдуматься, это не в первый раз со нами случается - что наша лодка оказывается последней в сезоне. Ну, а как же иначе? Хождение под парусом - это жизнь, а жить надо на полную катушку.
Расходиться не хотелось. Откуда взялась ещё еда и ещё выпивка. Я был несколько расстроен, что пришлось включить мотор. Думал, что если бы не пошли на остров, хватило бы ветра на обратный путь. Но с другой стороны, чего мне ещё надо. Под парусом походили славно, обошли бухту, осмотрели оба маяка, высадились на остров. Прекрасный последний день.
Но, сколько бы нам ни хотелось бесконечно сидеть в кают-компании и пить виски, когда-то надо было уйти. Мы закрыли лодку, прошли по причалу и поднялись наверх по трапу. Тяжёлая железная дверь захлопнулась за нами. Теперь надо ждать весны.
* * *
Да, а через несколько дней по побережью штата Массачусетс
прошёл суровый шторм. В прогнозах на Массачусетский залив были написаны были написаны довольно страшные вещи типа северо-восточного ветра 30-40 узлов с порывами до 65 и волнами 18-23 фута. В районе Трескового мыса - и того хуже. Так что, выходит, ребята из нашего клуба хорошо понимали местную погоду. Зря мы над ними смеялись.
This entry was originally posted at
https://bluedrag.dreamwidth.org/382260.html. Please
comment there using
OpenID.